Фрагмент для ознакомления
2
Вид практики: преддипломная.
Цель практики – формирование практических умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности психолога; умений и навыков в сборе эмпирических материалов для написания выпускной ква-лификационной работы.
Место практики – ОмГУ им. Достоевского.
Сроки прохождения практики:
Основные сведения о предприятии (учреждении, организации), являющемся местом прохождения практики
Миссия организации – расширение образовательного пространства, удовлетворение потребностей граждан в получении образования, обеспе-чении рынка труда конкурентоспособными специалистами.
Задачи функционирования организации:
1. Удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием.
2. Выполнение заказов на научные исследования и разработки.
3. Организация и проведение фундаментальных, прикладных и поис-ковых научных исследований.
4. Обеспечение системной модернизации высшего образования.
5. Информационное обеспечение структурных подразделений орга-низации, работников и обучающихся.
6. Создание условий для реализации интеллектуального и творческо-го потенциала сотрудников и обучающихся.
7. Написание, издание и тиражирования учебников, пособий и дру-гих произведений.
Объемы и содержание деятельности:
1) образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, основ-ным и дополнительным общеобразовательным программам, дополнитель-ным профессиональным программам, а также основным программам про-фессионального обучения;
2) научная деятельность;
3) организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки.
Структура организации:
1. Ректорат.
2. Ученый совет.
3. Подразделения управления вузом.
4. Учебные подразделения.
5. Подразделения информационно-технического обеспечения.
6. Административно-хозяйственные подразделения.
Функциональные обязанности психолога организации:
1. Диагностическая деятельность – особую значимость представляют тесты и анкеты, как наиболее объективный материал для изучения внут-реннего мира юношей и взрослых.
2. Прогностическая деятельность, цель которой – составление про-гноза относительно дальнейшего развития той или иной ситуации. В своей работе данному направлению присвоена и еще одна функция – функция контроля, так как с помощью этого вида деятельности не только осуществ-ляется прогноз, но одновременно контролируется и современное состояние проблемы.
3. Профилактическая и программно-проектная деятельность, кото-рые являются связующим звеном общей воспитательной системы органи-зации и представляют собой комплекс мероприятии, направленных на до-стижение поставленной цели.
4. Методическая деятельность построена таким образом, что на про-тяжении всего периода идет обновление базы данных, методической лите-ратуры.
5. Консультационная работа, коррекция по проблемам учащихся и преподавателей.
Регулярно проводится психодиагностика учащихся, выявление груп-пы риска (уровень тревожности, агрессивности, отклоняющееся поведение, семейные проблемы, стрессы, профессиональное самоопределение), орга-низовано сопровождение в адаптационные моменты учащихся, помощь в профессиональном саморазвитии, проводится индивидуальное консульти-рование по проблемам студентов, педагогов и управленцев.
Обоснование целесообразности выбора базы прохождения прак-тики в связи с тематикой дипломного исследования. В университете есть возможность обследовать студентов разных курсов, направлений обучения и форму обучения.
Рабочая концепция исследования
Сессия и экзамены для студентов являются мощными стресс-факторами. Исследование экзаменационного стресса приобретает все большую актуальность в связи с нарастающими проблемами снижения со-матического и психического здоровья контингента обучающихся в высших учебных заведениях [10].
Анализ литературы свидетельствует о том, что проблеме академиче-ского и экзаменационного стресса посвящено достаточно много научных публикаций, в которых изучаются типичные негативные последствия из-быточной учебной нагрузки для здоровья студентов [8].
На протяжении всей жизни человека стресс оказывает влияние на его здоровье, однако наиболее значимые влияние эмоционального стресса на психосоматическое состояние начинает проявляться в период обучения, особенно, в высшей профессиональной школе.
Выделяют три основных компонента экзаменационного стресса, в частности, физический, когнитивный и эмоциональный.
Когнитивный компонент представляет собой ментальную активность, которая включает ситуацию тестирования и ее потенциальное влияние на индивидуальные и окружающие элементы, такие как размышления о по-следствиях неудачной сдачи, беспокойство относительно обстановки экза-мена и потеря уверенности в одной из своих способностей. При этом пока-зана высокая степень зависимости успеваемости студентов с развитием не-желательных когнитивных последствий экзаменационного стресса.
Эмоциональный компонент представлен физиологическим состояни-ем тревожности, ведущим к напряжению, страху, нервозности.
Физический компонент вовлекает типичные телесные реакции тре-вожности, такие как тяжесть в желудке, сердцебиение, тошноту, потоотде-ление [8].
Влияние экзаменационного стресса на организм студентов неодно-значно. Во время экзаменационной сессии у студентов могут измениться даже предпочтения в питании.
Известно также, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому по-вышению артериального давления у молодых людей. В период экзамена-ционной сессии у студентов, как правило, регистрируются изменения в ве-гетативной регуляции сердечнососудистой системы.
К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам мож-но отнести интенсивную умственную деятельность, повышенную статиче-скую нагрузку, ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением со-циального статуса студентов. Эти факторы приводят к перенапряжению вегетативной нервной, эндокринной и иммунной систем, осуществляющих регуляцию нормальной жизнедеятельности организма [9].
К.В. Краева в своем исследовании показала, что состояние экзамена-ционного стресса имеет личностную обусловленность, не зависит, от воз-растных и профессионально-направленных особенностей студентов. В за-висимости от степени выраженности субъектных характеристик (осмыс-ленность жизни, самоактуализация, жизнестойкость, самоэффективность, рациональность, рефлексия прошлого опыта, мотивация успеха, адаптаци-онный потенциал, управление эмоциями, саморегуляция, самоуважение, уверенность в себе) наблюдается меньшая степень выраженности стрессо-вого состояния, а при низких показателях субъектности - более интенсив-ное проявление физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих признаков экзаменационного стресса [7].
Однако, многие авторы подчеркивают, что стресс, в том числе, экза-менационный, имеет и позитивный эффект для субъекта, оказывая стиму-лирующее, мобилизующее, ресурсное влияние [9]. Экзамен – это ситуация, которая может восприниматься и оцениваться субъектом как стрессовая, требующая адаптации и совладания. Именно от особенностей совладания с ситуацией будут зависеть и переживания экзаменационной обстановки.
Объект исследования: психологическое состояние студентов в экза-менационный период.
Предмет исследования: выраженность стратегии практивного ко-пинга у студентов и их субъективная комфортность в экзаменационный пе-риод.
Цель исследования: выявить, насколько связана стратегия проак-тивного копинга с экзаменационным стрессом и субъективной комфортно-стью студентов во время сессии.
Задачи исследования:
1. Выявить факторы стресса у студентов во время сессии.
2. Оценить субъективное восприятие стресса студентами.
3. Оценить субъективную комфортность студентов во время экзаме-нов.
4. Оценить, насколько выражена стратегия проактивного совладания у студентов.
5. Проанализировать результаты, и выяснить, коррелирует ли вы-раженность проактивного совладания с показателями стресса во время сес-сии и с субъективной комфортностью студентов в ситуации экзаменацион-ного стресса.
Гипотеза исследования: выраженность стратегии проактивного со-владания положительно коррелирует с показателями субъективной ком-фортности студентов и уменьшает стресс студентов в ситуации экзамена.
Описание и обоснование выборки. В исследовании приняли уча-стие 60 студентов, которые составили 3 группы:
- 1-я группа – студенты первого курса направления психологии оч-но-заочной формы обучения – 20 человек в возрасте 17 – 19 лет, из них 15 девушек и 5 юношей;
- 2-я группа – студенты четвертого курса направления психологии заочной формы обучения – 20 человек в возрасте 22 – 28 лет, из них 15 девушек и 5 юношей;
- 3-я группа – студенты четвертого курса направления туризма оч-ной формы обучения – 20 человек в возрасте 21 – 28 лет, из них 15 деву-шек и 5 юношей;
Таким образом, можно оценить разные курсы и разные направления подготовки и возрастные группы.
Обоснование выбранных методик исследования. В исследовании применены 4 методики. Для оценки экзаменационного стресса использова-лись:
1. Шкала воспринимаемого стресса-10 позволяет оценить уровень перенапряжения и степень противодействия стрессу. Шкала включает 10 вопросов, на которые необходимо дать один из пяти вариантов ответа. По ключу подсчитываются баллы по субшкалам перенапряжении и противо-действия стрессу. Общий балл соответствует показателю воспринимаемого стресса.
2. Шкала психологического стресса PSM-25 (в адаптации Н. Е. Во-допьяновой) позволяет измерить феноменологическую структуру пережи-вания стресса. Опросник состоит из 25 вопросов. Испытуемый должен оценить каждое утверждение по 8-балльной шкале. При обработке под-считывается сумма баллов по всем вопросам. Шкала оценок:
- 99 баллов и менее – низкий уровень стресса;
- 100-155 баллов – средний уровень стресса;
- 156 баллов и более – высокий уровень стресса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев Х.М. Укрощение стресса. – М.: Эксмо, 2018. – 284с.
2. Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. – СПб.: Воен.-мед. акад., 2020. – 260с.
3. Вицко Р. Понятие "стресс", стадии развития стрессового состояния
В сборнике: Образование. Наука. Производство. XIII Международный молодежный форум. – Белгород, 2021. – С. 3208-3210.
4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2019. – 326 с.
5. Игумнов С.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания / С.А. Игумнов, В.А. Жебентяев. – М.: Речь, 2020. – 345с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
7. Краева К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.
8. Лавров О.В. Экзаменационный стресс: кластерно - иммунологическая модель / О.В. Лавров, И.П. Балмасова. – М.: Эксмо, 2014. – 255 с.
9. Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №1. – С. 159-170.
10. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2016 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т. 1. – 407 с.
11. Середина Н.В., Лазарева О.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.
12. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте / Под ред. А. Журавлева, Е. Сергеенко. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 512с.
13. Черкашин О.А. Стрессоустойчивость как структурный компонент резильентности / О. А. Черкашин, А. Г. Васюк // Человек. Наука. Социум. – 2022. – № 4-2 (12). – С. 219-241.
14. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
15. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2017. – 256с.
16. Щербатых Ю.В. Социально-психологические аспекты профессиональных стрессов / Ю.В. Щербатых, П.И. Ермоленко // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2022. – № 2. – С. 53-55.
17. Яковлев Е.В. Психология стресса / Е.В. Яковлев, О.В. Леонтьев, Е.Н. Гневышев. – СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. – 94 с.
18. Яковлева А.А. Исследование адаптации студентов 1 курса к учебной нагрузке. В сборнике: Студенческая наука - первый шаг к цифровизации сельского хозяйства. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 3-х частях. – Чебоксары, 2023. – С. 530-532.