Фрагмент для ознакомления
2
2.Анализ программ социально-педагогической помощи обучающимся в процессе адаптации к обучению в школе в 1 и 5 классе
Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс со значительной нагрузкой на все системы организма. Это более заметно среди учащихся 1 и 5 классов, поскольку меняющаяся среда и условия обучения предъявляют все больше требований к интеллектуальному и личностному развитию, развитию определенных академических знаний и умений, учебной работы и т. д.
В ходе исследования учитывались различные факторы, характеризующие успешность адаптации, которые можно разделить на факторы положительной адаптации и дезадаптации (слабая структура адекватного поведения, взаимоотношения с учащимися, преподавателями, приобретение навыков воспитательной работы). . и процессы физической адаптации и психологической адаптации.
В результате анализа установлено, что процесс физической адаптации детей 1 и 5 классов соответствует третьему этапу - периоду устойчивой относительной адаптации, когда организм находит наиболее подходящий вариант реакции. к нагрузке, требующей меньшей нагрузки во всех системах
Основными показателями психологической адаптации ребенка в школе являются формирование адекватного поведения, установление взаимоотношений с учениками и учителями, приобретение навыков учебной деятельности.
С помощью различных методов наблюдения, беседы, вопросов составлены психолого-педагогические карты, отражающие 4 области: область знаний, особенности общения и поведения, особенности личностной сферы, особенности системы отношения учащихся к миру. Анализ всех этих направлений показывает, что 50% первоклассников и 60% 5-классников имеют высокие психолого-педагогические показатели, характеризующие высокую адаптацию к учебному процессу, 30% первоклассников и 20% 5-классников имеют средние психологические и образовательные показатели. образовательные показатели адаптации. показатели, а 20 - 1-й класс и 20% - 5-й класс имеют низкие психолого-педагогические показатели; Эти учащиеся вместе со своими классными руководителями выполняют повторную работу.
Наблюдения за первоклассниками показывают, что социально-психологическая адаптация детей в школе идет в правильном направлении. У детей в классе появляются новые друзья, они почти всегда в хорошем настроении, спокойны, дружелюбны, добросовестны и отвечают всем потребностям. Без видимого напряжения со стороны преподавателей
В целом адаптация детей к школе проходит успешно у учителей, которые знают и понимают деятельность организма ученика в его работе и ее изменения в течение урока, учебного дня, недели и учебного года. Структурируйте процесс обучения таким образом, чтобы можно было предоставить самый сложный материал в оптимальный период и с наименьшими затратами усилий.
3. Перечень социальных причин, ведущих к затруднению адаптации к школе и перечень реализуемых в данном учреждении форм работы социального педагога с семьями обучающихся, проходящих процесс адаптации к школе.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:
1. Неврозоподобные расстройства:
- нарушение сна;
- нарушение аппетита;
- неадекватные реакции;
- жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).
3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).
4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
5. Снижение учебной мотивации.
6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.
Наименование направления работы Формы работы
Работа с родителями (законными представителями) Социально-педагогическое консультирование - направлено на решение проблем с адаптацией ребенка к школе.
Совместная работа родителей и ребенка Групповое проведение мероприятий учебного плана, например «Изба читальня» (совместное внеклассное чтение родителей и детей), «Планета наша Земля» (беседы, викторины, игры о явлениях природы, обитателях земли), «Клуб пиши-читай» (совместное написание словарных диктантов, разбор слов, предложений), «Занимательная математика» (математические игры, викторины) - направлена на приобщение родителей к учебному процессу ребенка, налаживание отношений родителей и ребенка, с целью оказания помощи ребенку по учебе со стороны родителей.
Работа с родителями (законными представителями) Группа взаимопомощи - направлена на формирование навыка принятий решений в трудных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием и обучением ребенка.
Совместная работа родителей и ребенка Обсуждение хода выполнения домашнего задания дома, роли и помощи родителя, возникающих трудностей, способов их преодоления.
4. Конспект посещенного мероприятия, краткий анализ его цели, используемых форм работы, эффективности.
Тема: Адаптация первоклассника
Цель: Содействие успешной социально-психологической адаптации учащихся первых классов к школьному обучению.
Задачи:
Познакомить учащихся друг с другом;
Создать условия для формирования положительного отношения к компонентам школьного обучения;
Начать работу по сплочению классного коллектива;
Создать атмосферу благоприятного психологического климата и условия для сотрудничества.
Целевая аудитория: учащиеся первого класс (1Б)
Необходимое оборудование: клубок ниток, лист бумаги формата А3, заготовки бумажных лепестков, фломастеры.
Ход занятия
Вводная часть
- Здравствуйте друзья! Приветствую вас на нашем первом уроке Для начала нашей интересной работы предлагаю нам всем познакомиться поближе.
Выполните упражнение «Волшебный шар».
Цель: Познакомить участников группы друг с другом.
- У меня в руке мяч Он не простой. Этот мяч поможет вам узнать друг друга уже сейчас. Мы передадим это У каждого из вас есть шарик, расскажите о себе: как его зовут, его хобби, что ему больше всего нравится.
Воспитатель первый с детьми. Затем он развязал мяч, схватил начало веревки и передал мяч мальчику, стоящему рядом с ним. Дети передают друг другу клубки, рассказывают о себе, держат в руках развязанную пряжу. Когда мяч возвращается к учителю (тренеру), он говорит:
- Так мы познакомимся Теперь вытяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, каждый из вас так важен и значим.
Главная часть
- Сегодня день рождения нашей команды А как известно, в этот праздник принято дарить подарки и поздравительные открытки. Давайте теперь все сделаем большую поздравительную открытку и назовем ее «Цветок дружбы».
К доске прикрепляется лист бумаги, рядом с которым располагаются чистые страницы и фломастеры.
- Ребята, но есть одно условие, картошка, которую я сегодня принес, ненормальная. Он приклеит петти только в том случае, если все захотят его приклеить и подскажут ему, что делать, чтобы цветок общения рос красивым и здоровым.
Дети предлагают свои варианты Если у кого-то вдруг возникла проблема, психолог может помочь, предложив следующие фразы:
называть друг друга по имени;
делиться вещами;
помогать;
не оскорбляйте друг друга;
быть вежливым;
Не оскорбляйте;
Не перебивайте;
Внимательно слушайте своего друга;
Поддерживать
После того, как открытки подготовлены, воспитатель (воспитатель) еще раз зачитывает предложенные детьми варианты.
- Ура! Теперь мы успешно завершили нашу первую совместную работу и решили самостоятельно, чему будем учиться на нашем занятии. Давайте попробуем понять, как мы можем дружить друг с другом
Упражнение «Мост дружбы».
Цель: развитие социальных и коммуникативных навыков, создание благоприятного психологического климата.
- Сейчас я разделю вас на пары Каждая пара должна построить мост, используя руки, ноги и туловище.
Затем дети собираются в группы по тридцать четыре человека, чтобы построить мост. Завершается упражнение тем, что все дети берутся за руки, образуют круг и поднимают руки, изображая мост дружбы.
Выполните упражнение «зеркало».
Цель: Создать доверительные отношения в группах, развивать умение следовать инструкциям.
- Я выберу водителя Он будет стоять в центре, а все остальные встанут полукругом вокруг него. Водителю кажется, что он зашел в магазин, где много зеркал. Его работа — показывать различные движения, а задача других — выступать в роли зеркала, то есть копировать эти движения.
Заключительная часть
- Друзья, наш урок на сегодня окончен. Вы все молодцы и знаете, что нужно делать, чтобы класс был дружным и сплоченным. Теперь я буду задавать тебе вопросы и передавать мяч. Например, я даю мяч Диме, он должен ответить на мой вопрос и передать его.....но перед тем, как передать мяч....нужно накрутить нить на палец (как показано). Игра продолжается до тех пор, пока мяч снова не окажется в моем владении.
Рефлексия.
Понравилась вам сегодняшнее занятие? Почему?
Ты узнал лучше своих одноклассников? Какими они тебе показались?
Понравилась вам игра «Мостик дружбы»? Почему?
Ты хотел бы еще раз сыграть в игру «зеркало»? Почему?
- Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то ….. тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.
- Распутываться мы будем следующим образом... Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?
- Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «Спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня.
- Я хочу сказать всем спасибо.
Прощание.
- А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину: «Спасибо нам, до свиданья мы».
Анализ посещенного мероприятия:
Цель: Выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий УВП, соблюдение требований к современному уроку.
Формы работы: Для успешного решения возникающих задач учитель использует на уроках игры, развлекательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это создает интерес к предметам, обеспечивает доступность к изучению программного материала, активизирует деятельность учащихся, развивает наблюдательность, мышление, память и речь. Занятия включают физические упражнения в стихотворной форме, гимнастику для глаз, рук и пальцев; постоянно уделяется внимание осанке и правильному положению головы при письме и чтении. Первоклассников обучают без оценки их знаний. Преподаватель использует словесно-разъяснительную оценку только при положительных ответах и активной работе учащихся. Педагог продумывает образовательный аспект: дети приобретают как знания, так и навыки поведения, необходимые для сохранения и развития собственного здоровья.
Эффективность: Создание условий в классе, обеспечивающих развивающую среду для детей; требования СанПиН соблюдены при организации учебного процесса, проведении упражнений перед началом занятий. Соблюдение нормы гибкого режима дня. Проведение плавного перехода от игровой деятельности к учебной, тем самым снимая усталость и напряжение.
5. План-конспект мероприятия.
- План-конспект внеклассного мероприятия, направленного на психологическую адаптацию первоклассников к школе
Обоснование: наблюдается напряженность в общении детей между собой, связанная с периодом адаптации, отсутствует сплоченность коллектива.
Цель: знакомство первоклассников друг с другом, адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи: формировать адекватное представления о школьной жизни; осознавать ребенком специфики позиции школьника; .повышать школьную мотивацию; формирование у детей отношения друг к другу как целостной группе – «классу»; знакомство со школьными правилами; формировать представление о качествах ученика.
Необходимые материалы: листы бумаги А4, картинка «пчелки», картинка «Карлсон», цветные карандаши.
Показать больше