Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Изучение детей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) в старшем дошкольном возрасте, становится все более актуальным, поскольку невнимательность, импульсивность и подвижность часто являются основными мотиваторами обращения родителей к психологам. Этот факт подчеркивает необходимость комплексного подхода в психолого-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста, у которых выявлены признаки гиперактивности.
Основные задачи в работе с этой категорией детей включают в себя развитие внимания, снижение импульсивности и формирование коммуникативных навыков. Исследования в области методов воздействия подтверждают, что игротерапия является ведущим методом коррекции для достижения этих целей.
С увеличением числа случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей становится крайне важным признавать этот синдром как форму минимальных мозговых дисфункций. Это состояние не только ухудшает когнитивные процессы у детей, но также влияет на эмоционально-волевую сферу, межличностные отношения и приводит к школьной дезадаптации.
Отказ от прежних подходов, основанных на предположении об умственной неполноценности и использование вместо этого коррекционных мероприятий, учитывающих как психологические, так и медикаментозные методы, становится неотъемлемой частью современного подхода к работе с гиперактивными детьми. Исследования указывают на дисбаланс процессов возбуждения и торможения в ретикулярной формации как на ключевой фактор в формировании данного синдрома, что открывает новые перспективы для целенаправленной коррекции нарушений поведения.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности рассматривается как комплексное расстройство, охватывающее не только детский период, но и простирающееся на протяжении всей жизни человека. Представляя собой неотъемлемую часть возрастного развития, данный синдром обнаруживает свои отличительные черты уже в раннем детском возрасте, а затем активно сопровождает индивида, подвергая его воздействию в различные периоды жизни.
Важно отметить, что хотя симптомы гиперактивности имеют тенденцию к снижению с возрастом, особенно в переходный период от детства к подростковому возрасту, проблемы с импульсивностью и вниманием сохраняются, создавая почву для различных вызовов, связанных с неврозами и социальной дезадаптацией.
Анализ динамики возрастных изменений в проявлении синдрома дефицита внимания и гиперактивности выявляет два выраженных всплеска. Первый приходится на период от 5 до 10 лет, который охватывает подготовку к школьному обучению. Второй всплеск отмечается в возрасте 12–15 лет, соответствуя ключевым этапам развития высшей нервной деятельности. Возраста 5,5–7 и 9–10 лет выделяются как критические периоды формирования мозговых систем, ответственных за мыслительные процессы, внимание и память, что подчеркивает их влияние на проявление синдрома.
Объект исследования: внимание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие внимания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом гиперактивности.
Гипотеза исследования: предполагается, что внимание детей старшего дошкольного возраста с синдромом гиперактивности будет развиваться более успешно, если систематически использовать методику направленной игротерапии.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- выявить актуальный уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью;
- определить степень влияния игротерапии на уровень развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью.
В исследовании были использованы следующие методы:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Ахутина, Т. В. Внимание: механизмы и системная организация / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2018. – No 2. – С. 3-21.
2. Бардышевская, М.К. Особенности непроизвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / М.К. Бардышевская, Е.Л. Инденbaum // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2018. – No 2. – С. 22-37.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
4. Вараева, Н.В. Особенности когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / Н.В. Вараева // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т.24, No 5. – С. 16-25.
5. Виноградова, А.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / А.Д. Виноградова, Ю.В. Микадзе. – М.: Практика, 2014. - 224 с.
6. Грибанов, А.В. Внимание дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / А.В. Грибанов // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - No3. - С. 27-29.
7. Игумнов, С.А. Диагностические критерии гиперактивности и дефицита внимания у детей / C.А. Игумнов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2018. - No18(3). – С. 114-127.
8. Ковязина, М.С. Особенности состояния внимания у детей 7-10 лет с СДВГ на фоне терапии препаратами атомоксетин и метилфенидат: дис. ... канд. мед. наук: 14.01.08 / М.С. Ковязина. - М., 2019. - 133 с.
9. Лубовский, В. И. Специальная психология / В.И. Лубовский. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
10. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
11. Микляева, А.В. Дефицит внимания и гиперактивность у детей / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - М.: Айрис-Пресс, 2018. - 256 с.
12. Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. – М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2008. - 224 с.
13. Незговорова, Г. В. Влияние нейрофидбек-тренинга на показатели внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Г. В. Незговорова, А. А. Кириченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - No 5 (171). - С. 249-254.
14. Особенности формирования внимания у детей с синдромом дефицита внимания: пособие для педагогов дошк. образоват. орг. и родителей / А. А. Катасонова, Ю. В. Микадзе, Т. Ю. Хотылева, Д. А. Булычева ; под общ. ред. Ю. В. Микадзе. — СПб. : КАРО, 2019. - 112 с.
15. Печенков, В.Ф. Психологические особенности дошкольников с гиперактивным расстройством / В.Ф. Печенков // Акмеология. - 2018. - No4(68). – С.63-68.
16. Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О.И. Политика. - М.: Школьная пресса, 2018. - 96 с.
17. Прохорова, Л.Н. Особенности внимания у младших школьников с СДВГ на уроках русского языка / Л.Н. Прохорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – No8. – С. 186-190.
18. Рогов, Е. И. Нарушения внимания у детей: диагностика и коррекция: пособие для психологов и родителей / Е. И. Рогов. - Москва: Владос, 2018. - 303 с.
19. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / Е.В. Максимова, В.Ю. Романцова, А.С. Петрухин и др. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 256 с.
20. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96 с.
21. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2019. – 280 с.
22. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. - М.: Юрайт, 2019. - 389 с.
23. Устинова, И.А Особенности восприятия и внимания у детей младшего школьного возраста с СДВГ: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / И.А. Устинова. - Н. Новгород, 2018. - 27 с.
24. Фатихова, Л.Ф. Особенности внимания дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Л.Ф. Фатихова // Казанский педагогический журнал. – 2019. - No2. – С. 86-89.
25. Чутко, Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства у детей / Л.С. Чутко. - М.: Медпрактика-М, 2018. - 272 с.
26. Шаповал, И.А. Психологическая коррекция расстройств внимания у младших школьников с СДВ / И.А. Шаповал // Вестник психофизиологии. - 2018. - No3. - С. 57-60.
27. Щербакова, И.В. Особенности познавательных процессов у детей с СДВГ / И.В. Щербакова // Пермский педагогический журнал. - 2018. - No9. - С. 190-195.
28. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
29. Barkley, R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment / R.A. Barkley. – New York: Guilford Press, 2018. – 752 p.
30. Dopheide, J.A. ADHD: a review of diagnosis and treatment in children and adolescents / J.A. Dopheide, C.L. Pliszka // The Pharmacy and Therapeutics Journal. – 2019. - Vol.44(9). – P. 568-575.
31. DuPaul G.J. Assessment of ADHD symptoms: Comment on Gomez / G.J. DuPaul // The ADHD Report. - 2019. - Vol. 27. - P. 1-7.
32. Pollak, Y. Neurofeedback therapy for attention-deficit/hyperactivity disorder / Y. Pollak, A. Shomaly, A.B. Gross-Tsur // The Israel journal of psychiatry and related sciences. – 2019. - Vol.56(1). – P. 52-61.
33. Posner, J. Evaluating executive function in attention deficit hyperactivity disorder / J. Posner, M. Kassai, H. Hulvershorn // Indian Journal of Pediatrics. – 2019. – Vol. 86(1). – P. 37-45.
34. Rajeh A. Attention training systems and intervention for ADHD: A systematic review / A. Rajeh // International Journal on Disability and Human Development. - 2020. - Vol. 19. - P. 331-339.
35. Tamm L. Attention training for school-aged children with ADHD: results of an open trial / L. Tamm // Journal of Attention Disorders. – 2019. - Vol.23(4), P. 503-513.
36. Attention-deficit hyperactivity disorder: diagnosis and treatment / M.J. Palumbo, M.E. Spencer [et al.] // American family physician. – 2018. - Vol.98(8). – P. 498-505.
37. Adler W. Diagnosing and managing attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in adults / W. Adler, T.W. Frazier // The Journal for Nurse Practitioners. - 2019. - Vol. 15. - P.323-328
38. Attention deficit hyperactivity disorder and executive function impairment: Association, diagnosis, and treatment / S. Sciberras [et al.] // Frontiers in Psychiatry. – 2020. – Vol 11. – Article 598033.
39. Tyrer, F. Assessment and management of attention deficit hyperactivity disorder in primary care for children, young people and adults / F. Tyrer // Methods. – 2020. – Vol. 9. – P. 94.