Фрагмент для ознакомления
2
Для закрепления и проверки изученного материала используются задания разной степени сложности. Студенты могут выбирать их по своему усмотрению и желанию.
Изменение типа занятий, а также решение учащимися задач разной степени сложности делает урок более привлекательным, устраняет умственное напряжение и позволяет детям максимально раскрыть свои возможности в ходе урока;
8) Создайте информационную карточку модуля к этому уроку;
9) Подготовка необходимого количества копий текста рабочих материалов, т.е. ЧАС. Карточки уроков технологии (у каждого ученика должен быть модульный план урока).
Приступая к работе над новым модулем, рекомендуется провести первоначальную оценку знаний и умений студентов для получения информации об их уровне готовности к работе. При необходимости может быть проведена соответствующая коррекция знаний. Важно также осуществлять постоянный и косвенный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сравнение с образцом) после ознакомления с каждым элементом обучения. Этот вид контроля позволяет выявить пробелы в усвоении знаний и незамедлительно их устранить. Выходной контроль осуществляется после завершения работы с модулем, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку [15-17].
Чтобы данная методика была более эффективной, необходимо придерживаться следующих принципов модульной технологии:
I. Принцип модульности, включающий:
а) разрабатывать учебный материал так, чтобы он гарантировал достижение каждой поставленной перед учащимися цели обучения;
б) представление его как целостного блока;
в) интеграция в соответствии с учебным материалом различных видов и форм обучения при условии достижения поставленных целей;
г) структура познавательных модулей, следующая: уроки по изучению нового материала, практические занятия, на которых закрепляются знания, урок по комплексному применению полученных знаний, урок по обобщению. Количество познавательных модулей определяется содержанием учебного материала;
д) модуль управления включает в себя теоретическое и практическое тестирование, которое проходит в различных формах.
Студенты получают информацию о целях учебных занятий по новой теме, структуре информационного блока и дате тестирования, чтобы ознакомиться с новым материалом и таким образом спланировать предстоящие занятия. Технология учебного процесса способствует легкости и комфортности продвижения студентов в этом процессе: студент точно знает, что, когда и в каком объеме ему делать.
II. Определение целей многоуровневого обучения. В реализации этого принципа большое значение имеют организация и управление деятельностью учащихся, постановка целей, мотивации и определение темы урока, которая различными способами реализуется на уроке:
а) на некоторых уроках учащиеся и учитель формулируют проблемный вопрос;
б) на других – учащиеся ставят цели на основе анализа домашнего задания;
в) на третьем этапе - учитель записывает на доске только ключевые слова и вопросительные слова, например: Что? Как? За что? Почему? От чего это зависит? Как это влияет? Что общего?; определить, вывести, определить формулу, доказать и т.д. На основе этого клише у учащихся формируется целостная картина своих целей на уроке.
III. Принцип открытости, понимаемый как способность интегрировать и модифицировать информацию и формы организации образовательной и познавательной деятельности.
Учитывая необходимость понимания учащимися целей выполнения заданий, каждый этап урока анализируется с точки зрения адаптивности и комфортности учащихся, которые воплощаются в идее открытости. на рефлексивном уровне. В ходе каждого тематического блока учащиеся заполняют формы контроля и рефлексии, в которых проводят не только количественный, но и качественный анализ урока, содержания учебного материала, своей деятельности и деятельности партнеров, т.е. ЧАС. На все классы они смотрят с трёх позиций: я, мы, случайность. Создавая линию отражения, вы также получаете четкое представление об индивидуальном прогрессе учащегося по теме, что положительно влияет на самовосприятие в процессе обучения и способность самостоятельно справляться с учебно-познавательной деятельностью.
IV. Принцип вариативности обучения реализуется за счет использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников и таблиц, что позволяет рассматривать многие проблемы с разных сторон и вырабатывать собственный подход к их решению.
В сложившейся структуре учебной деятельности, а именно: целеполагании, входном контроле, учебно-познавательной деятельности учащихся, выходном контроле, результатах или рефлексии - происходит постоянная смена учебной деятельности.
Организация учебно-познавательного процесса в рамках поступления на модульное обучение базируется на обязательном обучении ОУН (основ учебных умений) и специальных навыков и умений (СУН). Соответствующие приемы деятельности, инструкции, советы учителя и алгоритмы составляются совместно.
Обучение студентов методам учебной деятельности позволяет:
а) вовлекать обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность, повышая ее уровень и придавая целеустремленность, осознанность, работоспособность и управляемость со стороны обучающегося;
б) обобщенная методика создает ориентированную основу необходимой деятельности по решению ряда учебных задач и обеспечивает «переносимость» методики на широкий круг новых индивидуальных задач;
в) дает учителю возможность контролировать и направлять мыслительный процесс при решении задач.
V. Принцип направленности обучения на развитие самостоятельности реализуется посредством самостоятельной и контролируемой работы с разноуровневыми заданиями, выбора ролей в групповой деятельности и умения выбирать уровень домашнего задания, которое осуществляется двумя способами:
а) Если учащиеся полностью перепишут домашнее задание и выполнят его дома, следуя принципу «от простого к сложному», они добьются успеха.
определение вашего уровня работы;
б) В ходе занятия дети суммируют полученные за выполнение определенных заданий баллы на контрольном листе, количество которых определяет уровень домашнего задания.
Организационная структура урока позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся и требует перехода к непрерывному управлению, обеспечивающему практическую реализацию существенных положений деятельности.
VI. Принцип успешного обучения означает успех каждого обучающегося, использование стимулирующих стимулов для его активной деятельности во время действия системы оценивания.
VII. Принцип индивидуализации обучения основан на создании индивидуальных программ освоения учебного материала для каждого обучающегося.
VIII. Принцип универсальности методических консультаций реализуется в модульных программах за счет включения консультаций преподавателя и других разъяснительных методов, способствующих усвоению информации.
При модульном обучении чаще всего используется оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая система во многом похожа на количественную шкалу, но это не так. Рейтинг представляет собой действительное число, получаемое путем набора очков (баллов). В конце периода обучения все баллы суммируются и получается рейтинговый балл. Классификационная оценка обучения позволяет с большей степенью достоверности охарактеризовать качество подготовки студента по заданной теме. При модульном обучении каждое задание оценивается, устанавливается его классификация и сроки выполнения, т.е. основополагающим принципом классификационного контроля является контроль и оценка знаний, умений и навыков с учетом их систематической работы.
При использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что позволяет обучающимся освоить не только стандарт государственного образования, но и перейти на более высокий уровень подготовки. Классификация представляет собой итоговую комплексную оценку, характеризующую уровень и объем работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Классификация является интегральным объективным критерием качества знаний обучающегося, равным сумме баллов, полученных обучающимся в различных контрольных мероприятиях.
Кстати, отметим, что любой неоплачиваемый труд, в том числе воспитательная работа - один из самых тяжелых видов труда, в принципе не может быть эффективным.
Система оценки знаний основана на комплексе мотивационных стимулов, включающих своевременную и систематическую оценку результатов в строгом соответствии с фактическими достижениями обучающихся, систему поощрений обучающихся за хорошие результаты [10, 21, 22].
Основной алгоритм системы оценки знаний включает в себя следующие действия:
а) весь курс по данной теме разбит на тематические разделы, прохождение которых является обязательным;
б) в конце каждой части проводится достаточно полная проверка знаний обучающегося с балльной оценкой;
в) после завершения обучения определяется сумма баллов, полученных за весь период, и выставляется общий балл. Студенты, получившие совокупный балл от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов) [23].
Технология модульного оценивания является одним из весьма эффективных методов организации учебного процесса, стимулируя заинтересованную работу учащихся. Это осуществляется путем организации перехода от репродуктивного приобретения знаний к саморазвитию и самосовершенствованию учащегося как основной цели обучения, путем предоставления учащемуся возможности формирования соответствующей самооценки. Это повышает объективность оценки знаний.
Система оценок контроля знаний не требует существенной перестройки учебного процесса и хорошо сочетается с личностно-ориентированной технологией обучения на занятиях. Технология оценивания предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальных занятий по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащихся преподаватель корректирует сроки, виды и этапы отдельных форм контроля уровня достижений учащихся, обеспечивая тем самым возможность самостоятельного управления учебной деятельностью.
Одним из методов организации обучения и контроля знаний учащихся может служить модульно-рейтинговая технология [5, 24, 25].
Модульная технология обучения и система оценивания построены на системных принципах:
1) для ее успешного функционирования создается адекватная целям МРТ (Модульная рейтинговая технология) модель образовательной системы знаний, включающая модульные структуры знаний по отдельным подобластям дисциплины;
2) системные описания модулей, содержащие контролируемые формулировки целей для каждого модуля;
3) Подсистема контроля в МРТ основана на объективном измерении знаний учащихся.
По мнению исследователей, наиболее перспективной технологией самоконтроля процесса познавательной деятельности является технология оценочной системы оценки результатов обучения школьников. Основным результатом использования такой системы является соответствие результатов деятельности студента его личности.
Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРТ от традиционной технологии, основанной на субъективной оценке знаний. Знания в области МРТ оцениваются по многобалльной шкале. Балл, который студент получает при измерении знаний, соответствует его индивидуальной оценке.
Важнейшими элементами образовательного процесса являются личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и учащихся и личностно-деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии «Педагогики сотрудничества». Идеи этой технологии вошли практически во все современные образовательные технологии.
Методика основана на следующих основополагающих принципах:
1) обоснованность и прозрачность оценки;
2) открытость и наглядность оценок;
3) объективность оценки и самооценки знаний;
4) индивидуализация обучения;
5) независимость обучения;
6) изучайте учебный материал по модулям [4, 12, 26].
В конце модульного занятия подводятся итоги работы, дети делают выводы по всем заданиям педагогических элементов темы и сдают на проверку рабочие тетради. Студенты, выполнившие задания раньше отведенного времени, получают дополнительные баллы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Матвеева, Э.Ф. Методика преподавания химии (инновационный курс) : учеб.-метод. пособие для студентов по направлениям: 04.03.01- Химия, 04.05.01-Химия. - Астрахань: Астраханский ун-т, 2014. - 208 с. (23 экз.)
2. Матвеева, Э.Ф. Истоки исследовательской деятельности учителя: интегративный подход [Электронный ресурс]: монография ... учеб.-метод. пособ. ... 04.03.01 Химия. Профиль «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», 04.03.01 Химия. Профиль «Нефтехимия», 04.03.01 Химия. Профиль «Органическая и биоорганическая химия», 04.03.01 Химия «Преподаватель основной школы». 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль «Химия и биология», 44.04.01 Педагогическое образование. Программа «Химическое образование», 04.04.01 Химия. Программа «Зеленая химия» / Э.Ф. Матвеева, Т.А. Колесникова – Астрахань: Астраханский ун-т, 2016. - CD-ROM (239 с.). - ISBN 978-5-9926-0954-7 (1 экз.)
3. Матвеева Э.Ф. Методика обучения химии. Первоначальные знания по химическим производствам: учебно-методическое пособие / Э.Ф. Матвеева, Е.И. Тупикин. – 2-е изд., испр. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 180 с. - ISBN 978-5-8114-3859-4 (1 шт)
4. Белогурова В.А., Научная организация учебного процесса / Белогурова В.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970414965.html (ЭБС «Консультант студента»)
5. Аспицкая А.Ф., Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии: методическое пособие. - 2-е изд. - М.: БИНОМ, 2012. - 356 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785996307623.html (ЭБС «Консультант студента»)
6. Яковлева Н.Ф., Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. - 2-е изд., - М. : ФЛИНТА, 2014. - 144 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976518957.html (ЭБС «Консультант студента»)
7. Аспицкая А.Ф., Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии: методическое пособие. - 2-е изд. - М.: БИНОМ, 2012. - 356 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785996307623.html (ЭБС «Консультант студента»)
8. Мещерякова И.Н., Проектирование и реализация междисциплинарных программ основного общего образования. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 329 с. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976525795.html (ЭБС «Консультант студента»)
9. Степанова И.Ю., Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки - Красноярск: СФУ, 2012. - 399 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785763825039.html (ЭБС «Консультант студента»)
10. М. Я. Выгодский «Справочник по высшей математике»- М.: ACT: Астрель, 2006.
11. Л. Д. Кудрявцев «Курс математического анализа»: учебник для вузов / Л. Д. Кудрявцев. - М.: Высш. шк., 1988.
12. Волькенштейн В.С. «Сборник задач по общему курсу физики» М., 1979 г.
13. «Математический энциклопедический словарь.»/Гл.ред. Ю.В.Прохоров. - М: Сов. энциклопедия, 1988.-847 с.
14. «Задачи и упражнения по математическому анализу для вузов.»/Под ред. Б.П.Демидовича- М: Физматгиз, 1963 г. 472 стр.
15. «Элементы высшей математики»: сб. заданий для практ. занятий: Учеб. Пособие/ С.В.Сочнев.-М: Высш.шк., 2003 г.- 192 с.
16. А. С. Солодовников, В. А. Бабайцев, А. В. Браилов, И. Г. Шандра «Математика в экономике» - Издательство: Финансы и статистика, 2007 г.
17. Алгебра и начала анализа для 9-10 классов / Под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.
18. Бродский Я.С., Слипенко А.К. Производная и интеграл в неравенствах, уравнениях, тождествах. – К., Выща школа, 1988. – 120с.
19. Дорофеев Г.М. Применение производных при решении задач в школьном курсе математики // Математика в школе. – 1980. – №5 – с. 12-21, №6 – с. 24-30.
20. И.А. Марон. Дифференциальное и интегральное исчисление в примерах и задачах (функции одной переменной): учебное пособие – М., 1973. – 400с.
21. Г.Н. Берман. Сборник задач по курсу математического анализа: учебное пособие – М., 1969. – 440с.
22. Н.А. Давыдов, П.П. Коровкин, В.Н. Никольский. Сборник задач по математическому анализу: учебное пособие – М., 1973. – 256с.
23. Галеева Л.Н. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2006 г.
24. Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: “Традиционные методики”, Модульно-блочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе. №9 – 2003 г.
25. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Библиотека журнала “Директор школы”, №4. 2006 г.
26. Иноземцева Н.А. Клетка – структурная единица живого. Модульное планирование темы. Ж.: Биология в школе №2. 2003 г.
27. Козлович Ю.П. Модульная технология: изучение полисахаридов. Ж. Химия в школе. №3. 2004 г.
28. Лернер Г.И. Учебная литература как средство формирования интеллектуальных умений. Ж.: Биология в школе. №1. 2003 г.
29. Митрофаненкова Л.В., Улитина С.Н. Модульные технологии обучения. Пособие.
30. Соколова В.В. “Развитие жизни на Земле”. Блочно-модульная технология обучения. Ж.: Биология в школе. №7. 2001 г.
31. Фадеева Т.П. Модульный урок по теме “Побег”. Ж. Биология в школе. №1. 2004 г.