Фрагмент для ознакомления
2
Место прохождение практики: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Серго-Ивановскся основная школа" Директор школы: Тимофеева Виктория Николаевна
Адрес: 215050, Смоленская область, Гагаринский район, с. Серго-Ивановское, ул. Школьная, д. 27.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Серго-Ивановская основная школа» расположено в одноэтажном здании, которое было построено в 1964 году. Проектная мощность ОУ – 160 ученических мест. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Серго-Ивановская основная школа" имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство об аккредитации. Школа работает с 9.00. Занятия проводятся в одну смену. В настоящее время в школе обучается 70 учащихся. Школа является культурно-просветительским, спортивным центром для жителей села.
Серго-Ивановская восьмилетняя школа была открыта Решением Исполнительного комитета Гжатского районного Совета депутатов трудящихся 18 января 1964 года, затем прошла ряд реорганизаций и переименований. В настоящий момент на основании Постановления Администрации МО "Гагаринский район" Смоленской области № 848 от 16.10.2015 года носит наименование Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Серго-Ивановская основная школа".
Обучение в учреждении осуществляется в очной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Обучение ведётся на русском языке. Все обучающиеся реализуют образовательную программу за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местного бюджета.
Программа развития
Цель программы: обеспечение образовательной успешности и повышение социальных шансов каждого ученика, независимо от индивидуальных стартовых возможностей и социального контекста.
Задачи программы:
- достичь осознания важности реализации основных направлений программы всеми участниками образовательного процесса, добиться сотрудничества в развитии школы;
- усилить акцент на учебных достижениях обучающихся;
- достичь соответствия между реализуемыми образовательными программами с требованиями нормативных документов и образовательными потребностями обучающихся, родителей;
- повысить внимание коллектива школы к качеству преподавания через использование наиболее эффективных технологий и методик;
- повысить мотивацию и учебную активность обучающихся в образовательном процессе;
- обеспечить доступную и эффективную обратную связь;
- разработать и использовать четкую систему мониторинга эффективности деятельности школы и ее влияния на достижения учеников;
- обеспечить непрерывное развитие сотрудников школы (профессиональный карьерный рост, сотрудничество между педагогами, повышение квалификации, самообразование и др.);
- сформировать эффективно функционирующую модель управления на основе принципов кооперации, общих целей и интеллектуального стимулирования;
- наладить средства коммуникации между родителями, школой и социумом.
Во время практики я проанализировала информацию и документацию педагога-психолога на базе общеобразовательной школы.
Документация педагога-психолога включает в себя:
Нормативную документацию.
Специальную документацию.
Специальная документация - это особый вид документации для педагога-психолога, который обеспечивает содержательные и процедурные аспекты его профессиональной деятельности.
Специальная документация педагога-психолога включает в себя:
- выписку из медицинской карты. В ней отражены основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния;
- Карта психического развития ребенка - это набор информации о возрастном развитии ребенка, представленный в онтогенетическом аспекте;
- психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающим показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. Психологическое заключение также отражает показатели когнитивного, личностного, эмоционального и коммуникативного развития ребенка;
- Выписки из психологических заключений и карт развития. Они выдаются по просьбе родителей (законных представителей), учителей, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений народного образования. Содержание заявления является адаптированной частью психологического заключения, в котором отражены основные выводы;
- Протоколы обследования. Протокол - это форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком;
- протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего они составляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются только единиц фиксации: поведенческих реакций, вербального сопровождения деятельности, динамики эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеуказанной документации три типа являются закрытыми: заключения, психологические карты и протоколы.
Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребенка, группы, класса, учителя – в зависимости от проблемы). Карта запускается по запросу и пополняется по мере работы. Карта зашифрована, шифр известен только педагогу-психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для широкой публики, и может быть предоставлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация.
Задачами данного вида документации являются организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога. В связи с пересечением психологической деятельности с процессами воспитания и просвещения детей специалисту данного профиля требуется специальный блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
В организационно-методическую документацию входят следующие основные документы:
■ график работы педагога-психолога в ОУ;
■ циклограмма работы педагога-психолога;
■ номенклатура дел педагога-психолога ОУ;
Во время своей стажировки я изучала деятельность школьного педагога-психолога, целью которой является создание условий для формирования психического, социального и личностного здоровья учащихся, обеспечение эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей и личности в целом каждого ребенка.
Основными направлениями деятельности Службы являются: психологическая профилактика и психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа.
Основной целью психологической профилактики является своевременное предупреждение психологических нарушений в психическом и личностном развитии ребенка путем:
создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранение психического и психологического здоровья детей, посещающих образовательные учреждения;
организация работы, направленной на профилактику дезадаптации учащихся и воспитанниц в образовательных учреждениях;
разработка профилактических программ, обеспечивающих своевременное предупреждение возможных нарушений в психическом и личностном развитии;
разработка и внедрение конкретных рекомендаций педагогическому коллективу, родителям (законным представителям), направленных на оказание им помощи в вопросах воспитания, образования и развития детей.
Основным средством выявления психологических проблем в развитии личности ребенка, его дезадаптации в образовательных учреждениях является социально-психологический мониторинг психического и личностного развития ребенка. Мониторинг проводится ежегодно во всех образовательных учреждениях различных типов и направлений на следующих возрастных этапах: 1-3 года (поступление ребенка в дошкольное учреждение); 6-7 лет (выпускники дошкольного учреждения); 9-10 лет (выпускники начальной школы); 12-13 лет (учащиеся 7-х классов); 14-15 лет (выпускники средней школы); 16-17 лет (выпускники полной средней школы).
Годовой план работы:
План работы педагога-психолога на 2023-2024 уч. год
Цель: способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Задачи:
• Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.
• Мониторинг образовательного процесса.
• Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, воспитании и находящимся в социально опасном положении.
• Развитие навыков ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию и преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
• Повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребенка
• Создание и поддержание психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.
Планируемые направления в работе педагога-психолога.
1. Диагностика для учащихся, их родителей, педагогов, специалистов
2. Коррекционно-развивающая работа
3. Консультационная работа с учащимися, их родителями, педагогами, специалистами
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2009. 98с.
2. Жулина Г.Н., Хан В.Г. Проблема формирования мотивации к обучению младших школьников //Всероссийская научно—практическая конференция "Личность в культуре и образовании: психологическая поддержка, развитие, социализация". - 2013. — № 1. — с. 285-288.
3. Зинченко Е.В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности у младших школьников //Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. Т. 7. — № 2. — с. 42-46.
4. Маркова А. К. Формирование учебной мотивации в школьном возрасте. — М., 1983. — 96 с.
5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000. — 304 с.
6. Власова, Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста / Н. Н. Власова // Вопросы психологии. - 2007. – № 3. - с. 32-50.
7. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М.: Педагогика, 2006. – 112 с.
8. Матюхина, М. В. Изучение и формирование учебной мотивации у младших школьников: учеб. пособие / М. В. Матюхина. – М.: Волгоград, 2003. – 385 с.
9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург., 1999.
11. Асеев В.Г. Проблема мотивации личности/Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. - 194 с.
12. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000. - 412 с.
13. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.
14. Акопян Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности: Методическое пособие (2–е исправленное и дополненное издание) – Самара: Изд-во Национального исследовательского центра Российской академии наук, 2006. - 184 с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
16. Булгаков А.А. Наши неуправляемые подростки. – М., 2008. – 432 с.
17. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
18. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в обучении. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 336 с.
19. Жиленко Е. Социальные страхи подростков // Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. — Выпуск 2. — 35 с.
20. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636 с
. 21. Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.
22. Кляйненберг Э. Одиночная жизнь: новая социальная реальность / перевод с английского – М.: Альпина нон-фикшн, 2014. – 279 с.
23. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения. – Ростов н/д: Феникс, 2009. – 281 с.
24. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник / Перевод с английского К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2000. – 448 с.
25. Лозоцева В. И. К изучению особенностей развития самосознания на рубеже младшего школьного и подросткового периодов становления личности. — В сборнике: Проблемы психологии современного подростка. М., 1982, с. 28-33.
26. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессии: теоретические основы, методы диагностики, коррекционная работа. – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
27. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие для бакалавров / Л.Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. — 460 с.
28. Райгородский Д.Я. Ребенок. От рождения до подросткового возраста. – Самара: Изд–во БАХРАХ- М, 2011. – 736 с.
. 29. Реан А.А. Социально–педагогическая психология - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574 с.
30. Регуш Л.А. Наш трудный подросток: понять и согласиться. – Санкт-Петербург: Изд-во Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, издательство "СОЮЗ", 2001. – 191 с.
31. Росс В. Грин. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражаемых, хронически несговорчивых детей. – М.: Теревинф, 2010. – 264 с.
32. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для студентов. высшее педагогическое образование. учреждения. – 3-е изд., переиздание. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 336 с.
33. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, невротизмом и агрессивностью / И.П. Шкуратова, В.В. Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. — Ростов н/Д: Фолио, 2004. -299 с.
34. Бархатова, Е.В. Психологические особенности личности агрессивных подростков / Е.В. Бархатова. Тула, 2003. - 24с.
35. Ильин, И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 170с.
36. Кон, И.С. Психология старшеклассников / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1997. - 130с.