Фрагмент для ознакомления
2
Объект исследования в рамках учебной практики – Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод» (ПАО «ВСЗ).
Целью учебной практики является подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин ООП по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность», посредством развития навыков по самостоятельному получению информации о хозяйствующем субъекте из открытых источников, ее обобщение и интерпретация.
Для достижения цели прохождения учебной практики был выполнен ряд следующих задач:
- дать обобщенную характеристику объекта практики;
- выявить основные направления деятельности ПАО «ВСЗ»;
- получить практические навыки по поиску информации, (технико-экономической, организационно-управленческой, организационно-правовой, учетно-отчетной) из открытых источников сети Интернет;
- приобрести умения расчета финансовых показателей на основе полученной информации.
1. Характеристика ПАО «ВСЗ»
Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод» (ПАО «ВСЗ») зарегистрировано 13.09.2002 г.
Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод» - одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-Западном регионе России, завод с более чем семидесятилетним опытом работы в области коммерческого и военного судостроения. Основным направлением деятельности верфи является строительство различных судов гражданского назначения: судов ледового класса, судов снабжения, ледоколов, рыболовных траулеров, а также буровых платформ для разработки морских шельфовых месторождений.
Выборгский судостроительный завод был основан 12 ноября 1948 г. с утверждения «Временного положения о введенном в частичную эксплуатацию заводе 870 МСП». В 1949 году при плане сдачи первых двух несамоходных барж было сдано 8. Чуть позже, в 53-56 годах, завод начинает осваивать более сложные заказы, в частности, самоходные баржи разных модификаций. В сентябре 1954 г. в эллинге впервые закладывается головной десантный корабль.
В начале 60-х годов вводятся в строй последние сооружения технологической цепочки производства. Предприятие получает возможность сосредоточиться на отработке технологий серийной постройки судов. В сжатые сроки заводу удается наладить выпуск крупных серий лесовозов (до 11 единиц в год). В конце 70-х для ВМФ строятся 2 судна-спасателя (одно из них, «Михаил Рудницкий», участвовало в спасательных операциях при авариях подлодок «Комсомолец» и «Курск»; судно до сих пор в строю). Сдаются и 2 поисково-обследовательских судна для обнаружения затонувших объектов на глубинах 2000-6000 метров.
С 1978 г. завод осваивает новую продукцию - плавучие буровые установки для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе. На первом этапе освоения ППБУ завод поставил для эксплуатации на Каспийском море с окончательной сборкой в Астрахани полностью готовые 900 тонные блок-модули и понтоны на 6 ППБУ. В 1982-1990 гг. во Вьетнам были поставлены 7 комплектов верхних строений стационарных буровых платформ. С 1985 по 1991 гг. для открытых морей завод построил в полном объеме «под ключ» 4 ППБУ типа «Шельф», в настоящее время все платформы успешно эксплуатируются. В 1990-1993 гг. были впервые в СССР сданы для эксплуатации в открытых морях две СПБУ типа «Мурманская».
В 1993 г. завод закончил свою историю как государственное предприятие.
В соответствии с приказом Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 22 июня 1993 г. № 223, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 721 от 01 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», государственное предприятие Выборгский судостроительный завод было преобразовано в открытое акционерное общество «Выборгский судостроительный завод». Руководство завода налаживает контакты с норвежской компанией Мосс Технолоджи, которая предложила контракт на ремонт и модернизацию поврежденной ППБУ «Одиссей». Через несколько лет, в 1997 г., эта установка превратилась в проект, не имеющий аналогов в мире - космический стартовый комплекс «Sea Launch» («Морской Старт»). Для реализации этого проекта был создан международный консорциум; объём поставок завода составил 57,6%. 23 июля 1997 г. завод сменил свое название на открытое акционерное общество «КвернерВыборг Верфь» и вошел в состав норвежского концерна «Квернер». В качестве основных задач, стоящих перед заводом, концерн ставил реорганизацию структуры управления, снижение накладных расходов с целью повышения конкурентоспособности предприятия. Была изменена система планирования и отчетности, приблизившаяся к западным стандартам.
Завод активно участвовал в различных программах по освоению шельфа, в частности, в строительстве морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Выборгская верфь построила многофункциональную полупогружную платформу со свободной палубой по проекту Moss Maritime AS. В 2007 г. верфь выиграла тендер на строительство двух ППБУ ("Полярная звезда" и "Северное сияние") по проекту Moss CS-50 MkII. В целях ускорения разработки проекта и строительства ППБУ нижний корпус изготовил ВСЗ, а верхнее строение - корейская компания Samsung Heavy Industries. Передача первой ППБУ «Полярная звезда» заказчику состоялась в 2010 г., второй - в 2011 г. Все этапы строительства одной платформы от закладки до поставки заказчику заняли 36 месяцев.
В 2012 году акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» на основании договоров купли-продажи акций приобрело контрольный пакет акций завода. Интегрирование Общества в структуру АО «ОСК» позволило заводу значительно увеличить портфель заказов в области гражданского судостроения. С 30 июня 2015 г. открытое акционерное общество «Выборгский судостроительный завод» стало именоваться публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод». В 2012 г. завод начал строительство линейных дизельных ледоколов проекта 21900М мощностью 18 МВт. Передача заказчику головного ледокола «Владивосток» состоялась в соответствии с контрактными сроками в октябре 2015 года, второго в серии судна «Мурманск» - в декабре 2015 г., третьего ледокола «Новороссийск» - в декабре 2016 г. На данный момент суда проекта 21900 М является самыми мощными дизель- электрическими ледоколами в России.
В декабре 2016 г. и мае 2017 г. были подписаны контракты на строительство 4-х рыболовных траулеров проекта. Траулеры с ледовыми усилениями категории Ice3 и траловым комплексом последнего поколения предназначены для лова донных пород рыб. На борту траулеров размещается современное оборудование с планируемой производительностью вылова и круглосуточной заморозки до 100 тонн рыбы в сутки, а также комбинированные трюмы для морской продукции ёмкостью до 375 куб.м. Первые из серии траулеров-процессоров «Баренцево море» и «Норвежское море» был переданы заказчику в 2020 и 2021 гг. В настоящее время на ПАО «ВСЗ» продолжается строительство 6 рыболовных траулеров.
Основным направлением деятельности ПАО «ВСЗ» является строительство ледоколов и ледокольных судов обеспечения, ледокольных судов снабжения, рыболовных траулеров и буровых установок, а также судов специального назначения. Производственные мощности позволяют Обществу выполнять работы по изготовлению металлоконструкций различного назначения, судоремонту, металлообработке. Значительный опыт и производственные мощности позволяют ПАО «ВСЗ» выполнять полный цикл подготовительных, производственных и сдаточных работ в рамках реализации судостроительных заказов.
Общество имеет значительный опыт в области постройки судов снабжения. В данном направлении на Балтике также работают ООО «Невский ССЗ», ПАО СЗ «Северная верфь», при этом основное направление деятельности верфи - строительство военных кораблей. АО «Пелла», которое ориентировано на строительство судов малого тоннажа, но в результате модернизации имеет возможность спускать суда шириной до 20 м, длиной до 110 метров, при этом данная верфь находится в предбанкротном состоянии. Рассматривая судостроительные предприятия в других регионах страны, отметим ПАО «АСЗ» и заводы Каспийского региона.
Активно растущий и перспективный рынок в области строительства рыболовных траулеров связан с постройкой судов для добычи и переработки биоресурсов. Рост спроса на отечественные рыбопромысловые суда наблюдается благодаря вступлению в силу закона об инвестиционных квотах. В настоящее время средний возраст рыбопромыслового флота - 30 лет. В классе находится 1206 единиц, из которых более 30% (то есть четыреста судов) старше 30 лет, что создает хорошую перспективу обновления. В 2016 г. были приняты поправки к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», закрепляющие выделение дополнительных квот предприятиям рыбной отрасли. Инвестиционные квоты будут выделяться, в том числе, предприятиям, инвестирующим в строительство новых судов на российских верфях. По причине старения рыболовного флота потребность России в промысловых судах оценивается по разным источникам примерно в 180 крупных и средних судов различного назначения. Российские судостроительные заводы имеет возможность почти полного удовлетворения спроса на средние и малые суда. В связи с чем, для ПАО «ВСЗ» этот рынок является одним из ключевых и перспективных направлений деятельности. Общество имеет значительный опыт в реализации проектов в рамках данного направления, в том числе в кооперации с норвежскими верфями.
ПАО «ВСЗ» на протяжении нескольких лет прочно занимает лидирующие позиции в области строительства дизель-электрических ледоколов и ледокольных судов обеспечения в России.
ПАО «ВСЗ» имеет схожие производственные возможности с АО «ПСЗ «Янтарь» и ПАО СЗ «Северная верфь» и приспособлено для производства серийной продукции. По размерениям судов, возможных к постройке, верфь находится в одном ряду с указанными заводами: длина до 150 метров, ширина - до 26-27 метров, уступая им лишь в тоннаже спускаемых судов ПАО «ВСЗ» - до 8 600 тонн, ПАО СЗ «Северная верфь» и АО «ПСЗ «Янтарь» - до 12 000 тонн. ПАО «ВСЗ» стремится использовать весь накопленный опыт для повышения уровня конкурентоспособности продукции российского судостроения на внутреннем рынке и имеет для этого все необходимые ресурсы:
- площадь верфи составляет 44,18 га, производственные площади: крытые – 64 000 м 2, открытые – 18 500 м2;
- корпусное производство, обеспечивающее изготовление стальных конструкций общей массой до 20 000 тонн в год;
- гибочный пресс усилием 1 000 тонн который обеспечивает постройку корпусов судов ледового плавания и ледоколов;
- первичная обработка металла (очистка и грунтовка) для обработки листового и профильного металлопроката с максимальными габаритами 3200х12000 мм при толщине листа от 3 мм и профилей высотой до 500 мм и длиной до 12 000 мм;
- мощность участка резки и гибки – 30 000 тонн/год (24 000 тонн/год – лист, 6 000 тонн/год – профиль);
- спуск судов размерения которых составляют: длина – 139 метров, ширина – 18 метров, осадка – 4,6 метров производится через наливную док-камеру;
- сборка судов шириной более 18 метров производится блочным методом на полупогружной барже/доке «Атлант» с размерениями по стапель-палубе 130х35 метров. Баржа/док позволяет строить и спускать суда длиной до 160 метров и шириной до 30 метров и весом до 8600 тонн;
- завод имеет две достроечные набережные общей протяженностью 550 метров: набережная длиной 250 метров оборудована портальными кранами грузоподъемностью по 100 тонн, на набережной длиной 300 метров - два крана грузоподъемностью по 10 тонн;
- на ПАО «ВСЗ» имеется плавучий кран «Богатырь» грузоподъемностью 300 тонн. Формирование корпусов судов производится из блоков массой до 300 тонн.
ПАО «ВСЗ» обладает уникальными производственными возможностями, высококвалифицированным персоналом и собственной акваторией, что позволяет предприятию успешно выполнять работы по строительству технически сложных судов малого и среднего тоннажа, а также плавучих конструкций. Основное конкурентное преимущество ПАО «ВСЗ» - успешная реализация проектов с высоким качеством, являющимся результатом значительного накопленного опыта и слаженной работы высококвалифицированного персонала верфи, обеспечивает устойчивое положение предприятия и создает предпосылки для дальнейшего динамичного развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К основным фактором конкурентных преимуществ относятся:
- значительный опыт работы на рынке судостроения;
- наличие высококвалифицированного персонала;
- высокое качество выпускаемой продукции;
- финансирование реализуемых проектов;
- наличие свободных стапельных мест и производственных площадок.
Общее собрание акционеров – высший орган управления Общества, полномочия которого определены Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Уставом ПАО «ВСЗ» и Положением об Общем собрании акционеров Общества (утверждено внеочередным Общим собранием акционеров ПАО «ВСЗ», протокол от 15.11.2012 № 28).
Совет директоров – орган управления Обществом, который в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ПАО «ВСЗ» и Положением о Совете директоров ПАО «ВСЗ» (утверждено внеочередным Общим собранием акционеров ПАО «ВСЗ», протокол от 05.03.2019 №42) осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров.
Единоличный исполнительный орган - Генеральный директор, осуществляющий руководство текущей деятельностью Общества, действующий в соответствии с законодательством России и Уставом ПАО «ВСЗ». К компетенции Генерального директора Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества в соответствии с Уставом ПАО «ВСЗ». Единоличный исполнительный орган Общества избирается Советом директоров ПАО «ВСЗ» сроком на 5 (пять) лет.
Постоянно действующим органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является Ревизионная комиссия ПАО «ВСЗ». Компетенция Ревизионной комиссии определена Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Уставом ПАО «ВСЗ» и Положением о Ревизионной комиссии ПАО «ВСЗ» (утверждено внеочередным Общим собранием акционеров ПАО «ВСЗ», протокол от 15.11.2012 № 28).
Кадровая политика ПАО «ВСЗ» направлена на сохранение имеющегося кадрового потенциала и его развитие, создание высокопрофессиональной команды единомышленников, способных обеспечить динамичный рост Общества. Штатная численность Публичного акционерного общества «Выборгский судостроительный завод» на конец 2023 года составила 2 892 сотрудников.
Показать больше