Фрагмент для ознакомления
2
Урок проведен в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, хочется отметить разумное сочетание усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска. На протяжении урока учитель использует разнообразные формы и методы: словесный, практический, наглядный, проблемный; фронтальная, индивидуальная, в паре, коллективная.
На уроке учителем выполняются санитарные нормы: своевременно проведена физкультурная пауза в форме игры; чередование видов деятельности (слушание, говорение, чтение);
Прослеживаются учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, не только со стороны учителя, но и самоконтроля обучающихся при работе со специальной компьютерной игровой программой «Обучение чтению».
На уроке используются методы проблемного обучения, сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися.
Педагог использует различные формы работы для актуализации ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых знаний.
Необходимо отметить наличие межпредметных связей на уроке обучения грамоте: это и связь с литературой, религией.
Учителем используются различные формулировки активизации познавательной деятельности: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, продолжите, обобщите (сделайте вывод), оцените и т. д.
Урок эмоциональный, насыщенный, проведен в хорошем темпе. Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность, доминирует атмосфера доброжелательности. Педагог отличается самообладанием и педагогическим тактом, умеет организовать класс на учебную деятельность и поддержать дисциплину, владеет голосом, дикцией, жестикуляцией.
Логическая схема урока выстроена в соответствии с типом урока.
Каждому этапу урока соответствовали определённые цели, формы и методы работы.
Основной формой работы была фронтальная и коллективная работа.
На первом этапе урока «Включение в учебную деятельность» для учащихся создан эмоциональный настрой на весь урок.
На этапе «Актуализация знаний» организована работа с учащимися по развитию речи. Ребята читают слоги, ищут пару по слогам, а также называют значение прочитанных слов, ставят ударение, называют слова с мягким согласным.
Учащиеся были подготовлены к самостоятельному выявлению проблемы, постановке цели урока и формулировке его темы.
На этапе «Открытие обучающимися новых знаний» была создана проблемная ситуация. Учитель показывает портрет с изображением писателя, а учащиеся должны сказать кто это и его произведения.
Далее была проведена работа с загадкой.
Первая группа детей читала первую часть рождественской сказки «Чудо-огонек» (по карточка). Вторую часть читал учитель, третью часть читали учащиеся. После каждой части ребята отвечали на поставленные вопросы, называли качества героев, высказывали свою точку зрения, версии на поставлены вопрос: «Что теперь делать?».
После прочтения сказки Рутенева «Чудо- огонек» составляли сингвей к слову «огонек». Отвечали на поставленные вопросы: «Чему учит сказка?»
Для снятия утомляемости, была проведена физминутка в форме игры с привлечением гостей на уроке.
На этапе рефлексии деятельности дети соотносят полученные результаты с поставленной целью деятельности, дают самооценку собственной деятельности.
На мой взгляд, триединая дидактическая цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, обучающиеся старались активно работать на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, сотрудничество, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде карточек, иллюстраций.
На всех этапах младшие школьники были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены. Подведение итогов (рефлексия) шло в эмоциональном плане (положительные эмоции, награды за труд).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аллабергенова Е.А., Курмачева Н.С., Лазарева А.Ю. Работа над словом на уроках литературного чтения и обучения грамоте // Символ науки. – 2022. – №8(2). – . 69-70. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-nad-slovom-na-urokah-literaturnogo-chteniya-i-obucheniya-gramote/viewer
Аннотация: В статье представлены особенности работы над словом на уроках «Литературное чтение» и «Обучение грамоте».
Ключевые слова: слово, работа над словом, обогащение, уточнение и активизация словаря на уроках литературного чтения и обучения грамоте.
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. новое справочное пособие по русскому языку 1 класс. Изд- во Аист.- Москва.2021
Аннотация: для учителя первого класса предлагается апробированная система обучения русскому языку учащихся в послебукварный период.
3. Попова Г.П., Бондаренко Т.В. + CD-ROM Поурочное планирование. Начальная школа. 1 класс. Изд- во Аист.- Москва. 2021
Аннотация: авторы пособия предлагают технологические карты уроков русского языка в 1 классе, которые представлены и в электронном приложении.
4. Жиренко О.Е, Обухова А.А. Поурочные разработки по бучению грамоте. 1 класс.- Изд- во Вако. 2022 .
Аннотация: авторы пособия предлагают подробные поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму в 1 классе.
5. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко. — 3-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 110 с.
Аннотация: авторы методического пособия предлагают учителю 1 класса календарно- тематическое планирование, с разработанными планируемыми результатами по курсу, представлены примеры методических разработок уроков, по реализации учебно- методического комплекса УМК 1 класса.
6. Горецкий В. Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Г. Горецкий, Н. М. Белянкова. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 301 с.
Аннотация: В пособии представлено календарно-тематическое планирование, достижение планируемых результатов средствами УМК «Азбука», методические разработки всех уроков, научно-методические основы курса «Обучение грамоте» в 1 классе.
7. Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 4-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 174 с.
Аннотация: В пособии представлено календарно-тематическое планирование, планируемые результаты в 1 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов, методические разработки уроков, а также методические рекомендации по работе с учащимися по теме со словами с непроверяемыми и трудно-проверяемыми написаниями.
8. Азбука. 1 класс. Тесты по обучению грамоте. В 2 частях. Часть 2. К учебнику В. Г. Горецкого и др. | Крылова Ольга Николаевна. Изд- во –Аст. 2018. – 140 с.
Аннотация: в пособии представлены тесты по обучению грамоте, для учащихся 1 класса по изучению и систематизации учебного материала по предмету.
9. Абсолютная грамотность за 15 минут. 1-4 классы /Узорова О. В., Нефедова Е. А. Изд-во –АСТ. 2016.- 160 с.
Аннотация: в пособии собраны орфограммы из курса русского языка начальной школы, вызывающие наибольшие трудности у учащихся 1-4 классов.
10. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.
Аннотация: в пособии представлены рабочие программы, по Литературному чтению для 1-4 классов с планируемыми результатами.
11. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
ссылка _Russkij_yazik_programma.pdf (google.com)
Аннотация: в пособии представлены рабочие программы, по предмету Русский язык для 1-4 классов, с планируемыми результатами.
12. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя М.: Просвещение, 2003. — 107 с.
Аннотация: В пособии раскрывается методическая система обучения грамоте на основе новейших данных лингвистической и педагогической науки, предлагаются поурочные разработки.
13. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте М.: Просвещение, 1982. - 63 с.
Аннотация: в пособии представлены упражнения для учащихся 1 класса по чтению и слого-звуковом анализе слов.
14. Восторгова, Е. В. Методическое пособие к учебникам для 1 класса Букварь (В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин) и Русский язык (В. В. Репкин, Е. В. Восторгова) : [издание в pdf-формате] / Е. В. Восторгова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Просвещение, 2021. — 127, [1] с.
Аннотация: В пособии содержатся краткие методические рекомендации по обучению грамоте первоклассников, занимающихся по программе В. В. Репкина и др.
15. Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1- 2 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. Самара: Издательский дом «Федоров». Самара: Издательский дом «Федоров»,2012г
Аннотация: В пособии даны рекомендации по изучению результативности обучения и развития с помощью проверочных и контрольных работ, описание организации их проведения. Приведены варианты проверочных и годовых контрольных работ с грамматическими заданиями.
АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПО МАТЕМАТИКЕ
1. Математика. Методические рекомендации. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. — 112 с.
Аннотация: В книге представлены научно-методические основы курса и их реализация в УМК для 1 класса, тематическое планирование, планируемые результаты, примеры разработок уроков.
2. Моро М. И. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — М. : Просвещение, 2014. — 124 с.
Аннотация: в пособии представлены Рабочие программы по предмету «Математика» для 1-4 классов по УМК «Школа России».
3. Г. В. Дорофеева и Т. Н. Мираковой. Методическое пособие к учебнику Математика. 1 класс. Изд- во «Просвещение». Москва. 2021. 230 с.
Аннотация: В пособии предлагаются развернутые конспекты уроков разных типов.
4. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2019
Аннотация: в пособии представлены конспекты уроков знакомства с новым материалом, закрепления, проектной деятельности, уроки работы над нестандартными задачами.
5. Погорелова Н. Ю. Тренажер по математике к учебнику М. И. Моро. Изд- во Экзамен. 2021.
Аннотация: в пособии представлена система разнообразных заданий для учащихся 1 класса по приёмам сложения и вычитания чисел в пределах 20.
6. Лавриненко Т. А. Л Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. — Саратов: «Лицей» , 2000. — 64 с
Аннотация: в пособии представлена новая методика работы над простыми задачами в 1-м классе, показана работа над задачами в начальных классах, приведены конкретные примеры и фрагменты уроков.
7. Васильева И.Е.. Математика. 1 класс. Дидактическое пособие для учителя+CD. КИМ. ФГОС. Изд- во «Планета». 2014.-
Аннотация: в книге представлены контрольно-измерительные материалы по темам, изучаемым в курсе математики в первом классе.
8. Кремнева С. Ю.. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Школа России к учебнику М. И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2х частях». Изд- во «Экзамен». 2023.
Аннотация: В рабочей тетради представлены разнообразные упражнения, которые помогут отработать программный материал 1 класса.
9. М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику/Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение».-2016.
Аннотация: В пособие представлены нестандартные задания, требующие применения полученных на уроках знаний в новых условиях.
10. Бука Т.Б. Математика. 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику Моро М.И. Изд- во «Просвещение». 2011. 12 с.
Аннотация: в комплекте представлено 12 демонстрационных таблиц по математике для 1 класса. Демонстрационные таблицы снабжены методическими рекомендациями.
11. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. Конструирование. 1 класс. Изд- во «Просвещение». 2023.- 96 с.
Аннотация: В пособии представлен учебный материал, по курсу «Математика и конструирование», который создаёт условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся, помогает формировать элементы конструкторских и графических умений, развивать воображение и логическое мышление детей.
12. Моро М.И. Математика. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». ФГОС. Изд-во «Просвещение». 2019.- 124 с.
Аннотация: в Программах содержится тематическое планирование по классам с характеристикой видов деятельности обучающихся, приводится перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
13. CD ROM Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Моро М.И., Степанова С.В.Волкова С.И., Математика. 1 класс. Издательство «Экзамен». 2014.
Аннотация: в электронном учебном пособии представлен интерактивный тренажер, обеспечивающий возможность тренировки учащихся 1 класса в решении всех типов задач и примеров, содержит демонстрационные материалы по всем изучаемым темам.
14. Математика. 1 класс. Тесты к учебнику М. И. Моро и др. Часть 1 | Рудницкая В. Н. Изд- во «Экзамен». 2022.- 48 с.
Аннотация: в сборнике представлены тесты для учащихся 1 класса по тематическому и итоговому контролю знаний и умений по основным разделам учебника «Математика. 1 класс» (авт. М.И.Моро и др.).
15. Волкова С.В. Устные упражнения. Математика 1 класс. Изд- во «Просвещение». 2023.