Фрагмент для ознакомления
2
Организация работы ОСЗН г.Ижевска.
ОСЗН г.Ижевска самостоятельно осуществляет деятельность, предусмотренную Уставом, в соответствии с законодательством РФ и г. Ижевска. В своей деятельности Отдел социальной защиты населения учитывает интересы населения.
ОСЗН г.Ижевска имеет право в установленном порядке:
-имеет право в пределах своей компетенции заключать государственные контракты и договоры в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке;
-запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти г. Ижевска вопросы, относящиеся к компетенции ОСЗН г.Ижевска;
-принимать меры, направленные на обеспечение соблюдения федерального законодательства, законов и иных правовых актов г. Ижевска по вопросам, входящим в компетенцию ОМСУ, в установленном законом порядке;
-организовывать встречи и семинары по вопросам, входящим в компетенцию ОСЗН г.Ижевска, с приглашением представителей администрации г. Ижевска, органов местного самоуправления и юридических лиц;
-организовывать благотворительные акции и программы, направленные на содействие гражданской занятости и социальной поддержке;
-определять в пределах своей компетенции порядок использования и распоряжения информационными ресурсами, формируемыми Минтрудом России;
-участвовать во встречах и мероприятиях, организуемых по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
-вести переговоры с организациями, заключать с ними в установленном порядке договоры (соглашения) и участвовать в реализации договоров (соглашений) Правительства г. Ижевска по вопросам, входящим в компетенцию Учреждения.
ОСЗН г.Ижевска обязано:
-нести ответственность в соответствии с законодательством за нарушение договорных и бухгалтерских обязательств, административных регламентов;
-обеспечить соблюдение санитарных норм и требований для разумного использования земли и других природных ресурсов, устранения загрязнения окружающей среды и защиты здоровья сотрудников и жителей;
-обеспечивать безопасное, эффективное и целевое использование имущества;
-обеспечивать безопасные условия труда для сотрудников и нести ответственность, в соответствии с установленными процедурами, за любой ущерб, причиненный сотрудникам вследствие травм, профессиональных заболеваний или других опасных для здоровья факторов, связанных с выполнением ими своих обязанностей;
-отвечать за безопасное хранение документов (например, управленческой, финансовой, экономической и кадровой документации);
-обеспечивает передачу документов, имеющих научно-историческое значение, на государственное хранение в архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем документов;
-хранить и использовать личные документы в соответствии с установленным порядком;
-вести оперативный учет результатов хозяйственной и иной деятельности, вести статистический и бухгалтерский учет и отчитываться о результатах деятельности в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Основными задачами ОСЗН г.Ижевска являются:
-проведение единой и эффективной государственной политики г. Ижевска в сфере социальной помощи и социального обслуживания населения;
-защита конституционных прав граждан г. Ижевска в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения;
-реализация и совершенствование мер социальной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, пожилых людей, ветеранов, участников боевых действий и инвалидов (создание условий для повышения уровня жизни населения, адресная социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и т.д.).
Виды деятельности (услуги) ОСЗН г.Ижевска:
-организует реализацию нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, включая предоставление мер социальной помощи;
-контролирует исполнение законодательства и гарантирует предоставление социальных услуг в соответствующих муниципальных образованиях в пределах компетенции ОСЗН г.Ижевска;
-организовывать реализацию государственной социальной политики в области социальной поддержки и социального обслуживания жителей г. Ижевска;
-повышение уровня жизни населения; оказание социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; оказание социальной помощи семье, женщинам и детям; профилактика распада семей, социального сиротства и социального сиротства; повышение качества социальной помощи и услуг населению; реинтеграция и интеграция в общество граждан с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов; пенсионное обеспечение;
-поддерживать реализацию региональных целевых программ по социальной помощи военнослужащим и больным в боевых действиях;
-проводит оценку эффективности и анализ реализуемых в районах целевых программ, готовит аналитическую информацию и предложения учредителям по совершенствованию системы социальной защиты населения и иные виды деятельности, предусмотренные Уставом ОСЗН г.Ижевска.
Повышение эффективности деятельности ОСЗН г.Ижевска.
В современной экономике развитие и формирование социально-экономических процессов является важным элементом создания региональных систем. В центре всех социально-экономических процессов находится человек, и реализация его прав и интересов является неотъемлемой частью политической и экономической действительности. Хорошо отлаженная и бесперебойно функционирующая система социальной защиты помогает обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества. Важнейшим звеном местной системы социальной защиты является муниципальное агентство социального обслуживания как механизм практического решения сложных проблем в жизни общества, семьи и отдельных граждан.
Эффективность деятельности ОСЗН г.Ижевска - явление многогранное. Определение критериев оценки деятельности ОСЗН г.Ижевска - очень сложный процесс, так как стандартные критерии эффективности в данном случае не являются показательными. Сложность оценки эффективности ОСЗН г.Ижевска заключается в её некоммерческом характере. Большинство услуг предоставляется бесплатно, а источником прибыли является бюджет и работа благотворительных организаций.
Поэтому для оценки эффективности ОСЗН г.Ижевска необходимо использовать критерии, учитывающие не только финансовые факторы. Эти критерии могут включать как количественные, так и качественные показатели. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность данного процесса, а с другой - систему показателей, отражающих состояние клиентов социальных служб (отдельных граждан, семей и социальных групп).
В первом случае она служит важным инструментом исследования эффективности социальных услуг, предоставляемых населению; во втором случае - это система ориентиров, направленных на достижение конкретных и эффективных результатов в социальном обслуживании, соответствующих реальным нуждам и потребностям различных категорий населения, и следовательно, может служить критерием для социальных услуг, представляющих собой систему стандартов. Общие критерии оценивают их эффективность в целом, а специфические критерии - конкретные социальные службы, отдельные виды и методы социальной работы, отдельные виды профессиональной деятельности и учреждения.
Профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение условий для социальной реинтеграции детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
В соответствии с ФЗ от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ преступность несовершеннолетних является проблемой социальной работы.
Ключевыми вопросами социальной работы являются:
-профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: основные задачи социальной работы;
-профилактика безнадзорности, правонарушений и антисоциального поведения несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих таким правонарушениям;
-обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая деятельность - это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и их социально-педагогической реабилитации и/или профилактике преступного и антиобщественного поведения.
Эти учреждения в основном предоставляют следующие виды услуг:
-социально-бытовые;
-социально-медицинские;
-социально-психологические;
-социально-педагогические;
-социально-экономические;
-социально-правовые.
Пенсии - это денежные выплаты, производимые ежемесячно для компенсации населению. Право на пенсию определяется в соответствии с условиями и критериями.
Пенсионное обеспечение в России - совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.
Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция, которая является актом прямого действия. Поэтому Конституция является основным источником законодательства о социальном обеспечении.
Статья 7 Конституции РФ устанавливает основные правовые основы развития РФ как социального государства. Кроме того, закрепленные в Конституции РФ субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере имеют фундаментальное значение для всей системы права социального обеспечения.
Законы и подзаконные акты различают также по юридической силе. Как комплексная отрасль права социального обеспечения, единый кодифицированный законодательный источник регулирования отсутствует. Однако ее правовыми источниками являются ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ФЗ "Об основных видах социального обслуживания населения в РФ", ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ "О ветеранах" и другие.
В соответствии с ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
-федеральные государственные гражданские служащие;
-военнослужащие;
-участники Великой Отечественной войны;
-граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", граждане, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя", и граждане, награжденные знаком "Житель осажденного Сталинграда";
-граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
-граждане из числа космонавтов;
-граждане из числа работников летно-испытательного состава;
-нетрудоспособные граждане;
-граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях.
Нормативно-правовые акты также играют важную роль в формировании совокупности источников права социального обеспечения. Наиболее существенной особенностью квазизаконодательных нормативных актов является то, что они принимаются в соответствии и во исполнение законодательства.
Наибольшей юридической силой в иерархии подзаконных актов обладают указы и распоряжения Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ находятся на одну ступень ниже в этой иерархии. Право издавать нормативные акты по вопросам своей компетенции предоставлено и другим органам управления (министерствам, федеральным агентствам и федеральным службам).
В положениях и приказах Министерства здравоохранения РФ имеется значительное количество подзаконных актов. Как правило, они регулируют порядок предоставления гражданам отдельных видов социального обеспечения. Акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ в пределах их компетенции, также являются подзаконными.
По территориальному признаку нормативные акты подразделяются на федеральное законодательство, нормативные акты субъектов РФ и нормативные акты муниципальных образований.
Федеральные законы и иные федеральные нормативные акты, принятые в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, отнесенным к федеральному ведению и полномочиям, имеют приоритет перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти РФ, и нормативными актами органов местного самоуправления. Соответственно, законы и иные нормативные акты субъектов РФ имеют большую юридическую силу, чем акты муниципальных образований, в части регулирования вопросов, составляющих предмет их ведения.
Рассмотрим круг лиц и источники финансирования по каждому виду пенсий.
1.Страховая пенсия.
1.1.Страховые пенсии по старости.
Право на страховую пенсию имеют следующие лица:
Отдельным категориям граждан, таким как учителя и врачи, пенсия по старости может быть назначена до достижения пенсионного возраста при наличии соответствующего стажа и требуемых значений ИРС. Однако пенсия будет назначена только через определенный период времени (60 месяцев с 2023 года) после выполнения требуемого стажа.
Для граждан, не являющихся государственными служащими, установлены следующие условия назначения страховой пенсии по старости в зависимости от года рождения.
Для государственных служащих в зависимости от года рождения устанавливаются следующие условия назначения страховой пенсии по старости.
1.2 Страховые пенсии по инвалидности.
Страховые пенсии по инвалидности выплачиваются при установлении гражданину инвалидности I, II или III группы независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения работы или иной деятельности, в период трудовой деятельности, до трудоустройства или после увольнения [5, с.106].
Если у инвалида нет пенсионного стажа, устанавливается социальная пенсия по инвалидности (ст.9 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
1.3.Страховая пенсия по случаю потери кормильца.
По общему правилу, эта пенсия выплачивается членам семьи нетрудоспособного лица, находившимся на иждивении умершего живого лица, независимо от периода страхования живого лица, если таковой имеется.
В то же время, если отсутствие иждивенца удостоверено в установленном порядке, с ним поступают так же, как и с членом семьи умершего иждивенца.
Родители и супруги инвалидов, не состоявшие на иждивении умершего кормильца, имеют право на эту пенсию, если они потеряли кормильца. Время, прошедшее со дня смерти живого человека, не имеет значения.
Если умерший не имеет права на пенсию, он имеет право на социальную пенсию по случаю потери кормильца (ч.1, 5, 10 и 11 ст.10 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
2.Накопительные пенсии.
Как правило, право на накопительную пенсию в 2023 году имеют граждане в возрасте 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и старше, имеющие страховой стаж не менее 14 лет и величину ИПК не менее 25,8.
Такая пенсия назначается при наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета физического лица или на пенсионном счете накопительной пенсии гражданина, если размер накопительной пенсии превышает 5% суммы страховой пенсии по старости и накопительной пенсии, исчисленной на дату назначения последней.
Если размер накопительной пенсии составляет менее 5% от указанной величины, вместо накопительной пенсии назначается единовременная выплата (п.3 ст.6 ФЗ от 28.12.2013 N 424-ФЗ).
Накопительная пенсия назначается гражданам, дата рождения которых моложе 1967 года (п.п. 1, 2 ст.33.3 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ):
-которые решили отчислять часть взносов на накопительную пенсию до конца 2015 г;
-граждане, которые сделали выбор в пользу накопительной пенсии до 31 декабря года, в котором закончился пятилетний период с момента первого начисления взносов.
Если гражданин отказывается от формирования накопительной пенсии, все сформированные до этого момента пенсионные накопления сохраняются и продолжают управляться выбранной гражданином компанией по управлению активами или негосударственным пенсионным фондом и выплачиваются в виде накопительной пенсии, регулярной пенсионной выплаты или единовременной выплаты после возникновения права на ее получение.
Формирование накопительной пенсии полностью направлено на пенсии страхового типа, при этом взносы на обязательное пенсионное страхование приостановлены до 2026 года (п.4 ст.33.3 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ; ст.6.1 Закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ [5, с.110]).
3.Пенсии в рамках пенсионного обеспечения. Среди пенсий в рамках пенсионного обеспечения выделяют следующие виды.
3.1.Пенсия за выслугу лет.
Согласно ч.2 ст.5 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 п.1 ст.4 ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ:
Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" (п.11 ч.1 ст.52), который в настоящее время устанавливает правовые, организационные, финансовые и экономические основы государственной гражданской службы РФ, прямо указывает, что выплата государственной пенсии федеральным гражданским служащим производится в порядке и на условиях, установленных ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
В отношении военнослужащих, проходящих службу по контракту и имеющих право на пенсию в соответствии с выслугой лет в системе государственных пенсионных выплат, нормы ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ носят общий характер, а их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии со специальной нормой - Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1. Для военнослужащих, проходивших службу при исполнении служебных обязанностей, их пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в соответствии со ст. 2 этого же закона.
В настоящее время нормы этого закона являются также нормами прямого действия для назначения пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов и летно-испытательного состава.
Таким образом, правовое регулирование назначения и выплаты пенсий за выслугу лет основывается на нормативных правовых актах различного уровня. Наиболее важным из них является ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ. Наряду с законодательными актами необходимо выделить подзаконные нормативные акты, а именно акты Президента РФ и Правительства РФ. Важно подчеркнуть, что данный свод законов принимается только в соответствии с федеральным законодательством и, следовательно, не должен противоречить федеральному законодательству.
Пенсия за выслугу лет - это ежемесячная денежная выплата, которая производится из федеральных бюджетов лицам, имеющим специальный трудовой стаж на работе, исполнение которой может привести к потере трудоспособности в профессиональной сфере (пригодность) до того, как наступит пенсионный возраст.
В частности, для государственных служащих, муниципальных служащих и лиц, проходивших военную службу, необходимо соблюдение требуемого количества лет службы (в порядке старшинства) на соответствующем рабочем месте. Так, в случае федеральных государственных служащих этот стаж составит 18,5 лет в 2023 году, увеличиваясь на шесть месяцев каждый последующий год, вплоть до 2026 года, когда стаж составит 20 лет.
Для выплаты пенсии важно знать, сколько времени работник занимал должность непосредственно перед увольнением, основания увольнения и, как правило, есть ли основания для выплаты страховой пенсии по старости (инвалидности).
3.2.Пенсия по старости. Назначается гражданам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф, достигшим определенного возраста и имеющим трудовой стаж не менее пяти лет (п.3 ст.5, п.2 ст.10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ) [7, с.155].
3.3.Пенсии по инвалидности.
Назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", "Жителю осажденного Севастополя", "Жителю осажденного Сталинграда", граждане, пострадавшие в результате радиационных или технических аварий, гражданам из числа космонавтов или кандидатов в космонавты-испытатели и космонавты-исследователи, ставшим инвалидами (п.4 ст.5, п.4 ст.7.1, ст. 9, п.3 ст.10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ; п. "б" ст. 5, ст. 19 Закона N 4468-1).
3.4.Пенсии по случаю потери кормильца
Предоставляется в случае смерти, в частности, военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов, имеющих звание "Летчик-космонавт СССР" или "Летчик-космонавт РФ", и членам их семей.
3.5.Социальные пенсии.
Социальные пенсии (по старости, инвалидности, утрате трудоспособности, детям, оба родителя которых неизвестны) назначаются постоянно проживающим в РФ нетрудоспособным лицам при определенных условиях. Как правило, эти лица не имеют права на получение соответствующей страховой пенсии по различным причинам, например, из-за отсутствия необходимого стажа.
Гражданам, имеющим право на различные виды страховых пенсий, назначается одна пенсия по их выбору. При этом допускается одновременное получение государственной пенсии и страховой пенсии. Например, гражданин, ставший инвалидом вследствие военной травмы, имеет право на получение одновременно пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости.
4.Досрочные пенсии, предлагаемые органом службы занятости.
Показать больше