Фрагмент для ознакомления
2
Производственная практика (НИР) проводится на базе МБОУ СОШ № 40 г. Чита. Содержание практики определено по трем блокам. На прохождение производственной практики отведено 2 недели – с 14 по 25 марта.
Необходимо выполнить следующий объем работы:
1. Профессиональный блок
1.1. Обосновать актуальность темы исследования
1.2. Представить научную базу исследования по теме «Формирование познавательной деятельности младших школьников средствам предмета «Окружающий мир»
1.3. Написать конспекты уроков по учебному предмету «Окружающий мир»»
2. Педагогический блок
2.1. Провести анализ изученного теоретического литературного материла по теме исследования «Формирование познавательной деятельности младших школьников средствам предмета «Окружающий мир»
2.2. Подготовить проект научной статьи по теме исследования
3. Психологический блок
3.1. Подобрать диагностические методики по теме исследования «Формирование познавательной деятельности младших школьников средствам предмета «Окружающий мир»
3.2. Провести интерпретацию полученных результатов
Представить список использованных источников
Отчет по практике
1. Профессиональный блок
1.1. Обосновать актуальность темы исследования
В современном образовательном процессе пробуждение познавательной активности учащихся является одной из главных задач педагога. Мы придерживаемся точки зрения, что познавательная активность, которая возникает в процессе обучения, является наиболее эффективным стимулом учебной деятельности. Она не только способствует интеллектуальной активности в настоящем, но и направляет ее на решение будущих задач.
Познавательный интерес, познавательная активность и познавательная деятельность тесно связаны друг с другом. Даже у слабых учеников их учебная работа становится более продуктивной под влиянием познавательного интереса. Существует множество средств и методов для активизации познавательной деятельности, которые выбираются в зависимости от характера предмета, учебной цели, подготовки класса и доступных учебных средств.
Познавательная активность представляет собой состояние готовности к познавательной деятельности, которая предшествует самой деятельности и стимулирует ее.
Познавательная деятельность – это активное изучение окружающей действительности, в процессе которого человек приобретает знания, осознает законы существования окружающего мира, научится взаимодействовать с ним и целенаправленно воздействовать на него.
1.2. Научная база исследования по теме «Формирование познавательной деятельности младших школьников средствами предмета «Окружающий мир»
Цель исследования – формирование познавательной деятельности младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».
Объект исследования – процесс формирования познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования – приемы, способствующие формированию познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира будет осуществляться эффективнее, если:
- используются игровые формы, методы и приёмы обучения, занимательные упражнения: загадка, кроссворд, ребус, лабиринт и др.;
- создаются условия для вовлечения учащихся в создание творческих работ.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития познавательной деятельности младших школьников.
3. Разработать содержание приемов, направленных на развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- научные труды Л.М. Аристовой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, В.С. Ильина, М.А. Данилова, Т.И. Зубковой, определивших сущность понятия познавательной деятельности;
- исследовательские работы о методах и способах развития познавательной деятельности на уроках окружающего мира (Н.Ф. Виноградова, О. В. Масальская, И. Р. Зыкова и В. В. Вартанова и др.);
- подходы к активизации обучения учащихся в исследованиях М.А. Данилова, З.А. Абасова, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Методы исследования:
- теоретический: анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический: опрос по методикам:
1. Методика оценки уровня сформированности учебно-познавательной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика);
- статистический: анализ и обработка данных экспериментальной работы.
Новизна исследования представляется новым подходом к использованию различных педагогических приемов на уроках окружающего мира для стимулирования познавательной деятельности учеников младшего школьного возраста. Он демонстрирует, что эти педагогические инструменты могут быть эффективно применены учителями начальных классов и студентами педагогических специальностей для развития учебного процесса.
Применение предложенных педагогических приемов на уроках окружающего мира может иметь практическое значение в образовательной среде, так как они способствуют развитию познавательной деятельности и увлеченности учеников.
База исследования: МБОУ СОШ № 40 г. Чита. В исследовании приняли участие 20 детей из 3 «а» класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1.3. Конспект урока по учебному предмету «Окружающий мир» представлен в приложении 2.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников / под ред. Осиповой М. П. – Минск : Обряд, 2017. – 230 с.
3. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Издательство Санкт–Петербургского университета, 2007. – 412 с.
4. Анастази А. В. Психологическое тестирование / А. В. Анастази. – М. : Педагогика, 1982. – 240 c.
5. Анохина О. Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира / О. Е. Анохина // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 53–55. – ISSN 0027-7371.
6. Анцибор М. М., Активные формы и методы обучения / М. М. Анцибор. – Тула : Академия, 2002. – 385 с.
7. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
8. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.;
9. Безгубова А. А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира / А. А. Безгубова; науч. рук. В. П. Одинцова // Константин Дмитриевич Ушинский и русское национальное образование. Исторические уроки, идеи и современность: материалы XX междунар. пед. чтений, посвящ. великому рус. педагогу К. Д. Ушинскому / Обществ. организация "Пед. о-во России", Межрегион. обществ. об-ние "Алтарь отечества", ГАОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" ; [под общ. ред. М. В. Бабалаевой]. – М., 2016. – С. 22–24. – ISBN 978-5-93134-475-1.
10. Белоусова Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира / Г. В. Белоусова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 39–43. – ISSN 0027-73
11. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. – М. : Астрель, 1991. – 257 с.
12. Бессчетнова Л. А. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе / Л. А. Бессчетнова // Поволжский Педагогический Поиск (Научный журнал). – 2015. – № 2 (12). – С.19– 27.
13. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 2017. – № 1. – С. 11–17.
14. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М. : Просвещение, 1983. – 143 с.
15. Брыкина Е.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром / Е.К. Брыкина, Е.С. Немкина // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 2. — С. 28-33. — ISSN 2500-297X. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система .- https://e.lanbook.com/reader
16. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно–методическое пособие / В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2003. –151 с.
17. Вахрушева Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2016. –№ 4. – С. 63–68.
18. Венгер А. Л. Психология развития: словарь / А. Л. Венгер. – М. : АСТ, 2005. – 176 с.
19. Виноградова Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.
20. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология / Л. С. Выготский. М. : Книга по требованию, 2013. - 432 с.
21. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А Петрова, Л. М Орлова; под ред. М. В. Гамезо.- М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
22. Гайнуллова Ф. С. Занимательный материал на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса младших школьников / Ф. С. Гайнуллова // "Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе": материалы научно-практ. конф. / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Ин-т педагогики и психологии образования, Каф. естественнонауч. дисциплин и методики их преподавания в нач. шк.; [ред.: Е. А. Алисов, Д. Ю. Добротин, Н. А. Рыжова (науч. ред.), М. С. Смирнова (сост., отв. ред.)]. – М., 2016. – С. 135–140. – ISBN 978-5-906862-42-6.
23. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников: автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Грачева; Киров, 2003. – 55 с.
24. Дрозд В. Л От маленьких проблем – к большим открытиям / В. Л. Дрозд, М. А. Урбан, // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С.37.
25. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
26. Дубровина И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Даниловапод ; ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.
27. Запорожец А. В. Психология действия: избранные психологические труды / А. В. Запорожец – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 736 с.
28. Кроль В. М. Психология и педагогика: уч. пособие / В. М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
29. Калинина Л. В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира / Л. В. Калинина // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 54–58. – ISSN 0027-7371
30. Комарова В. И. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе : учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки РФ, "Ор. гуманитар. – технол. ин-т (фил.) ФГБОУ ВПО "Оренбург. гос. ун-т" ; В. И. Комарова, Е. О. Гребенникова ; [науч. ред. Н. А. Каргопольцева]. – Орск : Изд-во Ор. гуманитар. – технол. Ин-та, 2014. – 249 с. : табл. – Прил.: с. 239–249. – Библиогр.: с. 235–238. – ISBN 978-5-8424- 0719-4
31. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / И. Ю. Кулагина. - М. : Академия, 2000. – 624с.
32. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2002. – 448 с.
33. Лизинский В. М., Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. – М. : ОЦ «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.
34. Макушина А. Е. Конструирование интеллект-карт при изучении окружающего мира / А. Е. Макушина, Е. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 9–12. – ISSN 0027-7371.
35. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
36. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками: пособие для учителя / Е. Л. Мельникова. – М. : Прогресс, 2002. – 168 с.
37. Миронов А. В. Технологии изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе : (образоват. технологии овладения мл. шк. основами естествознания и обществознания) : учеб. пособие / А. В. Миронов. – Ростов н /Д : Феникс, 2013. – 510 с. : ил., табл. – (Высшее образование). – Библиогр. в конце гл. – Прил.: с. 477–510. – ISBN 978- 5-222-20238-8
38. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов / В.С. Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 637 с.
39. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 1996. – 341 с.
40. Островский Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова и др.; под ред. Э. В. Островского. – М. : Вузовский учебник, 2005. – 384 с.
41. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 15–19.
42. Петунин О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся / О.В. Петунин // Almamater. – 2009. – № 2. – С. 36–39.
43. Полат Е. С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта: материалы методического семинара / Е. С. Полат. – М. : Академия, 2001. - с.123.
44. Половникова Н. А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. …д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Половникова. – Казань, 1976. – 483 с.
45. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
46. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
47. Скрипко З. А Формирование универсальных учебных действий учащихся/ З. А. Скрипко, Н. Д. Артемова, В. Г Тютерев. // Вестник Томского университета. 2015. – С.121–127.
48. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
49. Смирнова М. С. Как изучать "Окружающий мир" в начальной школе: учеб. пособие / М. С. Смирнова. – М. : Перо, 2016. – 65 с.: ил., табл. – ISBN 978-5-906927-35-4.
50. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебник / Н. Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
51. Усова А. В. Учись самостоятельно учиться / А. В Усова, В. А. Беликов. - М.: Просвещение, 2003. – 126 с. 86
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf (gosuslugi.ru)
53. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. – 91 с.
54. Шамова Т. И. Активизация учения школьников/ Т. И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.
55. Шкредова JI. H. Проблемно-поисковые методы обучения / Л. Н. Шкредова // Начальная школа. – 2006. –№12. – С.21-23.
56. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
57. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.
58. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 414 c.