Фрагмент для ознакомления
2
Ребёнок активно играет, взаимодействует с другими детьми, может как вступить в игру, взяв на себя какую-то роль, так и когда-то игру организовать с другими детьми, раздать роли (магазин, детский сад). Используют предметы в игре те, которые видели, что используются в реальной жизни и в реальной ситуации (в игре). Если таких предметов не находят, то берут попавшиеся или похожие, называют их теми, которые нет. То есть достаточно удачно подбирают предметы-заместители. Очень хорошо дублируют игровые действия с реальных ситуаций, подражают игре в воспитателя или продавца, составляют ситуации, диалоги, чтобы интереснее было играть. Любит играть просто с игрушками, так и в различные игры со сценарием, про которые уже говорили. Может сама себя занять. Первоначального замысла обычно придерживается, хотя бы на один ход игры (чтоб прошли покупатели и т.п.). Не часто могут быть конфликты по поводу каких-то игрушек, которые нужны в игре, а в них, например, играют другие дети. Но вежливо может попросить, предложить войти в игру, либо поделиться и поменяться.
Задание 3.2. Составьте психолого-педагогическую характеристику ребенка дошкольного возраста. Оформите характеристику в соответствии с предложенной структурой
Анкетные данные:
Дата заполнения:
Имя ребенка: Ксюша.
Возраст: 4 года, 7 месяцев.
Познавательные интересы, любознательность: ребёнок активно идёт на контакт, задаёт вопросы, иногда может отвлекаться, но быстро возвращается к деятельности, интерес к деятельности также присутствует, в работе девочка достаточно продуктивна, интерес к обучению присутствует.
Особенности восприятия:
• Цвет.
У ребёнка присутствует представление о цветах, она очень хорошо различает цвета, узнаёт и называет основные цвета, а также некоторые их оттенки, что очень хорошо для её возраста.
• Форма.
Представление о форме предметов также присутствует, ребёнок выделяет геометрические фигуры, различает объем (большие, маленькие), может соотнести форму предмета.
• Временные представления.
Временные представления ребенка сформированы в пределах нормы для данного возраста, ребенок называет времена года, времена суток, определяет эталоны времени.
• Пространственные представления.
В целом сформированы, но иногда ребёнок может ошибаться.
Особенности внимания:
Внимание ребёнка достаточно легко привлекается, ребенок заинтересован, поэтому с ней достаточно легко работать, переключается с одного вида деятельности на другой тоже достаточно легко, иногда может отвлекаться в силу возрастных особенностей, может сосредоточиться на каком-то деле, если очень интересно.
Особенности памяти:
Преобладающий тип памяти – зрительная. Слуховая память развита слабее. Запоминает ребенок в рамках нормы, хорошо запоминает зрительные образы, картинки. Что-то может забыть, но переживает, пытается вспомнить. Иногда получается что-то вспомнить. Сказки сочиняет достаточно легко, опираясь на какие-то знакомые образы, истории.
Особенности мышления:
Девочка адекватно использует помощь, наводящие вопросы, если у нее что-то не получается. Воспринимает достаточно понятно для себя, может выделить главное, без особых сложностей осуществляет простейшие классификации, в каких-то случаях, если ей знакомо, может подобрать обобщающее слово к ряду предметов, также может определить простейшие причинно-следственные связи (тепло, можно купаться – лето). Уровень мышления соответствует норме.
Особенности воображение:
У ребёнка преобладает репродуктивный вид воображения, высокий, есть задатки творческого воображения.
Особенности речи:
Ребёнок хорошо понимает обращенную речь, ориентируется в пределах ситуации, сотрудничает со взрослым, выполняет инструкции, самостоятельная речь не нарушена, выражается простыми предложениями.
Задание 3.3. Составьте анализ проведения занятий, оцените уровень сформированности учебной деятельности дошкольников, используя план анализа (самоанализа)
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
1. Соответствие поставленных на занятии задач.
Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования и соответствуют особенностям детей среднего дошкольного возраста. Урок характеризуется наличием триединой дидактической задачи: учебной (уточнить и систематизировать представления о живописи, о хохломе); развивающие (развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение ориентироваться на листе бумаги) и обучающие (воспитывать интерес к искусству, традициям, умение восхищаться красота живописи).
1. Создание условий для проведения занятий.
Подготовка к уроку включала в себя подбор материалов и пособий (картины, карандаши, бумага). Успешному решению задач способствовала предварительная работа по теме «Хохлома» (беседы с детьми, просмотр картин). С учетом конкретных решаемых задач в классе организуется пространственная среда, обеспечивается рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечиваются санитарно-гигиенические требования (вентиляция, влажная уборка помещения, освещение, подбор и расстановка мебели).
1. Соответствие структуры урока его задачам.
Структура урока соответствовала его задачам. Итак, учебная задача была решена во всех частях урока. Уточнены и систематизированы представления детей о сезонных изменениях неживой природы, животного мира, жизни человека. На протяжении всего занятия использовались различные приемы привлечения внимания детей: осуществлялось переключение внимания, чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание. Учебная задача также решалась во всех частях урока.
1. Реализация здоровьесберегающего подхода.
Здоровьесберегающий подход обеспечивался за счет оптимальной продолжительности занятия (сокращалось количество вопросов, при потере интереса и активности у детей внимание переключалось на другой вид деятельности).
На занятии предусматривается интеграция различных видов деятельности: коммуникативной, познавательной и других. Благоприятному эмоциональному климату способствовал демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалогическое взаимодействие, использование поощрения и одобрения.
При организации работы детей за столами учитывались ученики с нарушениями зрения и дети-левши. Следили за осанкой детей.
1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол).
На занятиях реализуется индивидуально-дифференцированный подход следующим образом: в ходе игр детям с холерическим темпераментом предлагалось выполнить задание первым, флегматикам давалось время на выполнение заданий, постоянно уделялось внимание меланхоличным, неуверенным в себе, застенчивым детям (похвала, одобрение, поддержка). Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности.
1. Использование различных форм организации детей на уроке.
На уроке предусмотрены индивидуальная и коллективная формы организации детей.
Активно сочетается индивидуальная и коллективная формы организации занятий, создаются условия не только для обучения, но и для взаимного обучения детей.
1. Эффективность используемых методов и приемов для успешной реализации поставленных задач.
На уроке преобладают игровые методы, что помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего урока, активизировать каждого ребенка, обеспечивать речевую, познавательную и творческую активность учащихся. Игровые методы позволили нам уйти от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса.
Помимо игровых методов использовались методы упражнений и проблемных вопросов.
Для активизации мышления использовались наводящие вопросы, вопросы, требующие интеллектуальной деятельности, самостоятельной мыслительной деятельности.
В процессе работы с детьми активно использовались приемы: уточнение, объяснение, напоминание, художественное слово.
1. Реализация личностно-ориентированного подхода.
Обеспечивалась реализация личностно-ориентированного подхода в создании ситуации успеха для каждого ребенка (путем дифференциации задания), в обеспечении выбора материала, права выбора содержания и способа деятельности, в поощрении каждого ребенка к та или иная часть урока
1. Коррекция хода занятия с учетом «обратной связи».
На протяжении всего занятия с детьми обеспечивалась «обратная связь»: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности и работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; Каждому ребенку оказывалась поддержка (поощрение и помощь неуверенным в себе, одобрение успешным), уделялось внимание настроению, потребностям ребенка, стимулирование детей к выражению своих чувств и мыслей.
У детей развивается умение согласовывать свои действия в совместной деятельности, учитывать желания и потребности другого, уметь слушать взрослого и сверстника, устанавливать контакты в совместной деятельности.
1. Анализ деятельности детей на уроке.
Дается оценка поведению детей на уроке: их заинтересованность, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя.
Задание 3.4. Разработайте конспект дидактических игр по словарной работе, грамматическому строю, звуковой культуре речи, связной речи с детьми дошкольного возраста. Оформите конспект в соответствии с предложенной структурой.
Название игры Волшебный мешочек
Цель Для педагога воспитывать внимание, быстроту реакции на слово
Для ребенка демонстрация умения определять предметы на ощупь, называя их отличительные особенности, внести в словарь слова одинаковые, парные
Задачи
Обучающая Для педагога Учить определять предметы на ощупь и называть их
Для ребенка определять предметы на ощупь и называть их
Развивающая Для педагога Учить детей сравнивать предметы по длине, выстраивать их в возрастающем порядке
Для ребенка быть внимательными, отвечать на вопросы полным предложением
Воспитательная Для педагога Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь
Для ребенка проявлять дружелюбие в ходе игры «Волшебный мешочек»
Организация детей
Этапы Взаимодействие педагога с детьми в прямой речи Приемы, примечания
1. Организационный Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Давайте все вместе встанем в круг и поприветствуем друг друга улыбками.
2. Представление или внесение игры, сообщение названия Сегодня мышка Микки, когда шел к нам в гости по дороге нашел такой чудесный мешочек! Интересно, что же там! А вы хотите узнать?
Дети слушают воспитателя.
-Да! Использование игрушки (мышки) и волшебного мешочка, фишек
3. Формулировка игровой задачи игры Ребята, скажите, как можно узнать, что же лежит в мешочке?
Верно, а теперь давайте достанем и посмотрим, что же внутри! Ой, ребята, да здесь же зверята! Только посмотрите! (Выкладываю игрушки зверей). Здесь есть мышка, которая держит в своих лапках кукурузу, крот, два зайца с длинными ушами, медведь, пушистый котенок, рыженький лисенок, ещё одна мышка, высокий жираф, колючий ежик и зеленая лягушка. Действительно, Микки нашел чудесный мешочек! И предлагает нам с ним поиграть!
4. Выбор ведущего, распределение ролей
5. Объяснение правил и содержания игры, показ игровых действий Сейчас я кладу всех наших зверей в чудесный мешочек, а ваша задача, не подглядывая определить, какой зверь вам попался! Играем честно, берем только по одной фигуре и из мешочка достаем ее только тогда, когда назовете что же это за фигура. Руку в мешочек засовываем по одному. Кто правильно определяет животного, получает фишку. Победит тот, у кого будет больше фишек.
6. Руководство игрой – указания к выполнению игровых действий В ходе игры напоминаю, что играть нужно честно, не подглядывать. (Тому, кто правильно определяет животного, раздаю фишку)
7. Возможные усложнения правил игры (варианты) А так же задаю вопросы:
Как ты думаешь, что тебе попалось?
Правильно ли ты определил животного?
Как ты это определил?
Что особенного есть у этого животного?
8. Результат игры: подведение итогов игры от игровой задачи; оценка выполнения правил детьми; использование приемов рефлексии Какие вы молодцы! Ну а теперь, давайте считать у кого больше фишек? Здорово, (имя ребенка), у нас сегодня был самым внимательным и определил больше всех зверей. За это Микки вручает ему небольшой подарок! А вы ребята, будьте внимательны, и в следующий раз у вас обязательно получится отгадать всех животных в чудесном мешочке. Вношу поощрительный материал.
Задание 3.5. Проанализируйте проведение дидактических игр. Оформите анализ в соответствии с предложенным планом.
1. Игра: «К нам пришла кукла Катя».
· Познакомить детей с предметами трёх цветов;
· Способствовать двигательной активности;
· Заинтересовать детей игровыми приложениями;
· Активизировать речь детей.
Материал: Кукла, одетая в одежде, состоящая из трех цветов (красный, синий, желтый), шарики трех цветов.
Ход игры:
Воспитатель вносит новую куклу.
Воспитатель: "Дети познакомьтесь с этой куклой Катей. Посмотрите, какой у нее бантик, он красный. Смотрите, какое у нее платье, оно синее и красивые желтые туфельки. Дети, какой цвет у Маши платье?" (Синее). Какой цвет? (Красный). Молодцы, а туфельки Какой цвет? (Желтые). Правильно, желтые. Ребята, кукла принесла с собой корзинку, что в ней? Давайте посмотрим!. (Мячи!). Молодцы, обратите внимание на разные цвета: красные, синие, желтые. А теперь мы можем поиграть с мячами.
Игра «Мой веселый, звонкий мяч».
Самоанализ проведения игры:
В игре приняли участие 10 детей. Они с радостью отозвались на предложение поиграть. Игровые действия ведутся активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.
Я сказал, что поставленные задачи были решены мной полностью, потому что дети любят игры с куклами. Игра проводилась мной самостоятельно.
При игре я чувствовала радость, потому что установила с детьми эмоциональный контакт.
2. Игра: «Что тут спрятано?».
Задача: Развить память, мышление, внимание и речь.
Материал: игрушечные котенок, мышонок и щенок, 3 красивые платки.
Ход игры:
Перед детьми на столе стоят игрушечные котенок, мышонок и щенок. дошкольный временный игра прогулочный
Воспитатель: "Дети, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (котенок, мышонок, щенок). Молодцы! А как они говорят? (мяу-мяу, пи-пи-пи, гав-гав). Молодцы? А сейчас наши гости спрячутся от вас"
Воспитатель накрывает каждую игрушку красивым платком.
Воспитатель: «Кто спрятался под первым платком? (котенок). Правильно, а кто спрятался здесь? (мышонок) Молодцы!. Кто же спрятался здесь? (щенок). Умнички!».
Можно усложнить процесс. Откройте игрушки и поменяйте их местами.
Самоанализ проведения игры:
В игре приняли участие 11 детей. Они с радостью отозвались на предложение поиграть. Игровые действия ведутся активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.
Я написал, что поставленные задачи были решены мной полностью, потому что дети любят игры с игрушечными животными, игры, которые им нравятся, и доставляют им удовольствие. После проведения игры дети самостоятельно играли в ней, накрывая различные предметы платками или иными приспособлениями. Игра проводилась мной самостоятельно.
При игре я чувствовала беспокойство от того, как дети думают, думают и радуются результату.