Фрагмент для ознакомления
2
Автореферат
выпускной квалификационной работы бакалавра
на тему «Интерактивные технологии в обучении иноязычному говорению»
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.
Наиболее сложно обучаемыми иноязычными умениями являются умения устного общения – диалогическая и монологическая речь. Сложность восприятия и порождения речи определяет необходимость в поиске различных методов речевого общения.
В условиях урочного времени, большой наполняемости класса трудно практически развить умения говорения на самопроизвольном уровне. Используемые в школе методы и приемы обучения иноязычному говорению свидетельствуют об их низкой эффективности. Все это показывает, что в обучении умений говорения необходимо выбирать такие методы обучения, которые позволяли бы обучающимся самостоятельно вступать в дискуссию, поддерживать ее, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую. При этом не ждать помощи и подсказки учителя. Одним из таких методов обучения являются интерактивные технологии.
Таким образом, поиск средств и методов развития умений иноязычного говорения становится первоочередной задачей перед учителем английского языка.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучение особенностей обучения английскому языку на разных этапах обучения занимались многочисленные исследователи. Все это позволило раскрыть специфику обучения английскому языку не только с психологической точки зрения (с учетом механизмов порождения речи и особенностей восприятия иноязычной речи обучающимся разного возраста), но также и рассмотреть методические особенности обучения (с учетом выбора методов, форм работы с обучающимся разного возраста и уровня подготовки).
Сложность развития у обучающихся умений иноязычного говорения указывает на неоднозначность точки зрения ученых в отношении подходов, методов и форм в обучении данному коммуникативному умению.
Важное значение в развитии умений иноязычного говорения отводится коммуникативному подходу (Е.И. Пассов, Р.П. Мильтруд). Данный подход предполагает активную речевую деятельность обучающихся в реальных или условно-реальных речевых ситуациях. При этом объект обсуждения должен быть новым, информативным, познавательным, но в тоже время быть связанным с имеющимся у обучающихся жизненным опытом (Пассов 1991).
Развитие умений иноязычного говорения возможно в случае реализации социально-ориентированных технологий обучения – содержание обучения английскому языку осуществляется с позиции содержательной и процессуальной стороны обучения. В таком формате, содержание обучения проектируется «как предмет деятельности обучающегося», что обеспечивает личностных характер приобретаемых знаний, деятельностный и диалогический характер (диалогическое общение всех субъектов иноязычного общения). Такой процесс обучения обеспечивается использованием контекстного подхода (А.А. Вербицкий, О.А. Шевченко) (Вербицкий 2017).
Контекстность в процессе обучения осуществляется с помощью применения проблемных ситуаций – ситуаций, порождающих самопроизвольное развитие у обучающихся умений общения с учетом результирующей и процессуальной стороны обучения. О.В. Барышникова, В.Ф. Тенищева, Н.П. Хомякова подтвердили, что использование контекстного подхода позволяет добиться основных целей иноязычного обучения (Барышникова 2014).
Фундаментальное обоснование использования контекстного подхода в развитии иноязычных умений у обучающихся нашло свое отражение в рамках интерактивного подхода. Исследованием теории методики обучения говорению в рамках интерактивного подхода занимались ряд ученых, такие как И.А. Зимняя, Е.В. Коротаева, С.С. Кашлев, Е.И. Пассов (см Зимняя 2011, Кашлев 2013, Пассов 1991). Е.И. Пассов указывал на то, что интерактивность всегда сопровождает коммуникацию и зачастую является условием для всестороннего общения между обучающимися (Пассов 1991).
Объект исследования – это обучение иноязычному говорению на уроках английского языка.
Предмет исследования – методика обучения иноязычному говорению посредствам использования интерактивных технологий.
Цель исследования – раскрыть методику обучения иноязычному говорению посредством интерактивных технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные характеристики иноязычного говорения как вида речевой деятельности;
2. Рассмотреть использование интерактивных технологий в обучение иноязычному говорению;
3. Определить возможности использования интерактивных технологий в современных учебно-методических комплексах по английскому языку;
4. Описать приемы обучения говорению посредством использования интерактивных технологий.
Методы исследования: анализ лингводидактической литературы с целью выявления сущностных характеристик процесса говорения в условиях иноязычного обучения;
- анализ методической литературы с целью определения методов и особенностей их использования среди обучающихся средней школы в процессе развития умений иноязычного говорения посредством интерактивных технологий;
- анализ учебно-методической литературы, позволивший определить особенности построения обучения иноязычному говорению и разработать упражнения, направленные на развитие умений иноязычного говорения посредством интерактивных технологий.
Теоретико-методологическими основами исследования послужили труды в области:
- использования деятельностного подхода как ключевого элемента в развитии самостоятельной деятельности обучающихся, умения поиска и использования информации, и как следствие, ее применения в речевой ситуации (Н.Д. Гальского, И.А. Зимняя, Е.Н. Соловова и др.). Данный подход позволил выделить характер деятельности обучающихся в процессе интерактивного взаимодействия.
- развития компетенций в разрезе компетентностного подхода (Р.П. Мильруд, Е.Н. Рогов и др.). Данный подход позволил определить результаты развития умений иноязычного говорения у обучающихся средней школы, а также выделить основные направления в отношении характера развития коммуникативной компетенции обучающихся.
- использования интерактивного подхода в развитии умений речевого общения у обучающихся (В.К. Дьяченко, Р.П. Мильтруд, М.С, Панина и др.), позволивших в полной мере определить условия, формы и задачи использования интерактивных методов в обучении иноязычному говорения.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложения.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и основные задачи, определена практическая значимость результатов проведенных исследований.
Первая глава посвящена обзору литературы по проблеме исследования.
В разделе 1.1 «Основные характеристики иноязычного говорения как вида речевой деятельности» отражены особенности иноязычного говорения и требуемые результаты, которые должны достичь обучающиеся в процессе обучения английскому языку и используемые при этом средства согласно ФГОС ООО.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Дж. Джули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 2-е изд., - М. : Просвещение, 2023. – 144 с.
2. Английский язык : 6-й класс : : учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. изучением англ. языка / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – М. : Просвещение, 2015. – 184 с.
3. Архипова, Ж.Ю. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся / Ж.Ю. Архипова. - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-152177.html (дата обращения:26.10.2023).
4. Брагина, О. А. Система упражнений в процессе обучения диалогической речи / О.А. Брагина // Иностранные языки в школе. – Москва, 1985. – № 3. – С. 22-27.
5. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : Пробл. и перспективы : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр яз» / И.Л. Бим. - Москва: Просвещение, 1988. - 256 с.
6. Бим, И. Л. Личностно ориентированный подход – основная стратегия обновленной школы. Иностранные языки в школе / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2002. - 214 с.
7. Брейгина, М.Е. О контроле базового уровня обученности / М.Е, Брейгина // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2. - С.22-24.
8. Вайсбурд, М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух / М.Л. Вайбурд. – Москва : Просвещение, 1985. – 134 с.
9. Васильева, И.Б. Создание и проведение ролевых игр на уроках английского языка : Методические рекомендации для преподавателей / И. Б. Васильева, В. М. Шафоростова. – Москва : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 157 с.
10. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании рус. яз. как иностр. : учеб. пособие для студентов филол. специальностей и преподавателей рус. яз. и литературы иностранцам / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров ; МГУ. Науч.-метод. центр рус. яз. при Моск. гос. ун-те им. М. В. Ломоносова. Группа страноведения. - Москва, 1973. - 232 с. :
11. Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 39-45.
12. Гальскова, Н.Г. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Г. Гальскова, Н. И. Гез. - Москва, 2004. – 89 с.
13. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам / Н.И. Гез. - Москва: Высш. школа, 2016. - 373 с.
14. Гончарова, Е.В. Коммуникативная компетентность: возможности диагностики и развития : учебное пособие / Е. В. Гончарова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тихоокеанский государственный университет". - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. - 151 с.
15. Гричановская, Е.С. Интерактивные технологии обучения иностранным языкам: особенности применения на уроке / Е.С. Гричановская, А.П. Колупаева // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Личность как объект психологического и педагогического воздействия» (11 июня 2018 г., г. Тюмень). - Уфа: ОМЕГА САЙНС. - 2018. - С. 14-17
16. Гулая, Т.М. Инновационные технологии в преподавании и изучении английского языка / Т.М. Гулая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019.– № 1. – Ч. 2. – С. 72 – 74.
17. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2019. - 287 с.
18. Ефимова, Ю. К. Ролевая игра как эффективное средство развития иноязычной речи : на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук / Ю. К. Ефимова ; Южно - уральский фед. гос. гум. пед. ун-т – Челябинск, 2021. – 47 с.
19. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2011. - 74 с.
20. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие/ С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
21. Кларин, М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педа- гогика. — 2000. — № 7. — С. 21—28.
22. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т.Н Колокольцева. – Волгоград : Издательство Волгоградского госуниверситета, 2011. -260 с.
23. Курышева, И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. М., 2020. - 112 с
24. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка / Р.П. Мильруд/ ИЯШ,2004. - № 7. - С. 30 – 36.
25. Могилевич, Ю.Л. Система формирования умений иноязычного делового общения у студентов университета / Ю.Л. Могилевич. – Саратов: Изд-во: Сарат. гос. техн. ун-та, 1999. - 226 с.
26. Никишина, И.В. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования. Методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград, 2001.
27. Олейник, Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / Т.И Олейник. - Москва: Просвещение, 2012. - 246 с.
28. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
29. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова. – Москва : Академия, 2009.
30. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
31. Петрашунас, Е. Ю. Интерактивные технологии в становлении языковых компетенций студентов / Е. Ю. Петрашунас // Материалы международной научно-практической конференции, проводимой в рамках Программы Темпус IV. Витебск, 2010. - С. 51–54
32. Плотникова, Т.Н. Диалог как объект исследования в современной науке у детей дошкольного возраста / Т. Н. Плотникова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – 22 с.
33. Потапова, Н. В. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся. Методическое пособие для преподавателей иностранного языка / Н.В. Потапова. - Кемерово, 2009. - 16с.
34. Прилепо, А.Ю. Активные и интерактивные методы образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии / А.Ю. Прилепо // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – №6
35. Рыжкова, А. С. Ролевая игра как средство развития умения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку (английскому) : на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук / А. С. Рыжкова; Фед. гос. урал. пед. ун-т – Екатеринбург, 2018. – 82 с.
36. Сафронова, В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В. В. Сафронова. - М.: Еврошкола, 2001. 271 с.
37. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Изд-во МВГУ, 2013. – 36 с.
38. Стребна О. В. Интерактивные методы обучения в практике работы средней школы / О.В. Стребна, А.О. Соценко. - Харьков: изд. группа «Основа», 2015. - 176 с.
39. Суворова Н.А. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. А. Суворова. – Москва : «Академия», 2005. - 167с.
40. Толстых, Н.Х. Интерактивные приемы школьного обучения/ Н. Х. Толстых. - М.: Просвещение, 2013. - 45 с.
41. Уайзер, Г.М. Развитие устной речи на английском языке. 5-8 кл.: учебное пособие / Г.М. Уайзер, А.Д. Климентенко. – Москва : Просвещение, 1972. – 176 c.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2017. – 31 с.
43. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность // Л. В. Щерба. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. - Л., 1974. - С. 24-31.
44. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие/ А.Н. Щукин. - 2-е изд. - М.: Филоматис, 2010. - 188 с.
45. Харханова, Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников : автореф. дис. . канд. пед. наук / Г.С. Харханова. - Калининград, 1999. - 21 с.
46. Яндиева, А. И. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку / А.И. Яндиева // Успехи современной науки / Ингушский нац. ун-т Магас, 2017. – С. 100-102. – № 4. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=29317514 (дата обращения: 25.10.2023).
47. Ярунина, С. А. Ролевые игры при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / С. А. Ярунина // Вестник Майкопского государственного технологического университета / Майкопский гос. тех. ун-т. – Майкоп, 2017. – С. 56-68. – №4. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-igry-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 23.11. 022).
48. Campbell R. The Study of Language Acquisition / R. Campbell, R. Wales // New Horizons in Linguistics / J. Lyons (ed). Harmondsworth: Penguin Book, 2010. P. 242 – 260.
49. Gumperz J. Communicative Comptence Revisisted / J. Gumperz // Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications. Cambridge: Univ. Press, 2004. P. 278 – 289.
50. Lamy M. N., Hampel, R. Online communication in language learning and teaching. London: Palgrave Macmillan, 2006. 258 p.