Фрагмент для ознакомления
2
Для эффективного развития вербальных средств общения ребенка с ОНР необходимо ввести в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, виды деятельности) [24].
С.В. Артамонова для преодоления коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР предлагает технологию, которая направлена на:
а) коррекцию речевого развития детей;
б) преодоление коммуникативных нарушений в процессе совместной деятельности детей и взрослых;
в) вовлечение в коррекционный процесс родителей дошкольников [2].
Условиями развития речевого общения, по мнению, А.Е. Беляковой, являются:
а) создание специального режима, среды свободного общения на занятиях;
б) поощрение любых попыток проявления речевой активности детей, их интереса к общению;
в) использование разнообразных игровых коммуникативных ситуаций, которые стимулируют детей к проявлению коммуникативных умений [5].
Результатом коррекционной работы должна быть подготовка устного общения детей - речевые шаги, которые выступают как сложная структура, поддерживающая мотивационно-потребностный подход к общению и устные умения ребенка устанавливать общение и активно поддерживать в процессе различные взаимодействия.
Для развития навыков общения детей с ОНР можно использовать различные виды игр.
Сюжетно-ролевые игры:
- игры на развитие навыков ведения переговоров в процессе ролевых игр, навыков сотрудничества в совместной деятельности – игры «Строительство дома», «Поездка на автобусе в театр кукол», «Уборка квартиры», «Поликлиника» и другие;
- игры на развитие умения выбирать средства общения в ходе игры, формировать представления о нормах и правилах этикета - игры «Подарок другу», «День рождения», «В гостях», «В кафе», «В Театр», «Детский сад» и другие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева [Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/andrg01/ (дата обращения: 18.12.2023).
2. Артамонова, С.В. Особенности и условия преодоления трудностей общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С.В. Артамонова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2018. – № 7. – С. 55-62.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 331 с.
4. Бабина, Г.В. Логопедия: учебное пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р. Е. Идес. – М.: МПГУ, 2019. – 102 с.
5. Белякова, А. Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальными и речевыми нарушениями / А. Е. Белякова. – Калуга, 2021. – 167 с.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия: учебник / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 286 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под редакцией Д.И. Фельдштейн [Электронный ресурс] // http://www.syntone-spb.ru/library/books/?item_id=285 (дата обращения: 18.12.2023).
8. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: учебник / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского федерального университета, 2014. – 255 с.
9. Психология развития: детство, юность, юность: чт./сост. и изд. ПРОТИВ. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 2028. – 624 с.
10. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. – 1008 с.
11. Жукова, Н.С. Занятия логопеда: коррекция речевых нарушений / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2020. – 114 с.
12. Канунникова, Е.О. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.О. Канунникова // Вестник Государственного университета управления. – 2019. – № 7(33). – С. 89-91.
13. Ковылова, Е.В. Коммуникативное развитие старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) / Е.В. Ковылова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 231-237.
14. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский [Электронный ресурс] // http://childpsy.ru/lib/books/id/8608.php (дата обращения: 18.12.2023).
15. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М.: Владос, 2020. – 224 с.
16. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2020. – 367 с.
1. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Психология ребенка дошкольного возраста Вопрос: Сб. Искусство. Леонтьев А.Н. и Запорожец А.В.-М.: Международный образовательно-психологический колледж, 2021 г.
2. Мяшичев, В. Психология отношений / В.Н. Мяшичев; Отредактировано А.А. Бодалева - м. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. – 363 с.
3. Павлова О. Нарушение коммуникативной функции у детей с нормальным речевым развитием/О.С. Павлова // Психология и современная логопедия. - М., 2019 г.
4. Парамонова, Л.Г. Произношение слов у детей / Л.Г. Парамонова – СПб: Детсво-Пресс, 2022. – 266 с.
5. Петровский, А.В. Группа действия личности / А.В. Петровский – М.: Академия, 2022. – 225 с.
6. Понятия и словарный запас логопеда / под ред. В и . Селиверстова – М.: Владос, 2022. – 400 с.
7. Рубинштейн, С. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Пресс, 2019. – 486 с.
8. Слинков, О. Для изучения проблем общения у детей младшего школьного возраста с нарушением речи. Слинько // Дефектология. - 2020. - №1
9. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. Алия, дизартрия, OHP/I.A. Смирнова – СПб: Детсво-Пресс, 2018. – 318 с.
10. Ткаченко Т. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: логопед / Т. Ткаченко – М.: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
11. Филичева, Т. Подготовка детей с ограниченными физическими возможностями к школе: календарно-тематическое планирование и гибкие конспекты уроков / Т. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева – М.: Национальный центр книги, 2019. – 119 с.
12. Шеховтова Т. Формы логопедической работы: учебник / Т. Шеховтова – Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского федерального университета, 2019. – 119 с.
13. Шечитина А. Диагностика социального развития ребенка: педагогико-методическое пособие / М. Ярослав Мудрый, 2020 г.
14. Хухалева О. V. Практический материал для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, рассказы / О. В Хухлава. - М.: Ади, 2020.