Фрагмент для ознакомления
2
Учебная практика является обязательной частью образовательной программы высшего образования.
Целью учебной практики является закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработку умений применять их при решении конкретных социально-экономических вопросов и принятии управленческих решений, способствует комплексному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.
Задачами практики являются:
- закрепление приобретенных теоретических знаний;
- организация работы с массивом правовой информации;
- организация работы в справочно-правовых системах;
- закрепление практических навыков поиска информации о деятельности организации в справочно-правовых системах;
- закрепление практических навыков самостоятельной работы, навыков самостоятельного формулирования выводов, полученных по результатам работы;
- закрепление приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;
- приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах;
- закрепление навыков презентации и защиты результатов выполняемой работы.
Деятельность социального педагога и педагога-психолога напрямую связана с детьми, их семьями, школами и другими учреждениями. Отличия заключаются в том, что деятельность социального педагога в большей степени направлена на создание условий, необходимых для нормального развития воспитанников, как в семье, так и вне ее приделов. Сюда входит помощь в социализации, профориентации, формировании нравственных качеств, соблюдении социальных норм и правил, проведении профилактических мероприятий, участие в защите и соблюдении своих прав на жилищные условия, льготы и т.п., создание среды психологический комфорт и личная безопасность учащихся.
Деятельность педагога-психолога схожа, но во многом отличается от деятельности социального педагога. Педагог-психолог осуществляет деятельность, направленную на психологическое, соматическое и социальное благополучие воспитанников. И если социальный педагог держит под контролем то, что влияет на детей извне, то педагог-психолог старается помочь ребенку из внутренних условий. Для этого педагог-психолог изучает особенности детей, их интересы и склонности, чтобы обеспечить индивидуальный подход в процессе их воспитания и обучения, профориентации, социализации и адаптации. Педагог-психолог проводит диагностику, психокоррекцию, реабилитацию, консультирование, индивидуальную и групповую работу. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность со всем педагогическим коллективом, но чаще всего он работает в паре с социальным педагогом. Таким образом, легче оценить и найти правильное решение.
Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. У психолога должен быть свой личный кабинет. Кабинет необходим для хранения документации, методических материалов, проведения индивидуальных бесед или психологической диагностики. Он должен состоять из нескольких помещений:
1. Кабинет психолога с сейфом для хранения материалов. Рабочее место психолога должно быть автоматизировано: персональный компьютер с программным обеспечением; фонд психологических методик; закрытые шкафы для хранения психологической информации и конфиденциальных документов; учебно-методические материалы (психологический календарь, почтовый ящик психолога, психологические советы дня – рекомендации для учителей, родителей и учащихся разного возраста); тематический стенд по актуальным вопросам социальной, возрастной и педагогической психологии, обобщенные результаты работы - плакаты.
2. Операторская, где размещается все оборудование, обслуживающее психотерапевтические сеансы (аудиоаппаратура; аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; проекционное оборудование; проекционные материалы психотерапевтического характера; специальная система освещения и другие средства, облегчающие проведение сеансов психотерапии). психотерапевтический эффект).
3. Психотерапевтический зал – комнаты психологической разгрузки, для психологической релаксации; снятие нервно-психического напряжения; эмоциональное облегчение; индивидуальное и групповое психологическое консультирование; психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия; работу пункта, почты или линии доверия. Эту комнату следует оформить в постельных тонах, спокойных оттенках зеленого и синего в сочетании с теплым бежевым или желтым. Плавные линии, не яркий свет, шумоизоляция. Все это помогает клиенту отвлечься от текущих забот и расслабиться.
В кабинете психолога важную роль играет температура (оптимальной считается температура от 20°С до 22°С), наличие мебели, способствующей расслаблению (например, мягкие удобные кресла с высокой спинкой), а также интерьер, создающий иллюзию открытого пространства. Однако наличие исследования не означает, что психолог будет проводить в нем большую часть своего рабочего времени. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноценным членом коллектива и активным участником деятельности организации.
Расположение кабинета психолога
Для кабинета практического психолога необходима комната или отдельный класс площадью не менее 25-30 кв.м. следует расположить так, чтобы в нем одновременно могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях. Кабинет психолога желательно разместить в доступном, удобном месте, чтобы его можно было легко найти. Целесообразно определить под кабинет помещение на первом этаже здания – это даст возможность оперативно обратиться к психологу, а также позволит посетителям избежать ненужных контактов и при необходимости сохранить конфиденциальность встречи.
Кабинет психолога должен быть географически изолирован. Оно не может быть проходным или смежным помещением (например, оно может быть совмещено с учительской, кабинетом завуча и т.п.). По возможности лучше разместить кабинет подальше от медицинских и административных помещений. Также важна достаточная звукоизоляция. Следует учитывать, что, например, близость музыкальных или спортивных залов создаст повышенный уровень шума, а это может помешать работе. Во время занятий на входной двери должно быть вывешено предупреждение о тишине.
Температурный режим.
Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации воздуха (в связи с его повышенной сухостью зимой) и кондиционирования. Оптимальной температурой считается от 20 до 22°С.
Организация рабочего пространства кабинета
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется разделить офис на несколько рабочих зон с разной функциональной нагрузкой.
Можно выделить следующие зоны: зона первичного приема и беседы с клиентом, зона консультативной работы, зона диагностической работы, зона коррекционно-развивающей работы, зона игровой терапии (зона обучения), зона для релаксации и снятия эмоционального напряжения оборудована личная (рабочая) зона психолога, зона ожидания, зона первичного приема и беседы с клиентом, рабочим столом; файл с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях); рядом со столом психолога желательно разместить шкаф, где можно разместить необходимый диагностический, методический материал и другие инструменты психологического обследования. В этой зоне происходит первоначальная беседа с родителями, официальные беседы с детьми, педагогами и т. д. Поэтому мебель в этой части кабинета должна располагаться таким образом, чтобы подчеркивать профессиональный статус психолога и создавать атмосферу определенное расстояние. Очень хорошо, если стоящая здесь мебель будет достаточно официальной и солидной.
В зоне первичного приема расположены рабочий стол и кресло психолога, несколько стульев для посетителей, расставленных на разном расстоянии от стола под разными углами к нему (прямо, под углом, вдали от стола, несколько стульев вместе, один отдельно в угол комнаты и т. д.), чтобы посетитель (взрослый, ребенок, взрослый вместе с ребенком) мог выбрать для себя наиболее удобное место. В то же время понимание того, какое место занял посетитель (например, сидел ли ребенок рядом с матерью или предпочитал сидеть отдельно), может дать ценную дополнительную информацию.
Область консультативной работы.
Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его вопросы. Эта зона должна быть спроектирована максимально комфортно. Этому способствуют (помимо профессионализма самого психолога) такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из натуральных материалов, а также общая цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, пастельные тона.
В комнате желательно иметь три источника света: верхний свет для деловых бесед, лампа на столе психолога и бра, дающие мягкий свет для консультативной работы. Если кабинет расположен в одной комнате, то консультативную зону выделяют подальше от стола психолога, на достаточном расстоянии от него.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байгужин П.А., Кудряшов А.А. Взаимосвязь показателей психической устойчивости и эмоционального интеллекта у лиц с различной чувствительностью к аффективному стимулу // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN520.pdf(Дата доступа: 11.01.2023).
2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А.В. Батаршев. – СПб.: Речь, 2005. – С. 44–49.
3. Белоконь В.О. Роль эмоционального и социального интеллекта в поддержании психической устойчивости субъектов командной деятельности / В.О. Белоконь, Г.Б. Горская // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – № 4 (49). – С. 62–72.
4. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы её выявления / Т.Н. Берг. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 63 с.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: [пер. с англ.] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 512 с.
6. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
7. Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста): дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. – Новосибирск, 2007. – 256 с.
8. Булыгина В. Г., Кудрявцев И. А. Психологические основы профилактики опасных действий психически больных: Монография – М.: Спринтер, 2016. – 421 с.
9. Вантеева Е.В. Контроль поведения как ресурсная основа в трудной жизненной ситуации / Е.В. Вантеева // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2016. – Т. 5, № 6A. – С. 56–64
10. Вид В. Д. Психотерапия шизофрении. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
11. Винникова И. Н., Макушкина О. А., Дмитриев А. С. Вторичная профилактика общественно опасных действий лиц с психическими расстройствами. – М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. Сербского Минздрава России», 2018.
12. Воробьева Т.М. Критерии психофизиологических нарушений и терапевтических эффектов их коррекции у больных с социальной фобией и в сочетании с аддикциями / Т.М. Воробьева, Л.Н. Пайкова, А.Г. Плотников и др. // Психическое здоровье. – М.: РМЖ. 2011. – Т. 9, № 8 (63). – С. 41–52.
13. Гажа А.К., Струкова Е.Ю., Османов Э.М., Тулупова О.В. К вопросу о психосоциальной реабилитации психически больных // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2015. – Т. 20, № 4. – С. 802-804.
14. Гнидин О.П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01, 19.00.07 / О.П. Гнидин. – Ставрополь, 2008. – 22 с.
15. Гурович И. Я., Шмуклер А. Б., Папсуев О. О. Концепция психосоциальной и когнитивной терапии и реабилитации психически больных. В книге: Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы. XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием / под общ. ред. Н. Г. Незнанова. 2015. – С. 755-756.
16. Дроздов А. Ю. Агрессивность как системное свойство личности / А. Ю. Дроздов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. – 2019. – № 15. – С. 36-43.
17. Ениколопов С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения / С. Н. Ениколопов // Дети и насилие: материалы Всерос. науч-практ. конф., Москва–Санкт-Перербург, 2–8 окт. 1994 г. – Екатеринбург, 1996. – С. 28–32.
18. Караваева Т.А. Принципы и алгоритмы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств) / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – СПб. 2016.– № 4. – С. 42–51.
19. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учебник. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.
20. Комарова Д.В. Понятие и виды аффекта / Д.В. Комарова // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2017. – № 1 (4). – С. 80–84.
21. Коренева А.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Коренева. – М., 2004. – 16 с.
22. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. / И.А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
23. Кривошеева Т. В. Психологическая составляющая процесса реабилитации психически больных / Т. В. Кривошеева // Медицинские науки. – 2016. – №3. – С. 71-75.