Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Характеристика базы практики 4
2. Экспериментальная работа по исследованию особенностей мышления умственно отсталых школьников 10
2.1. Цель, задачи, методики исследования критичности мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 10
Методика № 1 «Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена». Автор Дж. Равен, адаптирована Т. В. Розановой (Приложение 1). 11
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 12
2.3. Методические рекомендации по развитию критичности мышления детей младших школьников с умственной отсталостью 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Приложение 18
Приложение 1 18
Приложение 2 21
Приложение 3 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебная педагогическая практика была пройдена на базе КГБОУ «Березовская школа» в начальных классах в период с «___» _________ 202_ г. по «___» ____________ 202_ г.. Основные направления деятельности были сведены к следующим:
- коррекционная работа;
- психодиагностическая работа.
Цель практики – закрепить, расширить, углубить и систематизировать знания, полученные при изучении профессиональных и специальных дисциплин в сфере подготовки кадров.
1. Характеристика базы практики
Полное название организации - Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская школа».
Краткое название организации - КГБОУ «Березовская школа».
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская школа» была создана на основании решения Администрации Берёзовского района за № 411 от 20 октября 2000 года на базе Есаульской вспомогательной школы-интерната. В декабре 2005 года по распоряжению совета администрации Красноярского края № 1764-Р от 26.12.2005 была переведена из муниципальной в краевую собственность. В настоящее время находится в ведомстве министерства образования Красноярского края.
Тип учреждения: бюджетное.
Вид: общеобразовательная школа. Лицензия на образовательную деятельность: № 9244-л от 17.03.2017 г. Дает право на ведение образовательной деятельности по программам: начальное общее образование; основное общее образование.
Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и иными нормативными правовыми актами КГБОУ «Березовская школа».
В Учреждении образовательный процесс организован для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Контингент обучающихся школы неоднороден по степени выраженности ведущего дефекта — интеллектуальными нарушениями. В школе обучаются дети, имеющие легкую, умеренную и тяжелую степень умственной отсталости. Кроме того, состояние здоровья многих обучающихся осложнено другими нарушениями.
По состоянию на октябрь 2022 года в школе обучается 121 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, из них с интеллектуальными нарушениями легкой степени 63 обучающихся, с интеллектуальными нарушениями умеренной степени 54 обучающихся, 4 обучающихся имеют тяжелые множественные нарушения развития.
Особенностью школы является обучение детей, проживающих в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко», в настоящее время в учреждении 32 таких обучающихся.
Одной из заметных тенденций является усложнение контингента обучающихся в школе. С каждым учебным годом в школе увеличивается число детей инвалидов, в настоящее время в учреждении 67 обучающихся с инвалидностью, 8 из которых обучаются на дому.
Содержание образования определяется образовательными программами, разработанными в соответствии с рекомендациями — психолого-медико- педагогической комиссии, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
На основе базисных программ учителями разработаны рабочие программы (по всем предметам). Пояснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся, а также критерии их оценки.
Приоритетным направлением в образовании в школе выступает трудовое обучение, оно осуществляется по следующим профилям:
столярное дело (для обучающихся с легкой умственной отсталостью);
швейное дело (для обучающихся с легкой умственной отсталостью):
озеленение (для обучающихся с умеренной умственной отсталостью).
В программах по профильному труду учтены требования, предъявляемые к выпускникам производственных предприятий. Данные требования отражены в добавленных новых модулях: по швейному делу модуль «Мягкая игрушка. Интерьерный дизайн», по столярному делу — модуль «Резьба по дереву», по ремеслу (озеленению) — модуль «Ландшафтный дизайн». Изучение модулей рассчитано с 5 по 9 классы обучения школьников, в четверть отводится не менее 10 часов.
2. Экспериментальная работа по исследованию особенностей мышления умственно отсталых школьников
2.1. Цель, задачи, методики исследования критичности мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Был организован эксперимент по изучению особенностей психических процессов детей с задержкой психического развития.
Исследование проводилось на базе КГБОУ «Березовская школа».
Цель эксперимента: доказать, что критическое мышление младших школьников с задержкой психического развития характеризуется выраженным своеобразием и особенностями развития.
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В результате исследования уровня мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости по 3 методикам, были получены следующие результаты (см. Табл. 2).
2.3. Методические рекомендации по развитию критичности мышления детей младших школьников с умственной отсталостью
1. Создание специальных игровых ситуаций, которые будут требовать от детей младших школьников с умственной отсталостью анализировать информацию и принимать обоснованные решения.
2. Использование методики "мысленного моделирования", когда дети должны представлять себе различные ситуации и рассуждать о возможных последствиях различных действий.
3. Проведение дискуссий на различные темы, чтобы учить детей высказывать свои мнения, аргументировать их и слушать точку зрения других.
4. Использование игр и задач, которые требуют от детей решать логические задачи, делать выводы и обобщения.
5. Развитие навыков критического мышления через чтение литературы и обсуждение прочитанного.
6. Проведение уроков по развитию критического мышления, включающих в себя решение проблемных ситуаций, обсуждение этических вопросов и т.д.
7. Использование техник анализа и сравнения информации для развития умения критически оценивать различные точки зрения.
8. Постоянная поддержка и поощрение детей за проявление критического мышления, даже если результаты их анализа не всегда будут правильными.
Заключение
Практика началась с вводного инструктажа, с изучения требований по организации определенного рабочего места, ознакомления со стандартами гигиены и гигиены труда и охраны труда. В ходе практики было организовано знакомство с работой структурных подразделений образовательной организации. Во время прохождения практики были изучены основные функции и приобрела навыки педагога в области организации учебных, игровых и творческих занятий с учащимися начальных классов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Венгер Л. А. Основные закономерности психического развития ребенка / Л.А. Венгер, В.С. Мухина.— Дошкольное воспитание, 1973 № 5 с 29—38-№ 6, с. 32—39.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.С. Выготский. – М.Педагогика.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
5. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М 1980.
6. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987.
7. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский // Учеб. пособие. — М., 2002
8. Петрова В.Г Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М., 2002.
9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с
10. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977.
11. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.