Фрагмент для ознакомления
2
Производственная практика (технологическая (проектно-технологическая) практика) обеспечивает последовательность и непрерывность в формировании у студентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Целью производственной практики (технологической (проектно-технологической) практики) является развитие практических умений и навыков, а также компетенций и накопление опыта на основе имеющихся теоретических знаний в процессе выполнения определенных видов работ в рамках своей профессиональной деятельности.
Задачами производственной практики (технологической (проектно-технологической) практики выступают:
- эффективное использование имеющихся психолого-педагогических знаний в учебно-воспитательном процессе;
- приобретение умений и навыков применения изученных педагогических и психологических методов, средств, приёмов и форм работы в образовательном процессе учреждения;
- приобретение практического опыта психолого-педагогической работы и опыта взаимодействия с другими педагогическими работниками;
- овладение необходимым набором общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
В научной литературе сейчас акцент делается на понимании термина «сопровождение» как поддержка психически стабильных людей, у которых возникают определенные проблемы на определенной стадии развития. Стоит отметить, что такая поддержка обозначает сохранение личностного потенциала и помощь в его развитии. Смысл этой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самовыражение в обществе. Некоторые исследователи, такие как М.Р. Битянова, И.А. Кибак, Н.Л. Коновалова, используют термин «сопровождение» в своих работах.
Синонимы «поддержка» (А. В. Мудрик, О. С. Газман, А. А. Бодалев, Т. Г. Гордон, В. К. Зарецкий, Т. А. Мерцалов, И. Ю. Шустова, А. Г. Асмолов и др.) и «сопровождение» (С. Н. Чистякова, Т. М. Чурекова, С. Пряжникова и др.) используются как термины, обозначающие специфическую систему психологической помощи, которую оказывает психолог.
Рассмотрим термин педагогическая поддержка. Под термином педагогическая поддержка О.С. Газман, который практически ввел это понятие в научный обиход на современном этапе в отечественную педагогику, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни» [3].
В работе Е. И. Казаковой [5] понятие «сопровождение» трактуется как образовательная технология, базирующаяся на системно-ориентированном подходе с его ведущим положением о приоритете опоры на внутренний потенциал развития субъекта. По Е. И. Казаковой, сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора, это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка. Процесс сопровождения выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту нести ответственность за его реализацию.
М. Р. Битянова [1] определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающую социально-психологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. По М. Р. Битяновой, сопровождение – это проектирование образовательной среды, то есть создание условий для максимально успешного обучения конкретного ребенка с учетом возрастных норм, основных новообразований возраста как критериев адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей. Сопровождение, таким образом, включает два взаимосвязанных компонента: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его развития в процессе обучения; создание в образовательном учреждении социально-психологических условий для успешности его обучения.
Создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом этапе его жизни - это основная цель профессиональной деятельности, которую называют сопровождением.
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения является одним из компонентов целостной деятельности всех участников образовательного процесса. Другим компонентом является создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения. А также, необходимо создавать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и неотъемлемы друг от друга.
В ДОО создана служба психолого-педагогического сопровождения, которая представляет собой сочетание стратегии развития личности и тактики реализации ее индивидуального потенциала. В нашей модели основное внимание уделяется сопровождению в рамках образовательной программы ДОО, а также акцентируется внимание на особенностях сопровождающей деятельности психолога
Данная служба занимается поддержкой образовательного процесса (учебно-воспитательного процесса) в ДОО. Педагоги заботятся о ситуации развития ребенка и рассматривают ее как систему отношений между ребенком и миром, окружающими (взрослыми, сверстниками) и самим собой.
В основе психолого-педагогического сопровождения лежат следующие принципы:
- Использование научно обоснованных и проверенных в практике дошкольного образования технологий и методик, чтобы достичь научности.
- Организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса, чтобы обеспечить системность.
- Совместная деятельность различных специалистов, включая администрацию, воспитателей и других участников образовательного процесса, чтобы достичь комплексности.
- Предупреждение возникновения проблемных ситуаций, а не срочное реагирование на уже возникшие проблемы, чтобы обеспечить превентивность.
- Использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства является основным принципом открытости, также проводятся мероприятия для педагогического и руководящего персонала ДОО.
- В работе активно используются современные технологии и интерактивная стратегия.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения - обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей в дошкольном возрасте для полноценного психического развития.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет следующие задачи. Важным аспектом в работе с ребенком является создание условий, способствующих его эмоциональному благополучию, успешному развитию и обучению. Также необходимо организовать ситуации, в которых ребенок может испытывать успех. Наша задача заключается в создании социально-психологических условий, которые способствуют успешному обучению и воспитанию учащихся. Важным аспектом также является обеспечение безболезненной адаптации к изменяющейся социальной обстановке. Мы готовы предоставить своевременную психологическую консультацию, диагностическую помощь и коррекционно-развивающую помощь не только обучающимся, но и родителям и педагогам.
Рассмотрим конкретную модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период, когда они готовятся к школьному обучению. Все эти меры будут соответствовать выполнению практической части нашей работы.
Создание условий для подготовки дошкольников к школьному обучению - это главная цель модели психолого-педагогического сопровождения. Эта модель основана на нескольких принципах: междисциплинарный подход, сотрудничество и взаимодействие всех участников процесса подготовки, системность и последовательность деятельности, вариативность и преемственность между уровнями образования. Этот подход помогает воспитанникам ДОО успешно адаптироваться в школе.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в ДОО.
Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.
Программа реализации модели должна включать следующие направления психолого-педагогического сопровождения: диагностическое направление, консультационное направление, коррекционно-развивающее направление, работа с педагогическим коллективом ДОО, работа с семьями воспитанников. –
В процессе реализации модели целесообразно сочетание различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения. Оценка эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению осуществляется с помощью следующих критериев и показателей:
1. Интеллектуальный критерий (показатели: развитие психических познавательных процессов детей дошкольного возраста (восприятия, внимания, памяти, мышления); повышение уровня владения дошкольников элементарными учебными действиями; сформированность предпосылок учебной деятельности).
2. Мотивационный критерий (показатели: смена ведущего типа мотивации ребенка с игровой на учебную; положительная мотивация ребенка по отношению к предстоящему процессу обучения в школе; повышение уровня познавательной мотивации дошкольников).
3. Коммуникативный критерий (показатели: развитие коммуникативных способностей дошкольников; развитие у дошкольников навыков общения со сверстниками и взрослыми; повышение уровня понимания дошкольниками задач, предъявляемых по отношению к ним со стороны взрослых в различных ситуациях взаимодействия; повышение уровня понимания дошкольниками состояния сверстников в различных ситуациях взаимодействия с ними).
4. Эмоциональный критерий (показатели: повышение уровня самооценки детей дошкольного возраста; сформированность у дошкольников адекватной самооценки себя по отношению к будущей социальной роли «Ученик»; положительное эмоциональное отношение детей дошкольного возраста к предстоящему процессу обучения в школе).
План реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению включает в себя подготовительный, диагностический, основной этапы, этап вторичной диагностики и заключительный этап.
На подготовительном этапе осуществляется выбор и обоснование базы и участников исследования, а так же изучение особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога выбранной базы исследования.
На диагностическом этапе происходит организация изучения исходного уровня готовности детей к школьному обучению посредством следующих методик:
- методика фронтальной психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению Г.Ф. Кумариной;
- методика «Беседы о школе» Т.А. Нежновой;
- методика Е.Д. Поляковой «Светофор»;
- методика диагностики коммуникативных способностей ребенка Е.Е. Кравцовой;
- методика Р.С. Немова «Какой я»;
- тест Н.М. Ильиной «Веселый-грустный».
На основном этапе реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению организуется работа с дошкольниками, их родителями и педагогами посредством следующих методов:
- комплекс упражнений «Готовимся к школе»;
- интерактивная игра «Путешествие будущих первоклассников»;
- индивидуальные консультации, направленные на подготовку к обучению в школе; тренинг общения «Мои друзья»;
- конкурс рисунков «Я - будущий первоклассник»;
- экскурсия в школу;
- дистанционные игровые задания «Скоро в школу»;
- создание творческого продукта на тему «Я в школе»;
- выпускной праздник «Наша книга детства»;
- родительское собрание «Подготовка детей к школе»;
- интернет-марафон «Мой ребенок - будущий первоклассник»;
- индивидуальные консультации родителей по вопросам оказания помощи ребенку в подготовке к школе;
- информационный стенд для родителей «Первый раз в первый класс»;
- выступление на педагогическом совете «Подготовка детей к школе. Преемственность детского сада и семьи»;
- круглый стол для воспитателей «К школе готов»;
- индивидуальные консультации для воспитателей подготовительной группы;
- участие в серии вебинаров по теме «Подготовка детей к обучению в школе с учетом современных требований».
На этапе вторичной диагностики осуществляется мониторинг изменения показателей готовности детей к обучению в школе.
На заключительном этапе осуществляется анализ и оценка эффективности составленной и реализованной модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепция и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 94 с.
3. Горева М. В. Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению // НИР/S&R. 2021. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-doshkolnikov-v-period-podgotovki-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 28.12.2023).
4. Забровская О.В. Формирование образа «Я - будущий школьник» у детей 5-7 лет: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2007. - 25 с.
5. Иванова Л.В., Пермякова Н.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Концепт. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-detey-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 28.12.2023).
6. Казакова Е. И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения // Школьный психолог. 1998. № 48. С. 2–3
7. Казанова А.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей в период подготовки к обучению в школе / А.А. Казанова // Цивилизация знаний: XX Международная научная конференция. - 2019. - С. 507-512.
8. Пашкова Я.В. Психологические условия формирования социально ориентированного поведения детей на этапе предшкольной подготовки: автореф. дисс. … канд. псих. наук: 19.00.07. - Ростов н/Д, 2015. - 25 с.
9. Психологическая готовность ребенка к школе / авт.-сост. Е. А. Грудненко. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 176 с.
10. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова, Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика, А.А. Кацеро, Е.А. Рыбакина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. – 216 с.
11. Тихоненко С.А. Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО на 2017-2018 учебный год / С.А. Тихоненко. - Белоярский: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский», 2017. - 66 с.