Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
На уровне взаимодействия со значимыми взрослыми (родителями), сепарация отражает изменение стиля детско-родительских отношений. Теперь с обеих сторон можно отметить большее принятие Другого, как отличного от себя, принятие отличий, что позволяет детско-родительским отношениям измениться на эмоциональном уровне без разрыва. Кроме того, происходит изменение характера межличностных взаимоотношений вне семейной системы. Завершение сепарации от родителей, знаменует установление близких отношений с другими людьми, лишенных тревоги и чувства опасности, возникающих при сближении.
1.Психодиагностика аспектов сепарации в юношеском возрасте. Сбор анамнеза
Мария С., 22 года. Первичные жалобы: высокий уровень реактивной и личностной тревожности, депрессивные тенденции, недостаток энергии, снижение самооценки, трудность в «выдерживании» одиночества, уединения. По ходу работы, дополнительно были предъявлены жалобы: трудности межличностных отношениях (сложно найти друзей, в частности, людей, которые бы давали «двустороннюю» связь – не только рассказывали о своей жизни, проблемах, потребностях, но и могли предоставить поддержку, выслушать и не обесценивать проблемы и потребности клиентки), не получается установить качественные партнерские отношения.
Консультативный/терапевтический запрос: повысить качество жизни, снизить уровень тревожности и убрать депрессивные симптомы, повысить самооценку и оптимизировать межличностные отношения.
2. Методики и результаты диагностики
Тест сепарационной тревоги взрослых ASA-27 в адаптации А.А. Дитюк.
Тест «Измерение неадаптивной вины» в адаптации Е.В. Коротковой.
Рисуночный тест «Барашек в бутылке».
2.1.Тест сепарационной тревоги взрослых ASA-27 в адаптации А.А. Дитюк
По результатам данной методики у клиентки выявлен уровень сепарационной тревоги выше среднего (62 балла).
По соотношению с критериями сепарационного расстройства точками напряжения выступают: выраженные повторяющиеся симптомы дистресса при ожидаемой или актуальной разлуке с объектом привязанности или домом и устойчивый и чрезмерно выраженный страх остаться одному, нежелание находиться без главных объектов привязанности у себя дома или в других местах.
2.2.Тест «Измерение неадаптивной вины» в адаптации Е.В.
Можно констатировать повышение по шкале вины выжившего, вины всеобъемлющей ответственности и вины ненависти к себе. По шкале вины отделения у клиентки отмечаются средний, условно нормативный вариант развития.
Клиентка склонна верить в то, что ее к адекватным целям и в частности, к достижению успеха, приведет страдание любимых людей. Клиентка склонна стесняться своих стремлений, верит в то, что ее успех заставляет страдать окружающих и ведёт за собой несчастье других людей. Также, Анастасия верит в то, что она не заслужила какой-либо успех.
Клиентка склонна брать на себя ответственность за других людей, в частности, она часто говорит о том, что должна позаботиться о сёстрах, матери. Склонна преувеличивать свою ответственность и брать на себя «чужую» ответственность за других людей, как за родственников, так и за друзей или встречающихся ей по жизни индивидов. Выбор профессии нашей клиенткой – профессия клинического психолога, также имеет определенное значение – девушка стремится «спасти мир», транслирует альтруистические установки, с одной стороны, в то же время, уже сейчас начинает тяготиться ими.
Кроме того, клиентка склонна к негативной оценке себя, уверена в своей ненужности, негодности, транслирует негативный взгляд на себя, снижение самооценки.
2.3.Рисуночный тест «Барашек в бутылке»
Результаты обследования.
На рисунке видно, что барашек находится в вертикальной бутылке, клиент не знает, почему барашек попал в бутылку, «возможно, это произошло, когда он спал». Бутылка гибкая, она не стеклянная, но подвижная, «как будто из воздушного шарика сделана», и стенки у неё прозрачные. Барашек смотрит наружу с непониманием того, как он вообще здесь оказался. Барашку некомфортно, ему трудно дышать и жарко, он очень хочет выбраться из этой бутылки, он удивлен, как он здесь оказался.
Бутылка себя чувствует хорошо, комфортно, барашек ей нравится, т.к. он чистый и приятный, ей хочется его для себя сохранить «для красоты», «для какого-то статуса и признания своих заслуг».
Для того чтобы выбраться, барашку нужно применить определенные усилия, – бутылку повалить, либо ее прокусить, так как она не стеклянная, порвать эту бутылку, или выбить горлышко (оно закрыто) потому что нахождение в бутылке становится небезопасно для его жизни (ему там нечем дышать).
Показать больше