Фрагмент для ознакомления
2
Производственная практика является необходимым этапом формирования требуемых компетенций. Ее ценность заключается в приобретении новых и закреплении уже полученных знаний.
В период прохождения производственной практики необходимо закрепить теоретический материал и приобрести практические навыки.
Целью производственной практики является анализ нормативных правовых актов, регулирующих пенсионные отношения.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами;
развитие знаний и умений, полученных в период прохождения производственной практики;
формирование практических навыков, устойчивых компетенций через активное участие обучающегося в деятельности;
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять задачи в сфере профессиональной деятельности; принимать обоснованные решения;
воспитание обучающихся в духе уважения к закону и праву.
В настоящее время в России активно реформируется пенсионная система, и современное социальное и правовое законодательство находится на пороге очень серьезных изменений. В любой развитой стране поддержка населения с ограниченными возможностями является одной из важнейших национальных задач, связанных не только с экономической и социальной составляющей, но и с правами граждан. Как известно, пожилые люди относятся к тому слою населения, который требует особого внимания со стороны государства, в частности финансовой и иной социальной поддержки, поскольку такие граждане не могут обеспечить себя сами. Исходя из этого, пенсионная система нуждается в своевременном реформировании в связи с изменениями экономических, политических и социальных условий, которые происходят в настоящее время в Российской Федерации.
Социальное обеспечение является одной из ключевых отраслей в жизни общества и государства в целом. Его успешное развитие и функционирование зависит от прочности экономики, политики и социального благополучия самих граждан.
Социальное обеспечение имеет целью материальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, которые государство признает социально значимыми, с целью выравнивания социального положения населения по сравнению с остальным обществом.
Социальное обеспечение охватывает все виды материальных благ, которые могут быть предоставлены гражданам в рамках системы социального обеспечения, но оно также включает в себя несколько элементов: правовой, экономический и политический.
Пенсионное обеспечение можно считать ключевым компонентом системы социальной поддержки граждан. Само понятие пенсионного обеспечения подразумевает конкретные выплаты гражданам в связи с социальными рисками. Пенсионное обеспечение может поступать из различных источников. Однако с учетом сложившегося государственного пенсионного обеспечения для социальной поддержки граждан, средства будут поступать из всех уровней государственного бюджета.
Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция, которая является актом прямого действия. Поэтому Конституция является основным источником законодательства о социальном обеспечении.
Статья 7 Конституции РФ устанавливает основные правовые основы развития РФ как социального государства. Кроме того, закрепленные в Конституции РФ субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере имеют фундаментальное значение для всей системы права социального обеспечения [15, с.91].
Так, статья 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Статья 39 гарантирует социальное обеспечение в случаях старости, болезни, инвалидности, потери кормильца, содержания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Согласно этой же статье, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается населению бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Согласно ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказывается населению бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность по укреплению здоровья человека, развитию физической культуры, спорта, экологии, гигиены и эпидемиологического благополучия.
Законы и подзаконные акты различают также по юридической силе. Как комплексная отрасль права социального обеспечения, единый кодифицированный законодательный источник регулирования отсутствует. Однако ее правовыми источниками являются ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ФЗ "Об основных видах социального обслуживания населения в РФ", ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ "О ветеранах" и другие.
Нормативно-правовые акты также играют важную роль в формировании совокупности источников права социального обеспечения. Наиболее существенной особенностью квазизаконодательных нормативных актов является то, что они принимаются в соответствии и во исполнение законодательства.
Наибольшей юридической силой в иерархии подзаконных актов обладают указы и распоряжения Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ находятся на одну ступень ниже в этой иерархии. Право издавать нормативные акты по вопросам своей компетенции предоставлено и другим органам управления (министерствам, федеральным агентствам и федеральным службам) [15, с.84].
В положениях и приказах Министерства здравоохранения РФ имеется значительное количество подзаконных актов. Как правило, они регулируют порядок предоставления гражданам отдельных видов социального обеспечения. Акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ в пределах их компетенции, также являются подзаконными.
По территориальному признаку нормативные акты подразделяются на федеральное законодательство, нормативные акты субъектов РФ и нормативные акты муниципальных образований.
Федеральные законы и иные федеральные нормативные акты, принятые в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, отнесенным к федеральному ведению и полномочиям, имеют приоритет перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти РФ, и нормативными актами органов местного самоуправления. Соответственно, законы и иные нормативные акты субъектов РФ имеют большую юридическую силу, чем акты муниципальных образований, в части регулирования вопросов, составляющих предмет их ведения.
Наличие соответствующего федерального законодательства и соответствующих программ является необходимой гарантией реализации гражданами своих конституционных прав на социальное обеспечение.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ) определяет социальные услуги как "деятельность, целью которой является предоставление социальных услуг гражданам". В законе также появились совершенно новые понятия, такие как социальные услуги, получатели социальных услуг и поставщики социальных услуг.
ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ легализовал платные социальные услуги и ввел новую форму взаимоотношений между клиентами и учреждениями.
Согласно этому ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ, поставщики социальных услуг обязаны формировать "общедоступные информационные ресурсы, включая информацию о своей деятельности" и размещать их в Интернете, в том числе на информационных стендах учреждений социального обслуживания, в СМИ и на официальных сайтах учреждений социального обслуживания, а также предоставлять доступ к этим информационным ресурсам необходимо [14, с. 57].
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ), устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и другим категориям граждан.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее – ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ) разъясняет основания возникновения права на государственную пенсию и устанавливает порядок ее назначения.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования определены в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ). Этот закон устанавливает круг граждан, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также то, что трудовая пенсия по инвалидности состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной, которые могут начисляться, индексироваться и выплачиваться по различным правилам.
Существующее пенсионное законодательство является универсальным. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, связанные с пенсионными выплатами для большинства граждан. Отмечая положительные стороны действующего пенсионного законодательства, необходимо подчеркнуть тот факт, что нормы, регулирующие расчеты пенсий, в том числе индексацию на индивидуальные коэффициенты для пенсионеров, совершенно не соответствуют реальной жизни. Современные пенсии не в полной мере обеспечивают расходы на самые основные нужды пожилых людей.
Гарантии социальной защиты ветеранов Российской Федерации определены в Федеральном законе "О ветеранах", направленном на создание условий, гарантирующих им достойную активную жизнь, почет и уважение в обществе. Федеральный закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" распространяется на граждан угнетенных национальностей, подвергшихся на территории Российской Федерации притеснениям по признакам национальности или иной принадлежности.
Правовые нормы регулятивного характера можно найти и в других кодифицированных законах. Основным правовым актом в этой области является Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в РФ, в котором ст.1 раздела 1 определяет занятость как деятельность граждан, которая связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречит законодательству РФ и в принципе приносит трудовой доход. Она определяется как деятельность граждан, приносящая трудовой доход. В ст.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 также перечислены категории занятых граждан, в том числе работающие по трудовым договорам, индивидуальные предприниматели и члены крестьянских (фермерских) хозяйств.
Основным направлением государственной политики занятости является функционирование рынка труда и предотвращение негативных последствий безработицы. Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 устанавливает экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в частности, порядок регулирования и организации занятости, определение полномочий органов государственной власти, установление статуса безработного, социальное обеспечение безработных и нетрудоспособных членов их семей. В Законе РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 особо оговорены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.34.1) и граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2).
Права граждан в сфере занятости включают право на выбор места работы, право на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде на работу в другие регионы, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, информирование органов службы занятости, право на трудоустройство за пределами территории РФ, право на обжалование действий органов службы занятости и их работников. Законодательством предусмотрено право на обжалование (ст.8-11 Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1).
Правительство РФ разработало прогнозы баланса трудовых ресурсов РФ. Существует Государственная программа РФ "Содействие занятости населения" на период 2013-2024 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 298. Дополнительные меры в сфере занятости включают в себя снижение напряженности на региональном рынке труда и его развитие. В связи с внесением в 2021 году изменений в закон Правительство РФ направляет информацию о разработанных дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда и развитию рынка труда в регионах в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (п. 2 ст. 7 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1).
В рамках Приказа Минтруда России от 04 июня 2015 г. № 343н определен набор основных требований к содержанию региональных программ мобильности трудовых ресурсов, однако соответствующие программы принимаются на основе региональных прогнозов баланса трудовых ресурсов с учетом особенностей рынков труда субъектов РФ находится на региональном уровне (ст.7.1-1 п. 3.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1), в связи с чем полномочия РФ по осуществлению социальных выплат безработным переданы региональным органам государственной власти.
Рассмотрим порядок и особенности приёма граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты ГОКУ "ЦСПН города Мурманска" Ленинский окружной отдел (далее - Ленинский окружной отдел).
Личный прием граждан в Ленинском окружном отделе осуществляет руководитель и уполномоченные лица. При этом информация о месте приема, а также о днях недели и времени, установленных для приема, должна быть доведена до сведения граждан.
Следует напомнить, что статья 33 Конституции РФ прямо предусматривает право граждан на личное обращение.
Личный прием, возможно, следует рассматривать как способ подачи заявления как одну из форм реализации конституционных прав граждан. В то же время к статья 33 Конституции РФ не содержит понятия личного приема граждан. Это понятие рассматривается в научной литературе. Некоторые авторы считают, что право на прямое обращение является одним из полномочий конституционного права граждан.
Личный прием, в ходе которого реализуются конституционные права граждан, представляет собой непосредственное общение между гражданином и официальный предмет специального документа (фиксированный) (делегированный представитель власти), который имеет место в заранее определенном месте и в установленное время. В то же время личный прием, предполагающий устное общение, не исключает возможности подачи письменного обращения.
В Ленинский окружной отдел необходимо решить вопрос о том, кто несет ответственность за личный прием граждан, кроме руководителей. Конечно, любое должностное лицо, уполномоченное проводить личный прием гражданина, должно обладать соответствующим опытом и знаниями.
Ленинский окружной отдел обязано информировать граждан о месте приема, а также о дате и времени, установленных для приема.
Гражданин, обращающийся на личный прием, обязан предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина.
Процедурные требования к личному приему граждан.
Содержание устного обращения заносится в индивидуальную карточку приема гражданина. Поэтому при проведении личного приема граждан в обязательном порядке заполняется карточка личного приема. Кроме того, рассматриваемая правовая норма включает правила, когда ответ на обращение может быть дан устно во время личного приема, что возможно только с согласия гражданина, когда факты и обстоятельства, описанные в устном обращении, ясны и не требуют дополнительной проверки. При устном ответе на личное обращение заполнение производится в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях даются письменные ответы по существу вопросов, поднятых в обращении.
Требование о регистрации письменного обращения было принято во время личного приема. После регистрации письменного обращения, принятого во время личного приема, оно подлежит рассмотрению в порядке.
Право отказать в дальнейшем рассмотрении заявления. Этим правом можно воспользоваться только в том случае, если гражданину ранее был дан ответ по существу вопроса, поднятого в обращении. Следует обратить внимание на то, что данная правовая норма позволяет властям выбирать такие действия, но также имеет право пересмотреть и повторно отреагировать. Право выбора действия в этой ситуации остается за должностными лицами, которые лично принимают граждан.
Одним из элементов организации личного приема граждан является элемент порядка приема граждан. Безусловно, процедура проведения личного приема включает в себя определенные этапы. Регистрация личного приема. Прибытие гражданина в место и время, предусмотренные для личного приема, установление его личности и очередности личного приема. Личное общение с должностным лицом, включая изложение сути устного обращения или предъявление письменного запроса. Оформление карточки личного приема.
Помещения, в которых происходит ожидание и личный прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, должны обеспечивать комфортные условия для граждан и сотрудников Ленинского окружного отдела. Для этого предусмотрены следующие удобства:
-системы кондиционирования (охлаждения и отопления);
-системы пожаротушения и экстренного вызова;
-безбарьерные помещения (туалеты);
-склоны и расширенные проходы для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения;
-доступное место для хранения одежды граждан.
В целях повышения эффективности контроля за соблюдением работниками Ленинского окружного отдела требований к служебному поведению, выявления и фиксации фактов, способствующих созданию условий для проявления коррупции в Ленинском окружном отделе.
Место для получения информации о работе с обращениями в Ленинском окружном отделе оборудовано информационным стендом, средствами телефонной связи и ксерокопирования.
Для ожидания гражданами личного приема и заполнения необходимых документов отводится место для подготовки документов, оборудованное стульями, столами (стойками), бумагой, ручками и бланками документов.
Вход в помещение Ленинского окружного отдела, в котором проводится личный прием граждан, и передвижение по нему не должны быть затруднены для инвалидов.
Оформление визуальной и письменной информации должно учитывать оптимальное визуальное восприятие гражданами этой информации.
Помещения для личного приема граждан охраняются охранниками.
В приемных Ленинского окружного отдела прием граждан осуществляется уполномоченными лицами без предварительной записи в рабочее время.
Порядок проведения личного приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты в Ленинском окружном отделе.
На личном приеме граждане должны предъявить документы, удостоверяющие их личность.
Граждане приглашаются на личный прием в порядке очередности.
Сотрудники отдела обслуживания граждан, имеют право знакомиться с документами, выясняющими мотив приема и характер проблемы, подтверждающими сведения о гражданине и обоснованность его требований.
При личном приеме граждан могут использоваться средства видеоконференцсвязи.
С согласия гражданина в ходе личного приема может быть дан устный ответ на обращение, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки).
Письменные обращения, поступившие в ходе личного приема, датируются и отмечаются отметкой "Поступило в ходе личного приема".
Показать больше