Фрагмент для ознакомления
2
Служба экстренной помощи была создана с середины 1990-х годов. Для организационно-технического объединения диспетчерских служб (ДВС), имеющих силы и средства постоянной готовности в чрезвычайных ситуациях, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создана единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ). Система функционирует путем объединения ведомственных и объектных сервисных служб на данной территории под централизованным началом органа повседневного управления центра экстренной помощи. Создание единой системы оперативного и диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях позволило повысить оперативность реагирования, улучшить временные показатели при совместных действиях различных служб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Центральное место на территориях муниципалитетов занимают единые службы по вызову и контролю. По оценке министра гражданской защиты России, создание единых служб обеспечения готовности и контроля и перевод их на единый телефонный номер повысили эффективность реагирования спасателей и пожарных на различные чрезвычайные ситуации почти на 30%.
В случае опасности и возникновения чрезвычайных ситуаций руководство и координация действий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующие комитеты по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (далее - Чрезвычайная и гражданская защита) и Комитеты по решению проблем в области гражданской защиты и гражданской защиты (далее: Комитет по чрезвычайным ситуациям и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты) компетентные органы (далее: органы по чрезвычайным ситуациям и гражданской защите). Однако эти органы не способны сразу приступить к выполнению своих функций, так как для приведения их в состояние готовности требуется определенное время. Поэтому скоординированная деятельность существующих служб обеспечения готовности различных ведомств, сил постоянной готовности Российской Федерации, муниципалитетов и организаций очень важна для экстренного реагирования на чрезвычайную ситуацию или инцидент. В последние годы эта проблема решается путем создания и организации функционирования единой дежурно-диспетчерской службы.
Диспетчер ЕДДС – должностное лицо ЕДДС муниципального образования, уполномоченного осуществлять контроль за ходом реагирования на все происшествия, случившиеся на территории соответствующего муниципального образования; уточнение и координацию действий ДДС ЭОС, привлеченных к реагированию; контролировать «закрытие» соответствующих учетных записей по происшествиям (информационные карточки) диспетчерами всех ДДС ЭОС, участвовавших в реагировании на происшествие.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»;
Методические рекомендации по совершенствованию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъектов Российской Федерации, 2017 года, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС РОССИИ;
Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования» (одобрено протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 29 ноября 2022 г. № 9).
Положение ЕДДС 2022 полностью соответствует требованиям ГОСТ Р 22.7.01-2021 В нем более подробно описаны задачи и функции, выполняемые повседневным органом управления на муниципальном уровне. В целях повышения статуса сотрудников ЕДДС впервые появился раздел, посвященный финансированию ЕДДС, в котором подробно описана формула и прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на финансирование ЕДДС, в том числе:
расходы на оплату труда персонала ЕДДС;
прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на оплату услуг связи и программного обеспечения;
ожидаемые расходы бюджета ОМСУ на закупку материальных запасов, исходя из годового потребления ЕДДС, могут включать расходы на закупку канцелярских товаров и принадлежностей, обмундирования и другие расходы;
прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на закупку материальных средств, исходя из годового потребления ЕДДС, могут включать расходы на закупку канцелярских товаров и принадлежностей, униформы и другие расходы;
прогнозируемые расходы на закупку в бюджет на приобретение основных средств могут входить расходы на приобретение мебели, оборудования системы видеоконференцсвязи, оргтехники и т.д. исходя из установленных сроков эксплуатации;
прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на оплату коммунальных услуг, оказываемых ЕДДС.
Руководителям муниципалитетов также следует учитывать при составлении бюджетов, что зарплата сотрудников ЕДДС должна быть как минимум ниже средней заработной платы по муниципалитету. Согласно сравнительной таблице, методические рекомендации, разработанные в 2017 году, естественно, отличаются по установленным требованиям к созданию ЕДДС, численности персонала, наименование должностей не соответствует ни ГОСТУ, ни примерному положению об ЕДДС 2022, и, конечно же, требуется актуализация методических рекомендаций. Эффективность всей единой системы зависит от своевременного сбора и обмена информацией о чрезвычайной ситуации между всеми организациями и органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременному оповещению населения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях возможны только при наличии установленной и фактически действующей правовой базы для их обеспечения на всех уровнях государственной власти: федеральном, федеральном и местном уровнях.
Для каждого вида местного самоуправления должен быть установлен перечень необходимых муниципальных правовых актов, которые в случае их принятия могли бы послужить основой для правового регулирования отношений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном уровне.
Целью функционирования ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и муниципальных служб реагировать на угрозу возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия задействованных сил и средств чрезвычайных ситуаций, в том числе экстренных служб, организаций (учреждений), в их совместных действиях по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Усиливать меры реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечивать соблюдение местными органами власти муниципалитетов полномочий по организации и проведению мероприятий по реагированию на стихийные бедствия, обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов, защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций, включая обеспечение безопасности людей на водных объектах, защиту их жизни и здоровья.
Основные задачи EДДС:
получение сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий);
анализ и оценка достоверности полученной информации;
сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий (аварий), а также для контроля за их исполнением;
сбор полученной информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций, текущей ситуации и действиях сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обработка и анализ данных о чрезвычайной ситуации (инцидентах), определение ее масштабов и уточнение состава, используемых для реагирования на чрезвычайную ситуацию, их уведомление о переводе в один из функциональных режимов оказания неотложной помощи;
обобщение, оценка и контроль сложившейся ситуации, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на нее, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами муниципалитета вариантов административных решений по ликвидации чрезвычайной ситуации, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах, установленных вышестоящими органами Пределы);
информирование, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий), подчиненных сил постоянной готовности о ситуации, принятых мерах и рекомендуемых мерах;
представление отчетов об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, текущей ситуации, возможных вариантах решения и мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом Управления подчинения;
обеспечение выполнения задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС перед ДДС и подчиненными силами постоянной готовности, контроль за их выполнением и организация взаимодействия;
предоставление оперативной информации о возникающих чрезвычайных ситуациях, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих отчетов по подчиненности;
доводить принятые решения и разработанные планы до исполнителей, информировать заинтересованные вышестоящие и взаимодействующие организации о текущей обстановке, принятых решениях и ходе проводимых мероприятий;
Разъяснение и корректировка мер, принятых дежурными и диспетчерскими службами для реагирования на вызовы (сообщения об авариях), поступающие по единому номеру «112»;
контроль результатов реагирования на звонки (сообщения об авариях), поступившие по единому номеру «112» с территории муниципалитета.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дашкова И. А., Ткаченко И. В., Захарченко Н. С. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений. — М.: Юрайт. 2020. – 276 с.
2. Жуков П. Е., Лукасевич И. Я. Международный финансовый менеджмент. Учебник. — М.: КноРус. 2020. – 210 с.
3. Заздравных А. В., Казаков С. П., Коро Н. Р. Маркетинг-менеджмент. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2018. – 380 с.
4. Зельдович Б. З. Менеджмент в медиаиндустрии. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2019. – 294 с.
5. Зуб А. Т. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров. — М.: Питер. 2020. – с.
6. Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. – 482 с.
7. Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке диспетчеров ЕДДС. 2-е издание: НИО МПР фФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России/Талмач М.С., Елисеева И.Н. (ред.), Пак Е.Т. (ред.). - М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2016. – 305 с.
8. Методические рекомендации «Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке диспетчеров ЕДДС». 3 издание/Антонова Е.Е., Марченко Е.В., Полякова К.С., Рыжинская Н.И. – М., 2022.
9. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие/Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - 8-е изд. - М.: Институт риска и безопасности, 2013. - 536 с.;
10. Перевощиков В.Я. и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного подразделения по ГОЧС. - М.: ИРБ, 2012– 213 с.