Фрагмент для ознакомления
2
Цель производственной (преддипломной практики):
- формирование личных и профессиональных компетенций, получение знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной работы бакалавра, заключающейся в помощи практическому психологу и ассистированию преподавателю психологии;
- сбор материала для подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы.
Задачи:
-углубление знаний о специфике, видах и формах работы педагога-психолога;
- адаптация обучающихся к реальным условиям работы в образовательных учреждениях;
- знакомство с должностными инструкциями педагога-психолога;
- получение знаний о нормативных документах, регламентирующих работу педагога- психолога;
- получение знаний о документации педагога-психолога;
- приобретение реального опыта взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
- повышение профессиональной мотивации;
- формирование профессиональной позиции и стиля поведения психолога, освоение профессиональной этики;
- знакомство с психодиагностическими методами работы педагога-психолога;
- приобретение навыков практической работы.
- повышение профессиональной мотивации.
База проведения практики: ГБОУ школа № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Современная наука располагает большим числом научных исследований проблемы развития внимания, его физиологических основ и механизмов функционирования.
Исследованиями развития внимания в младшем школьном возрасте занимались Н.Ф. Добрынин, З.М. Истомина, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.
Исследования практических достижений в этой области исследования показали, что, несмотря на достаточное количество исследований, по изучаемой теме остается много пробелов, особенно в отношении диагностики дефицита внимания у детей младшего школьного возраста. Также существует необходимость в разработке методов коррекции дефицита внимания у этой категории детей. Основой работы по развитию внимания младших школьников является произвольное развитие их внимания, увеличение объема, повышение способности к концентрации и удержанию внимания в течение длительного времени.
Таким образом, исследование особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте не теряет своей актуальности.
Объект исследование – внимание как психическая функция.
Предмет исследования – особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Цель – рассмотреть психолого-педагогические исследования в области развития внимания младших школьников.
Гипотеза: развитие внимания у детей младшего школьного возраста будет эффективно если:
- работа по развитию внимания будет осуществляться на каждом уроке вне зависимости от учебного предмета;
- педагогом будут использованы различные методы, приемы и формы организации деятельности детей;
- будет проведена внеклассная работа по развитию внимания.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятие «внимание» в психолого-педагогических исследованиях на основе контент-анализа;
2.Описать виды внимания;
3.Рассмотреть особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области:
- раскрытия феномена «внимание» и выявления его компонентного состава (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Р.С, Немов и др.), позволившие выявить основные черты и характеристики внимания, определить его свойства, необходимые для проведения диагностического исследования.
- особенностях развития внимания в младшем школьном возрасте (В.Ф. Афанасьева, П.П. Блонский, И.Н. Захарова, К.П. Мальцева и др.), позволившие выявить основные психолого-педагогические особенности обучающихся младшего школьного возраста, определить особенности развития всех свойств внимания и направления будущей коррекции.
- методах и приемах коррекции развития внимания в младшем школьном возрасте (С.И. Волкова, С.С. Левитина, З.С. Мусина, И.В. Страхов), позволивших выделить методы и приемы развития внимания младших школьников, используемых нами в процессе экспериментальной методики.
Методики исследования:
- «Корректурная проба»
- «Проставь значки»
- Методика «Мюнстерберга»
- «Таблицы Шульте»
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, изучение нормативно-правовой документации);
- эмпирические (психолого-педагогический (констатирующий, формирующий, контрольный) эксперимент);
- статистические (количественный и качественный анализ).
База исследования.
Исследование было проведено среди обучающихся 2 класса в количестве 24 человека.
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап – анализ литературный первоисточников, составление методологического аппарата исследования;
2. Констатирующий этап – формирование выборки испытуемых младших школьников, определение показателей и критериев диагностики уровня развития внимания, выбор и апробация диагностического инструментария, качественная и количественная оценка результатов;
3. Формирующий этап – разработка и апробация уроков и внеурочных занятий, направленных на развитие внимания у обучающихся младшего школьного возраста согласно гипотезе исследования;
4. Контрольный – повторная диагностика уровня развития внимания обучающихся младшего школьного возраста с целью выявления эффективности педагогической работы.
Практическая направленность исследования обусловлена тем, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе работы с детьми младшего школьного возраста в развитии внимания на учебных занятиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, списка литературы и приложения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 2000. №2. С.47-53.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось-89», 1997. 224 с. (Практическая психология)
3. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 18.12.2023).
4. Афанасьев В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Вологоград, - 2008 - 236 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Московский психолого-социальный институт, 2006. – 632 с.
6. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 18.12.2023).
7. Волкова С.И., Столяроаа Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 2002. – № 7. – С. 53-60.
8. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 184-219.
9. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме: «Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 1965. 51 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б., Романович В. Я. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – 2001. – № 4. – С. 67-72.
11. Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
12. Григорьева И.К. Особенности развития внимания младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-mladshih-shkolnikov
13. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2003. – С. 243-259.
14. Захарова И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.12.2023). https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.12.2023).
15. Золотая И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 1, 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primeneniedidakticheskih-igr-na-urokah-matematiki-dlya-razvitiya-vnimaniya (дата обращения: 13.05.2016).
16. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 409-412. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5838/ (дата обращения: 18.12.2023).
17. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. – М.: Просвещение, 1994. – 192 с.
18. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. – М.: Академия, 2000. – 67 с.
19. Маpютина Г.М., Мешкова Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов. // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1988. 78 с.
20. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
21. Мусина З. С. Развитие внимания у детей и пути его воспитания // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vnimaniya-u-detey-i-puti-ego-vospitaniya (дата обращения: 18.12.2023).
22. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
23. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское агентство, 1996. 374 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004 - 248с.
26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Спб.: Питер, 2001. – 224 с.
27. Сидорина Е.В., Катушенко О. А., Фалина С. А. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 18.12.2023).
28. Страхов И.В. Воспитание внимания школьников. – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.
29. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 240 с.
30. Тупталова, А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 610-612. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36082/ (дата обращения: 18.12.2023).
31. Шагинов И.А. Развиваем внимание.–М.: Моймир ГмБх, 2007. – 236