Фрагмент для ознакомления
2
Детей характеризовал высокий уровень пресыщаемости, поэтому они очень быстро уставали, отказываясь от выполнения сложных для них заданий.
В целом, дети успешно справлялись с заданиями, которые предусматривают выполнение простых действий: покажи, где изображено.
Дети успешно определяют по картинкам и озвучивают названия предметов, относящихся к группам игрушки, овощи, тем не менее, некоторым требовалось многократное повторение заданий и стимулирующая помощь.
При назывании предметов дети успешно показали картинки с рубашкой, сапогами, яблоком, самолетом, коровой, собакой, куклой, кастрюлей, кроватью, столом. Именно эти существительные смогли назвать все дети, кроме Ю.Д. Гришко. При этом дети часто путали видовые слова (рубашка – майка, сапоги – кроссовки). Незначительные трудности возникали при определении предметов мебели: некоторые путали стул и кресло, диван и кровать, а также предметов посуды: путали кружку и стакан.
Среди глаголов детям наиболее знакомы следующие – спит, прыгает, сидит, бежит, смеется, умывается, моет, пьет. Узкие глаголы, обозначающие деятельность, были названы только Т.П. Кульковой и Г.А. Юрковым, дети отметили – лечит, рисует, продает. Остальные глаголы никто не дошкольников не назвал.
Далее шло задание на определение атрибутивного словаря. Тут дошкольники правильно смогли обозначить следующие прилагательные – большой, синий, тяжелый, апельсиновый (Таисия), бумажный, стеклянный. Задание с притяжательными прилагательными никто не дошкольников с нарушением интеллекта не смог выполнить. Детям требовалась дополнительная инструкция, они путали цвет и качество.
Выполняя задание на числительные, дети правильно смогли выполнить только первое задание (Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей). Порядковые числительные правильно выполнила Таисия, при этом были предложены наводящие вопросы.
Среди предлогов дошкольников с нарушением интеллекта знакомы следующие – в, на, под.
Задание на антонимы и синонимы у многих детей вызвали утомление. Только Таисия смогла частично выполнить задание и ответила: большой-маленький, холодное-теплое, чистое-грязное. Слова с противоположными предлогами дошкольнику были не знакомы.
Задание на часть-целое позволяет определить, что дошкольники с нарушением интеллекта не способны правильно обозначить часть от целого. Дети допускали ошибки, правильно смогли назвать: лист от дерева, страница книги.
В целом, можно сделать вывод, что, в целом, все дети понимают обращенную к ним речь, понимают слова, часто используемые ими в быту. Слова, которые в повседневной жизни ребенка практически не используются, дети путают или не знакомы с их значением.
Количественный анализ полученных результатов:
Теперь представим результаты по методике исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха(Таблица 4).
Таблица 4 – Результаты уровня развития словаря у детей старшего дошкольного с нарушением интеллекта по методике Н.В. Серебряковой, Л.С
Задание, направленное на изучение навыков описания детьми частей различных предметов. Среди всех детей были отмечены затруднения в понимании и назывании отдельных частей предметов или тела: локоть, ладонь, пальцы – участниками называются в качестве «руки».
Стоит также отметить, что на всех этапах обследования старшие дошкольники с нарушением интеллекта демонстрировали неточность употребления слов, в особенности, это касалось замен слов по семантическому сходству. Причинами неточности в употреблении слов являлись нарушения дифференциации, различения предметов, явлений и их качеств, обозначений.
Большинство старших дошкольников с нарушением интеллекта части предметов называли не частью, а целым предметом или называют в уменьшительно-ласкательной форме. Как правило, данные слова малознакомы и редко употребляются детьми в повседневной речевой практике. В подборе обобщающих слов дети справляются более успешно, когда взрослый предлагает выбор: тарелка это продукт питания или посуда? и т.п.
Обучающиеся также знают какой голос издают кукушка, лошадь, корова, мышь. Участники практически не справились с данным заданием.
Значительные сложности у детей были выявлены при описании действий представителей различных профессий. Дети отвечают односложно, чаще используют только существительные: Что делает почтальон? – «Письмо, ходит он... почтой», «приходит газеткой и носит», «газетки он... и идет потом».
Следующим заданием было определение уровня сформированности атрибутивного словаря у детей. Все участники затрудняются с определением таких цветов, как «розовый», «оранжевый», «фиолетовый», «серый». Детям требовалась дополнительная инструкция, они путали цвет и качество: какой лепесток? – красивый, маленький и т.п. Таким образом, можно отметить, что все участники исследования, в целом, знакомы с основными цветами. Тем не менее, большинству из них недоступны оттенки, которые дети заменяют знакомыми цветами.
Все дети знакомы с фигурами «круг», «квадрат», но только 2 старших дошкольника смогли обозвать данные прилагательные словом.
В целом, недостаточность лексической стороны речи у детей, показывающих низкий уровень, проявилась в трудностях актуализации словаря в экспрессивной речи, выстраивании синонимических рядов и антонимических противопоставлений. При подборе антонимов, синонимов, родственных слов в ответах испытуемых преобладали синтагматические типы ассоциативных связей.
Значительное число ошибок было отмечено в подборе антонимов к словам. Большинство старших дошкольников с нарушением интеллекта не смогли выполнить задание, даже с дополнительной стимулирующей помощью, не понимая задание или называя вместо прилагательных существительные.
Таким образом, исследование по данной методике показало, что лексическое развитие старших дошкольников с нарушением интеллекта не достигает возрастной нормы. В целом, все дети нуждаются в существенной формирующей работе.
Качественный анализ полученных результатов показывает, что у детей наиболее страдает атрибутивный словарь и предикативный словари. В речи детей присутствуют предикаты обиходного значения, некоторые из действий дети не знают, пытаются заменить их жестами или словом «делает».
Дети быстро утомлялись, им была характерна астеничность, гиперсензитивность. Несколько детей в процессе диагностики были поглощены вниманием к определенному предмету (например, одной из карточек). Дети характеризуются также нарушениями просодической стороны речи, семантики и грамматического строя речи.
Таким образом, общие результаты свидетельствуют о том, что никто из участников исследования не показал высокий уровень словаря. Низкий уровень показало большинство (75%) участников исследования, средний – 25%.
Общие результаты исследования показали, что объем пассивного словаря старших дошкольников с нарушением интеллекта выше, чем пассивный. Тем не менее, на всех этапах исследования дети ожидали поддержки в виде наводящих вопросов, отвечали коротко, малословно. Дети в речи практически не используют предлоги и числительные.
Участники характеризуются, в целом, удовлетворительным пассивным словарем. Активный словарь не достигает возрастной нормы. Все участники исследования нуждаются в существенной педагогической помощи по обогащению словаря.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие. - 4-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 1999. – 672 с. – ISBN 5-7695-0303-3. – Текст : непосредственный.
2.Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
3.Андрусякова, И. П. Особенности формирования словаря у старших дошкольников / И. П. Андрусякова. – Текст : непосредственный // Наука через призму времени. – 2020. – № 8. – С. 50-54.
4.Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка : учебно-методическое пособие / И. М. Бгажнокова. – Москва : Просвещение, 1999. – 96 с. – Текст : непосредственный.
5.Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – №7. 6. – С. 35-38.
6.Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 1973. – 189 с. – Текст : непосредственный.
7.Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – Москва : ACT: Астрель, 2018. – 158 с. – Текст : непосредственный.
8.Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СанктПетербург : СОЮЗ, 2002 – 430 с. – Текст : непосредственный.
9.Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 2000. – 104 с. – Текст : непосредственный.
10.Гурьянова, В. П. Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность / В.П. Гурьянова. – Текст : непосредственный // Технологии образования. – 2021. – № 2 (12). – С. 77-80.
11.Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. – Москва : Просвещение, 1981. – 176 с. – Текст : непосредственный.
12.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с. – Текст : непосредственный.
13.Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная – Москва : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с. – Текст : непосредственный
14.Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – М. : Речь, 2003. – 391 с. – Текст : непосредственный.
15.Калмыкова, Д. С. Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью недостаточности интеллектуального развития / Д. С. Калмыкова, Н. К. Маяцкая. – Текст : непосредственный // Вестник молодого ученого. – 2019. – Т.8. – № 1. – С. 17-20.
16.Космачева, И. В. Формирование словаря дошкольников с умственной отсталостью / И.В. Космачева. – Текст : непосредственный .// Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №59. – С. 97-101.
17.Крылова, Е. В. Развитие лексической системы языка у детей с нарушением интеллекта / Е. В. Крылова. – Текст : непосредственный // Педагогика и современность. – 2016. – № 3-4. – С. 87-89.
18.Леонтьев, А. А. Речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 1970. – 224 с. – Текст : непосредственный.
19.Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. - Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с. – Текст : непосредственный.
20.Мазеина, Ю. В. Особенности и закономерности развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе / Ю. В. Мазеина. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – №1. – С. 69-71.
21.Макарова, Н. В. Лексические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием / Н. В. Макарова, Е. В. Тарасенко. – Текст : непосредственный // Общественные науки. – 2018. – № 5-6. – С. 91-99.
22.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В Менджерицкая. – Москва : Просвещение, 1982. - – Текст : непосредственный.
23.Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.- - метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. -95 с.
24.Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 80 с. – ISBN 978-5-89814-383-1. – Текст : непосредственный.
25.Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – Москва : Академия, 2002. – 160 с.
26.Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) / М. С. Певзнер. – Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 484 с. – Текст : непосредственный.
27.Развитие словаря детей дошкольного возраста : хрестоматия / сост. О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2019. – 135 с. – ISBN 978-5-00047-502-7. – Текст : непосредственный.
28.Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1971. – 351 с. – Текст : непосредственный.
29.Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией / Е. Ф. Соботович. – Москва : Классике Стиль, 2003. – 160 с.
30.Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учебно-методическое пособие / Ф. А. Сохин. - 2-е изд. –Воронеж : МОДЭК, 2005. – 223 с. – ISBN 5-89502-754-7. – Текст : непосредственный.
31.Стребелева, Е. А. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина, Е. А. Кинаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 3-11.
32.Тарасенко, Н. В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными : автореф. дис. …канд. пед. наук. : 13.00.03) / Н. В. Тарасенко ; Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – Москва : [б. и.], 1973. – 22 с. – Текст : непосредственный.
33.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 2012. -159 с. – Текст : непосредственный.
34.Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. – Москва : «Издательство ГНОМ и Д». – 2017. – 112 с. – Текст : непосредственный.
35.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с. – Текст : непосредственный.
36.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2022. – 24 с. – Текст : непосредственный.
37.Флерина, Е.А. Игра и игрушка / Е.А. Флерина. - М., 1964. – 94 с. - – Текст : непосредственный.
38.Эльконин, Д.Б.. Развитие речи в дошкольном возрасте : (Краткий очерк) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 115 с. – Текст : непосредственный.
39.Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. -8-е изд., стер. – Москва : Академия, 2018. – 445 с. – ISBN 978-5-4468-7254-1. – Текст : непосредственный.