Фрагмент для ознакомления
1
Дневник практики 3
Введение 4
1. Ознакомление с общими задачами, решаемыми организацией, в которой предполагается прохождение летней практики. 5
2. Изучение входящей информации на учащихся (выявление психологических особенностей лиц, имеющих различные отклонения в развитии). 8
3.Разработка рекомендаций по консультированию психолога, логопеда, родителей по вопросам психологических особенностей лиц с ОВЗ. 13
4. Составление программы консультирования субъектов образовательных отношений (индивидуальных и групповых консультаций). 20
5. Обработка и анализ материалов практики для отчета: мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала. 25
6. Письменная характеристика от руководителя практики в учреждении, организации. 26
Заключение 28
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Дети с ОВЗ отстают от своей группы по уровню психофизического развития. Их относят к детям с особыми образовательными потребностями, т. е. к классу детей, обучающихся по общеобразовательной программе, адаптированной для умственно отсталых детей.
Некоторые из причин для детей с ОВЗ включают в себя:
- Дети с неблагоприятными для развития социальными факторами (условия воспитания, дефицит внимания и др.).
- Дети с генетически детерминированной недостаточностью ЦНС.
- Дети, метаболическими и трофическими нарушениями.
- Легкие органические поражения головного мозга, врожденные или внутриутробные, при рождении или в младенчестве.
Общие формы взаимодействия с такими детьми.
1. Обсуждаем и планируем работу на год.
Эта работа включает в себя рассмотрение сложных тематических планов и корректировку расписаний для уточнения словарного запаса. Параллельно мы работаем над тематическим планированием в рамках нашей компетенции.
2. Мы проводим детскую диагностику, которая помогает выявить и акцентировать внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка.
3. Планируем консультации с педагогами, чтобы все участники образовательного процесса координировали и интегрировали свою деятельность в организации воспитательного, коррекционного и воспитательного процессов.
4. Планируем консультации с родителями для обеспечения единства и преемственности семейного и социального воспитания и развития интеллектуальных и речевых навыков у детей.
В течение года также осуществляется взаимодействие между нами в форме открытых занятий, мастер-классов, руководства проектной деятельностью, подведения итогов доработок и опытно-конструкторских работ, методических инновационных исследований, совместного участия в конференциях, издательской деятельности.
Документация, отражающая наши взаимодействия:
- индивидуальные образовательные траектории;
- проектно-аналитическое портфолио каждого воспитанника;
- тетради и папки для индивидуальных и групповых занятий;
- тетради бесед с воспитателями;
- тетрадь бесед с родителями;
Представленные нами принципы взаимодействия основаны на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание.
Принципами целостности являются взаимозависимость, интеграция и не повторяемость методов, работы и методов работы.
К принципу целостности и полноты относится использование материалов, предоставленных в соответствии с требованиями ревизионного блока адаптированной основной образовательной программы.
Принцип оперативности реализуется путем разделения и выполнения задач между двумя специалистами, когда общая цель достигается максимально и полностью в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
Принципы «сотворчества» и разнообразия создают творческую атмосферу, помогая разрабатывать задания игрового характера, когда дети с радостью и интересом непосредственно принимают и подражают предложенным материалам.
На занятиях в подгруппах специалист знакомит детей с окружающей средой и строит элементарные математические представления.
При этом выстраивается лексико-грамматический строй языка и развивается у детей связная речь, а также звукопроизношение и подготовка их к грамотности.
В средней группе мы проводим отдельные занятия по сенсомоторному развитию (дефектолог) и фонематическому восприятию и звукопроизношению (логопед). Причем эти задания входят как в групповые, так и в индивидуальные занятия.
Для подготовки данного вида занятия логопед подготавливает детей, педагог-воспитатель контролирует познавательный компонент. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и личностные особенности каждого ребенка.
Такие взаимодействия позволяют поставить правильную речь в работу логопеда и дефектолога, преследующих одну цель, но достигающих ее разными путями.
Характеристика
Соловьев А.Н.
Возраст: 5 лет
Внешний вид: соответствует физиологическому возрасту
Поведение в ситуации обследования: общение с дефектологом не затруднено, фон настроения ровный, настроение без особого оттенка
Познавательная активность низкая
Темп работы: медленный, неравномерный с признаками утомления; причины мед-ленного темпа работы - тщательность выполнения
Уровень производительности: средний
Формирование регуляторных функций: сформировано в пределах возрастной нор-мы
Особенности развития речи: нарушений устной речи не выявлено.
Особенности латерализации: правша
Характеристики двигательных навыков:
Мелкая моторика: в норме.
Графическая активность (рисование): ниже нормы
Внимание Характеристики:
- продолжительность концентрации внимания: снижена; - концентрация: снижена; - переключение: пониженное; - распространение: уменьшено
Особенности мнестической деятельности:
Механическое слухоречевое запоминание (по А. Лурии): (3, 5, 2, 9, 9, 8, 7)
Отложенное воспроизведение 30%, есть лишние слова
Формирование пространственно-временных представлений: устанавливает после-довательность времен года, месяцев, дней недели
Понимание сложных речевых конструкций с использованием предлогов: сложные речевые конструкции недоступны для анализа
Характеристика мыслительной деятельности: инструкция имеется, сохраняется с первого предъявления, но требует дополнительного пояснения
Изучение словесно-логического компонента познавательной деятельности:
Логические операции по Э. Ф. Замбацевицене:
«осведомленность» - средний уровень; "исключения понятий" - средний уровень; - «обобщение» - низкий уровень; "аналогии" - низкий уровень
Словесно - логическое мышление: последовательность событий в серии сюжетных картинок установлена правильно, рассказ
Особенности мотивационно-волевой сферы: реакция на успех и похвалу взрослого не стимулирует активность
Ведущий вид деятельности: образовательная
Тип темперамента по Г. Айзенку: экстраверсия умеренная, эмоциональная неус-тойчивость высокая, преобладающий тип темперамента - сангвиник (55%).
Эмоционально-личностные характеристики, в том числе специфика межличност-ных взаимодействий: тщательность, отзывчивость, скромность, вежливость, уважение к одноклассникам, учителям и взрослым.
Заключение дефектолога: Нарушено непосредственное запоминание, снижена долго-временная память, низкая мотивация, высокий уровень нравственных представ-лений, высокий уровень самооценки, высокая тревожность, низкие коммуникативные способности, инфантилизм.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Изучение особенностей связной речи дошкольников и взрослых с нарушением интеллекта и общего речевого развития // Логопедия. - 2005. - Нет. 3. - С. 13-24.
2. Дети с общим недоразвитием речи. Образование и обучение. Учебные пособия. -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 128 с. Диагностика нарушений речи у детей и координация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: Сб. дорожные советы. - Св. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 240 с.
3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление речевых нарушений у школьников: Учебник логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. - 320 с.
4. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных учебных заведений (коррекция). Процесс. студенческое пособие. университеты. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
5. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия психолого-педагогических методов диагностики нарушений речи. - СПб., 2004. - 432 с.
6. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием стратегии картинка-символ // Логопедия. - 2004. - Нет. 2,57
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Личность. изд. Институт ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
8. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. – Ярославль: «Академия развития», 2002. – 144 с.
9. Микляева Н.В. Оценка языковых способностей у детей дошкольного возраста. Логопедическая оценка: методическое пособие. - М.: Ирис - Пресс, 2006. -96с.
10. Микляева Н.В. Опыт преподавания игровых ситуаций в дошкольном учреждении. - М.; Ирис – Пресс, 2005. – 96с.