Фрагмент для ознакомления
2
-ЗАДАНИЕ 1
Составьте конспект с описанием диагностических признаков акцентуаций характера (по К. Леонгарду) у подростков-правонарушителей по методике СМОЛ (А.Зайцева). Используйте методическое пособие В.Г.Козюли «Приме-нение психологического теста СМОЛ для исследования подростка».
1. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда)
Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ «да» и «минус», если ответ «нет». Методику можно применять, начиная с 11-12 лет.
Описание типов акцентуаций личности по К. Леонгарду
1. Демонстративный тип. Для него характерны повышенная способность к вытеснению, демонстративное поведение, живость, подвижность и легкость в установлении контактов. Он склонен к фантазиям, лжи и притворству, направ-ленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, позер-ству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда по-стоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным тяготит его. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроения) при отсут-ствии по-настоящему глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Присутствует безграничный эгоцентризм, жажда восхищения, симпатии, почтения, удивления. Обычно похвала окружающих в его присутствии вызывает у него особенно неприятные чувства, он этого тер-петь не может. Стремление к компании обычно связано с потребностью чув-ствовать себя лидером, занимать исключительное положение.
Самооценка очень далека от объективности. Он может раздражать своей уверенностью в себе и завышенными притязаниями, он систематически прово-цирует конфликты, но в то же время активно защищается. Обладая патологиче-ской способностью к подавлению, он может полностью забыть то, о чем не хо-чет знать. Это раскрепощает его во лжи. Обычно он лжет с невинным лицом, потому что то, о чем он говорит, является для него правдой в данный момент; по-видимому, он внутренне не осознает свою ложь, или он очень поверхностен, без заметных угрызений совести. Он способен очаровывать других своим не-ординарным мышлением и поступками.
2. Застревающий тип. Для него характерны умеренная общительность, скука, склонность к морализаторству и неразговорчивость. Он часто страдает от воспринимаемой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим он проявляет настороженность и недоверие к людям, чувствителен к оскорблени-ям и огорчениям, раним, подозрителен, мстителен, долго переживает случив-шееся, не способен "легко отойти" от оскорблений. Ему свойственно высокоме-рие, часто выступает инициатором конфликтов. Высокомерие, жесткость уста-новок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому отстаиванию своих интересов, которые он отстаивает с особой энергией. Он стремится добиться высоких результатов в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Главная черта - склонность к аффектации (правдивость, обидчивость, ревность, подозритель-ность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип. Для него характерны ригидность, инертность пси-хических процессов, тяжесть на подъеме, длительный опыт травмирующих со-бытий. Он редко вступает в конфликты, выступая скорее пассивной, чем актив-ной стороной. В то же время он очень сильно реагирует на любое проявление беспорядка. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя множество формальных требований к окружающим. Пунктуален, аккуратен, уделяет осо-бое внимание чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, стремится строго следовать плану, нетороплив в выполнении действий, старателен, ориентиро-ван на высокое качество работы и особую внимательность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности проделанной работы, ворчанию, формализму. Охотно уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и импульсами сочетаются у людей этого типа с силой физиоло-гических влечений. Ему свойственны повышенная импульсивность, инстинк-тивность, грубость, скука, угрюмость, гневливость, склонность к грубости и ругани, к трениям и конфликтам, в которых он сам является активной, прово-цирующей стороной. Он раздражителен, вспыльчив, часто меняет место рабо-ты, неуживчив в коллективе. Наблюдается низкая контактность в общении, за-медленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность действий. Для него никакая работа не становится привлекательной, он работает только по мере необходимости и проявляет такое же нежелание учиться. Он равноду-шен к будущему, полностью живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений.
Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения га-сятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть власт-ным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, разговорчивость, выразительные жесты, мимика, пантомими-ка, чрезмерная независимость, склонность к озорству, отсутствие чувства ди-станции в отношениях с окружающими. Они часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы разговора. Они везде поднимают много шума, им нра-вятся компании своих сверстников, они стремятся командовать ими. У них по-чти всегда очень хорошее настроение, крепкое здоровье, высокий жизненный тонус, часто цветущий внешний вид, хороший аппетит, здоровый сон, склон-ность к обжорству и другим радостям жизни. Это люди с завышенной само-оценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, в то же время, деловые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлечь других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к независимости может быть источником конфликтов.
Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Они склонны к амораль-ным поступкам, повышенной раздражительности и проекционизму. Они недо-статочно серьезно относятся к своим обязанностям. Им трудно переносить условия строгой дисциплины, монотонной деятельности и вынужденного оди-ночества.
6. Дистимический тип. Людей этого типа отличает серьезность, даже по-давленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий. Для них характерно пессимистическое отношение к будущему, низкая самооценка, а также низкая контактность, неразговорчивость в разговоре, даже немногослов-ность. Такие люди - домоседы, индивидуалисты; они обычно избегают обще-ства, шумных компаний и ведут замкнутый образ жизни. Они часто угрюмы, заторможены и склонны зацикливаться на теневых сторонах жизни. Они доб-росовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готов им подчиняться, обладают обостренным чувством справедливости, а также медлительным мышлением.
7. Тревожный тип. Для людей этого типа характерны низкая контакт-ность, минорное настроение, застенчивость, робость и неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных и боятся оставаться од-ни. Они избегают шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство стеснительности и застенчивого характера, тяжело переносят зачеты, экзамены и проверки. Им часто неловко отвечать перед классом. Они охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вы-звать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности и высокие морально-этические требования. Они пытаются замаскировать свое чувство неполноценности в са-моутверждении с помощью тех видов деятельности, где они могут более полно раскрыть свои способности.
Их обидчивость, чувствительность и застенчивость, которые были свой-ственны им с детства, мешают им сблизиться с теми, с кем они хотят, и особен-но слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Нетер-пимость к насмешкам и подозрительность сопровождаются неспособностью постоять за себя, отстоять правду от несправедливых обвинений. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них преимущественно пассив-ную роль, а в конфликтных ситуациях ищут поддержки и оплота. Им присущи дружелюбие, самокритичность и трудолюбие. Из-за своей уязвимости они ча-сто служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Абрамин, Л.А. Игра младшего школьника [Текст] / Л.А. Абрамин, Т.В. Антонова. М.: Просвещение, 1989 – 452 с.
2 Андреев, В.И. Факторы развития творческих способностей студентов в условиях реструктуризации высшего образования [Текст] / В.И. Андреев, Л.М. Попов, Н.Ю. Посталюк; под ред. В.И. Андреева // Развитие творческой ак-тивности студентов в учебной, научно-исследовательской и общественно-политической деятельности: сборник научных трудов / Высшая школа экономики, Москва: Просвещение, 2005. – с. 29-39.
3 Анцигина, Л.К. К проблеме социальной активности личности в современных условиях [Текст] / Л.К. Анцигина // Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Тюмень-Тобольск -Тара: Материалы региональной научно-практической конференции // под ред. Н.В. Чекалевой. – Тара, 2006. – Часть 2. – с. 174-176.
4 Андромонова, И.М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике российской педагогики (1960-1985) [Текст] / И.М. Андромонова. – Казань, 2009 – 187 с.
5 Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности [Текст] / Е.А. Ануфриев. – М.: Знание, 1969. - 345 с.
6 Арефьева, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С. Арефьева. – М.: Просвещение, 2004. – 142 с.
7 Авсеенко, Н.В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс до и после. – М., 2001, №8. – с. 91-95
8 Андриевский, В.С. Претензия на признание среди сверстников /В.С. Андриевский // Начальная школа №2. – М., 2010. – С. 26-28.
9 Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций учащегося в современной информационной среде [Текст] / Н.А. Баранец // Начальная школа. – М., 2006, №3. – с. 44-45.
10 Бабочкин, П.И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности [Текст] / П.И. Бабочкин // Фи-лософские науки. – М., 2007. – № 12. – с. 100-113.
11 Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии деятельности [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 2006 – 148 с.
12 Божович, Л.И. Материалы конференции. Том 2. [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М.: Просвещение, 2008. – 342с.
13 Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божо-вич. – М.: Академия, 1995. - 234 С.
14 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст]/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 1995. – 385 с.
15 Веревкина, Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений студентов [Текст] / Т.А. Верев-кина. – Санкт-Петербург: Феникс, 2007 – 56 с.