Фрагмент для ознакомления
2
Одной из наиболее известных и цитируемых концепций, посвященных самоотношению личности, является теория С. Р. Пантелеева. В ней самоотношение определяется через соотнесение с иерархической системой мотивов, предложенной А. Н. Леонтьевым. Отношение личности к себе рассматривается как двухуровневое образование, включающее в себя эмоционально-ценностное самоотношение и самооценку.
Под самоотношением понимают самооценку А.В. Захарова (1989); М. И. Лисина (1983); Е.Т. Соколова (1989), А.Г. Спиркин (1972), эмоционально-ценностное отношение С.Р.Пантилеев(1991); И.И. Чеснокова (1977), систему установок, направленных на себя Н.И. Сарджвеладзе (1989); В.В. Столин (1983). С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Можно очень высоко оценивать одни свои качества, например, свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие – уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций. Поскольку развитие происходит наряду с хронологическим еще и в психологическом времени, то самосознание личности имеет индивидуальный временной контекст.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обуславливается отсутствием достаточных данных относительно роли самооценочных суждений, влиянии мотивации достижения на женщин возраста ранней взрослости.
Цель исследования – выявление и описание психологических особенностей самооценочных суждений у молодых женщин с мотивацией достижения.
Объект – самооценочные суждения личности в период ранней взрослости.
Предмет – специфика содержания и структуры психологических особенностей самооценочных суждений у молодых женщин с высоким уровнем мотивации достижения.
Гипотеза исследования: у женщин в период ранней взрослости наблюдаются различия в самооценочных суждениях в зависимости от уровня выраженности мотивации достижения, а именно для молодых женщин с мотивацией достижения характерны следующие особенности самооценочных суждений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы самоотношения, самооценка в научной психологии.
2. На теоретическом уровне определить факторы и условия формирования самооценки личности в период ранней взрослости.
3. Провести теоретический анализ исследований мотивации достижения в период ранней взрослости.
4. На эмпирическом уровне выявить и описать специфику содержания и структуры психологических особенностей самооценочных суждений у женщин с высоким уровнем мотивации достижения.
5. Разработать рекомендации для психолога консультанта по оптимизации самооценки у молодых женщин в период ранней взрослости.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа
2. Эмпирический психодиагностический метод
3. Методы контент-анализа
4. Методы математико-статистического анализа эмпирических данных (U-критерий Манна-Уитни).
Методики исследования:
1. Методика оценки мотивации к достижению успеха Т.Элерс
2. Методика оценки мотивации к избеганию неудач Т.Элерс
3. Методика исследования самоотношения (тест-опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев.
4. Тест «Шкала локуса контроля», Дж. Роттер
5. Методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн.
Практическая значимость заключается в использования результатов исследования в практической деятельности психологов в рамках деятельности по повышению мотивации достижения в период ранней взрослости. Полученные в ходе исследования данные также могут использоваться как основание для интенсификации деятельности специалистов в вопросе повышения показателя удовлетворенности жизнью молодых женщин и формирования у них здорового самоотношения.
База исследования: Институт психологии Сарги.
Структура ВКР соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложение.
Глава 1. Теоретические основы особенностей самооценочных суждений женщин периода ранней взрослости
1.1. Теоретический анализ проблемы самоотношения, самооценка в научной психологии
Вопрос о динамике самосознания - одна из самых сложных областей человеческой психологии. Самосознание, как следствие жизненного пути, является условием направленного развития личности, что имеет огромное значение.
Самосознание - это феномен, позволяющий личности сохранять последовательность в собственном поведении и испытывать чувство ответственности за усвоенные социальные ценности [1].
Общепризнанным в науке является факт, что степень развития личности пропорциональна степени развития самосознания (И.С. Кон (1984); А.Н. Леонтьев (1975); А.А. Налчаджян (1988); С.Л. Рубинштейн (1989); В.В. Столин (1983)). В этом случае самосознание - это не столько отражение своего "Я", сколько осознание своего образа жизни, своих отношений с миром и людьми [2]; В.В.Столин (1983) рассматривает самосознание как "Я", качества и свойства себя, способствующие или препятствующие достижению целей или мотивации деятельности, порождающие отношение субъекта к объекту [1].
Одной из наиболее известных и цитируемых концепций, посвященных самоотношению личности, является теория С. Р. Пантелеева [3].
В этой теории самоотношение определяется через его соотнесение с иерархической системой мотивов, предложенной А. Н. Леонтьевым [4]. Отношение человека к себе мыслится как формирование двух уровней, включающих самоотношение эмоциональной ценности и самооценки.
А.В. Захарова (1989), М.И. Лишина (1983), Е.Т. Соколова (1989), А.Г. Спилкин (1972), С.Р. Пантильев (1991), И.И. Чеснокова (1977), Н.И. Сарцивеладзе (1989), В.В. Стрин (1983) Самоотношение понимается как самооценка В.В.Столиным (1983). С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Человек может очень высоко оценивать свои качества, например, интеллектуальный уровень, в то время как другие качества, такие как уровень межличностных отношений или физические способности, могут оцениваться очень низко.
Некоторые исследователи объясняют такую дифференциацию самооценки тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на несколько Я-концепций, которые не зависят друг от друга. Поскольку развитие происходит с хронологическим временем в психологическом времени, самосознание человека имеет личный временной контекст [5].
Несмотря на то, что изучение самосознания в психологии является традиционным и классическим, экспериментальных исследований, посвященных изменению самосознания с возрастом у женщин, достигших социальной зрелости, практически нет.
Проблематичность данного исследования связана с попытками связать аспекты женского самоотношения, самооценки и удовлетворенности.
Формирование самоотношения как аффективного компонента самопознания происходит на двух уровнях самосознания. На первом уровне самоотношение, имеющее эмоциональную ценность, возникает в результате соотнесения человека с самим собой. В этом случае, воспринимая себя, человек опирается, прежде всего, на внешние моменты. Результатом такого самопознания является единый образ себя и своего поведения, привязанный к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостного и истинного самопонимания, которое связано с пониманием собственной природы. Основными формами самопознания в рамках сопоставления "Я-другой" являются самопознание и самонаблюдение. На втором, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотношения происходит в рамках сравнения "Я - Я" посредством внутреннего диалога. Основными формами такого самопознания являются самоанализ и саморефлексия. Поэтому третьим важнейшим аспектом самоотношения является его изучение как конструкта самопознания. В большинстве случаев для обозначения самоотношения как структурного компонента самопознания используется понятие "аффективная ценность-самоотношение" [5, с. 35]. [5, c. 35].
И.И. Чеснокова, В.В. Стрин и Т.В. Архирева подчеркивают эмоционально-ценностные особенности самоотношения. Показано, что природа самоотношения не ограничивается внутренним пространством личности и ее самосознанием, а связана с реальной жизнедеятельностью субъекта через мотивы, одной из основных функций которых является интеграция индивидуальной эмоциональной оценки личности и выражение "Я" в форме общего смысла
Показать больше