Фрагмент для ознакомления
2
Социальная политика государства - это система скоординированных действий государственных органов по достижению целей социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества различных аспектов жизни, социальная защита граждан страны. Таким образом, социальная политика затрагивает сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и здравоохранения, социального обеспечения, социальной поддержки и социального обеспечения населения. Она направлена на устранение или смягчение негативных социальных последствий рыночной экономики в стране (безработица, сильная социальная дифференциация и распределение богатства граждан и т.д.), противодействие явлениям социальной дезорганизации общества (наркомания, преступность, бездомность).
Цель работы – рассмотреть особенности реализации национальных государственных проектов в Мурманской области. Задачи исследования:
привести общую характеристику и сущность основных национальных проектов России;
рассмотреть правовое обеспечение реализации национальных проектов;
описать полномочия региональных органов управления в реализации национальных проектов;
изучить влияние национальных проектов на экономику региона;
привести общую характеристику национальных проектов, реализуемых в Мурманской области;
провести анализ действующего механизма реализации национальных проектов на региональном уровне;
провести анализ выполнения основных показателей национальных проектов
описать ключевые проблемы и перспективы реализации национальных проектов в Мурманской области.
Объект исследования – национальные проекты в Мурманской области. Предмет исследования – направления реализации государственных проектов в регионе.
Теоретической и методологической основой написания работы являются исследования ведущих ученых-экономистов в данной области. При обработке и анализе материала были использованы балансовый, монографический, абстрактно-логический, и расчетно-конструктивный методы исследования.
Формирование социальной устойчивости - многогранная проблема. Это обеспечивается не только созданием условий в сфере социальной защиты, но и улучшением социальных секторов, развитием других отраслей, обеспечивающих жизнь людей за счет производства продуктов питания, жилищного строительства, развития сферы услуг и т.д. При переходе ко второму этапу трансформации проблемы здравоохранения стали особенно острыми на фоне сокращения численности населения, проблемы образования, определяющие интеллектуальный потенциал страны в обществе, основанном на знаниях и инновациях, проблемы обеспечения населения жильем в условиях роста цен и дифференциации доходов, потребность в продовольственном обеспечении как факторе развития экономики и экономики. обеспечивать поддержание национальной безопасности и благосостояния граждан.
Национальные проекты направлены на решение комплекса наиболее актуальных проблем социальной устойчивости в обществе. Национальные проекты - это новая институциональная форма развития социальной устойчивости. Он сочетает в себе программный подход с организационными формами, которые могут направлять деятельность существующих институтов по решению социальных проблем. Национальные проекты также сочетают национальный подход к социальному развитию с отраслевыми и региональными интересами; это способ сочетания конкретных и общих проблем.
Национальные проекты России — это национальные проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018 году и разработанные по трём направлениям:
«Человеческий капитал»:
здравоохранение,
образование,
демография,
культура.
«Комфортная среда для жизни»:
безопасные и качественные автомобильные дороги,
жильё и городская среда,
экология.
«Экономический рост»:
туризм и индустрия гостеприимства,
наука,
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы,
цифровая экономика,
производительность труда и поддержка занятости,
международная кооперация и экспорт,
комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здравоохранение, жилье, образование, культура, экология. Таким образом, социальная политика связана с распределением доходов, товаров, услуг, материального и социального положения населения. Он направлен на ограничение масштабов абсолютной бедности и неравенства, обеспечение материальных источников существования тем, кто ими не обладает, предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и повышение качества транспортных услуг, улучшение состояния окружающей среды. Социальная политика предполагает, что непременным условием поддержания благополучия каждого человека должно быть то, что в нем можно участвовать.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 определяет цели национальных проектов - реализация прорывных направлений научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и Возможности самореализации и раскрытия каждой личности.
Национальные проекты Российской Федерации представляют собой инструменты государственной социально-экономической политики и являются частью единой нормативно-правовой базы, исходным элементом которой является Конституция.
Национальные проекты не регулируются федеральными законами, а порядок их разработки и показатели утверждаются указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов, регулирующих статус и конкретные показатели национальных проектов Российской Федерации, закреплены Конституцией Российской Федерации.
Отсутствие федеральных законов, касающихся этих вопросов, не является обязательным условием для реализации предусмотренных ими программ. Достаточно изменить действующие законы, чтобы упорядочить отношения между ними.
Относительно недавно в нормативно-правовой базе Российской Федерации появилось понятие «национальный проект Российской Федерации». Впервые он появился в 2005 году во время встреч президента России Владимира Путина с Правительством Российской Федерации и руководством палат Федерального Собрания.
Для их реализации был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике[4]. Появление нового инструмента социально-экономической политики ознаменовалось необходимостью обратиться непосредственно к тексту Конституции России, чтобы понять, как компетенция по регулированию национальных проектов соотносится с их содержанием. Это связано с тем, что национальные проекты не регулируются федеральными законами, а порядок их разработки (как и показатели самих национальных проектов) утвержден указами Президента Российской Федерации[3] и постановлениями Правительства Российской Федерации [5]. В связи с этим особенно остро встает практическая и теоретическая проблема соотношения национальных проектов, отраслевого законодательства и Конституции Российской Федерации. Прежде всего, следует сказать, что в Конституции Российской Федерации нет упоминания о национальных проектах. В то же время можно понять, как механизм разработки национальных проектов соотносится с требованиями Конституции Российской Федерации, установленными для принятия этих правовых актов. В результате мы можем сделать вывод, что соответствующие полномочия Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации полностью укладываются в рамки Конституции Российской Федерации. Таким образом, указы Президента Российской Федерации, принятые для определения национальных показателей и последующей разработки Правительством Российской Федерации конкретных национальных проектов, могут восприниматься как предписания, непосредственно устанавливающие правовое регулирование соответствующих отношений.
Национальные приоритетные цели характеризуют необходимость улучшения соответствующих социально-экономических показателей, и для достижения этой цели Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть средства на их достижение в проекте федерального бюджета и разработать конкретные национальные проекты. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязано разрабатывать основы единой социально-экономической.
Таким образом, полномочия Правительства Российской Федерации издавать постановления, устанавливающие комплекс мер и необходимые требования к национальным проектам, также отражены в тексте Конституции Российской Федерации. Поскольку Президенту Российской Федерации поручено общее руководство Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь, закреплено за ним, можно сделать следующий вывод: указы Президента Российской Федерации и указы Правительства Российской Федерации находятся в иерархическом состоянии и, следовательно, должны представлять собой стройную внутреннюю систему правового регулирования. Но, с другой стороны, есть проблема в том, что нет федеральных законов, регулирующих довольно большую долю социально-экономических отношений. И в этом случае необходимо найти баланс между нормативной базой и соответствующими нормативными актами, установить структурные связи между ними. Однако принятие отдельных федеральных законов о национальных проектах может и не потребоваться.
Достаточно просто внести существующие изменения, чтобы упорядочить существующие правовые нормы. В подтверждение этой точки зрения можно привести позицию Конституционного суда Российской Федерации, который положительно отреагировал на возможность восполнения пробелов в правовом регулировании указами Президента Российской Федерации при отсутствии аналогичных по содержанию федеральных законов, если они существуют в соответствии с действующими законодательными актами и Конституцией Российской Федерации.
Поэтому исходной точкой для применения этого инструмента социально-экономической политики являются действующие нормы Конституции РФ, устанавливающие полномочия Президента и Правительства РФ по изданию нормативных правовых актов, регулирующих статус и конкретные показатели национальных проектов Российской Федерации. Отсутствие федеральных законов, касающихся этих вопросов, не является обязательным условием для реализации предусмотренных ими программ. Достаточно изменить действующие законы, чтобы упорядочить отношения между ними.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по постановке целей, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, решению задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, решению задач устойчивого социально-экономического развития. Развитие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Поскольку национальный проект - это прежде всего целеполагание, понимаемое как определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации, следует признать, что национальный проект - это инструмент стратегического планирования, лежащий в основе всех других средств и форм планирования. Рыночная экономика не предполагает отказа от планирования.
Показать больше