Фрагмент для ознакомления
2
Практическое задание 1
Этап практики – Подготовительный этап
Задание. Индивидуальный график (план) проведения практики
Методические указания:
1. Оформить индивидуальный график (план) практики, на основании:
общего рабочего графика (плана) проведения практики;
выбранной профильной организации;
практических заданий, размещенных в учебном курсе.
Пример индивидуального графика (плана)
Индивидуальный график (план)
(Наименование практики)
Обучающегося
(И.О. Фамилия)
Группа
Этап прохождения практики
(наименование) Период (номер недели практики) Виды работ Результат прохождения этапа практики
Оформление и загрузка договора по практике
Подготовительный этап
Теоретический этап
Практический этап
Заключительный этап
Практическое задание 2
Этап практики – Теоретический этап
Задание. В ходе практики студент выполняет функциональные обязанности педагога-психолога по сопровождению и осуществлению коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ.
1. Анализ предметно-пространственной среды образовательной организации для детей с нарушениями в развитии.
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, площадкой и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. охрана и укрепление их здоровья с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда в нашем дошкольном учреждении служит развитию деятельности детей и прежде всего игры. Ведь в ходе игры рождается мощный познавательный мотив, являющийся основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону непосредственного психического развития ребенка.
Детский сад является дошкольным образовательным учреждением, реализующим свою основную образовательную программу.
В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость в пересмотре предметно-развивающей среды.
Организация развивающей среды в дошкольном учреждении с учетом ФГОС построена таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала здоровью и закалке организма каждого, а также стимулировала детей к развитию речевых, познавательных, художественных и эстетических способностей.
При создании предметно-пространственной развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
Среда выполняет воспитательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции. Но самое главное, работа на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
Элементы декора легко заменяются.
В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповой комнате учитывается ведущая роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы в целом варьируется в зависимости от возрастных особенностей детей и периода обучения.
Важно, чтобы предметная среда носила характер открытой, незамкнутой системы, способной к коррекции и развитию. Другими словами, окружающая среда не только развивается, но и развивается. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, адаптируясь к новообразованиям определенного возраста.
Модель предметно-развивающей среды с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
Модель предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения основана на личностно-ориентированном и системном подходах и включает следующие компоненты: целенаправленный, содержательный и эффективный.
Целевая составляющая модели представлена единством цели и задач создания предметно-развивающей среды ДОУ. Цель – создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным направлениям ФГОС в соответствии с особенностями и требованиями Образцовой образовательной программы. Основными задачами создания условий для всестороннего развития дошкольников являются:
создание атмосферы эмоционального комфорта; создать условия для физического развития; создать условия для творческого самовыражения;
создание условия для проявления когнитивной деятельности детей;
Чтобы создать благоприятные условия для восприятия и созерцания окружающего мира, привлечь внимание детей к красоте природы, картин, предметов
Декоративное и прикладное искусство, книжные иллюстрации, музыка; Создайте условия для родителей, чтобы участвовать в жизни группы.
Контент -компонент отражает образовательные области, выявленные в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта образования: когнитивное развитие, развитие речи, физическое развитие, художественное и эстетическое развитие, социальное и коммуникативное развитие. Мы определили центры развития субъектной среды, соответствующей возрасту дошкольников: младший, средний, старший. Выбор материалов для каждого центра зависит от того, какие изменения в образовательных целях. Основным условием для эффективной организации зон субъектной среды является творчество учителей.
Эффективный компонент определяет требования, критерии и индикаторы для оценки изменений в условиях развития субъекта дошкольного учреждения, работающего в рамках образовательной программы «от рождения в школу», принимая во внимание требования Федерального государственного стандарта образования.
В нашей группе все центры оснащены:
материалы и оборудование для игр, театральных мероприятий;
материалы для конструктивной деятельности;
Литература для знакомства с детьми для чтения;
материалы и оборудование для продуктивной деятельности;
Материалы и оборудование для образовательных, исследовательских и рабочих мероприятий;
Материалы и оборудование для физической активности.
Мини-музеи были созданы в группах, для коррекционной работы с детьми с речевыми расстройствами был создан центр речевой терапии, оснащенный необходимым оборудованием и дидактическими материалами.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.- 299с.
2. Авдулова, Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность [Текст] / Т. П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. – 2014. – №8. – С. 46–50.
3. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф., июль 2012 г [Текст] / Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности. – Уфа : Лето, 2012.
4. Ананьев, Б. Г. Избр. Психолог. Труды [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 2012.- 288 с.
5. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 4. – С. 16–20.
6. Атарова А. Н, Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие [Текст] / А. Н Атарова // Детский сад теория и практика. – 2014. - № 4.
7. Береснева, З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ [Текст] / З. И. Береснева // Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С.60–62.
8. Говоров, М. С. Психологическая характеристика инициативы школьников- подростков [Текст] : дис. канд. психолог. наук / М.С. Говоров. - М., 1926 .- 261 с.
9. Даровских Л. В, Проблемы развития инициативности учащихся [Текст] / Л. В Даровских // Химия в школе. – 2006. - № 10.
10. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Авт.–сост.: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – М.: Детство–Пресс, 2016. – 321 с.
11. Добротворская, С. Г. Организация развивающей среды в образовательном учреждении [Текст] : Учеб. пособие / С. Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. – 176 с.
12. Журавлева, С. В. исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке [Текст] / С. В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48–56.
13. Карабанова, О. А. и др. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] : Метод. рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
14. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : Учебник [ Текст] / Г. М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2014. – 744 с.
15. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / пособие для воспитателя детского сада / Н. Ф. Комарова. – М. : Скрипторий, 2010. – 100 с.
16. Комарова, О. А. ФГОС дошкольного образования: теория и практика [Текст] / О. А. Комарова. – М. : Перо, 2015. – 164 с.
17. Комарова, О. А. Конструирование предметно–развивающей среды дошкольной образовательной организации [Текст] : учеб. пособие / О. А. Комарова, Т. В. Кротова. – М. : МПГУ, 2016. – 135 с.
18. Комарова, О. А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2014. – № 8. – С. 52–56.
19. Ковалев, А . Г. Психология личности [Текст] / А . Г. Ковалев. Психология личности -3-е изд. Пераб и дополн.-м.: Просвещение, 1970.- 391с.
20. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина [Текст] / А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 1988.-301 с.
21. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – 583 с.
22. Непомнящая, Р. Л. Седж, Н. В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст] / Р. Л Непомнящая, Н. В Седж // Дошкольное воспитание. - 2011. - №11.
23. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 298 с.
24. Плотниек, И. Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника [Текст] : дис. канд. пед. Наук / Плотниек, Имант Эфарович. - Рига, 1991. - 310с.
25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / под ред. А. А. Крилова. – 2- е изд. Доп. И перераб.- СПб. : 2013. – 560 с.
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] : Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
27. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Авт.–сост. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова [и др.]. – М. : Просвещение, 2016. – 212 с.
28. Репринцева, Г. И. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России : учеб.–метод. пособие / Г. И. Репринцева, Н. Р. Азизова. – М. : Форум, 2015. – 301 с.
29. Рубинштейн, С.Л Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
30. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] : руководство играми детей в ДОУ / под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1996. - 226с.
31. Смирнова, Е. О. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду [Текст] : метод. пособие / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова, Е. А. Абдулаева. – М. : Мозаичный парк, 2016. – 112 с
32. Степашов, Н. С Творческая инициатива в системе обучения [Текст] / Н. С. Степашов. - М. : Знание, 1990.- 41с.