Фрагмент для ознакомления
2
Проведите подробный анализ вариативной программы по учебному предмету, курсу и предметного УМК.
Программа является системой экологически ориентированных учебных курсов, предназначенная для всех классов начальной школы.
Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество и человека, а в последующих классах (III – IV) изучаются основные естественнонаучные и экологические понятия. Его экологическая направленность определяется идеями многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Структурные части программы:
1. Ознакомление с внешним миром (базовый курс) I – II класс.
2. Естественные науки (базовый курс) III, IV класс.
3. Экология для младших школьников (курс по выбору).
4. Планета загадок (курс по выбору).
Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как домашнего, своего и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у детей формируется современная экологически ориентированная картина мира, чувство уважения к окружающей их природной и социальной среде.
Наблюдения за растениями в разные времена года приводят учащихся к пониманию отдельных этапов их жизни, сменяющих друг друга, и в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.
Курс направлен на развитие бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.
В содержании курса человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве. Это позволяет детям уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать целостное представление об окружающем мире, о месте человека в нем. При этом дети узнают об изменениях в природе, происходящих под влиянием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
В первом классе вопросы, составляющие его содержание, группируются в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получают базовую информацию о значении воды, света и воздуха для жизни, здесь начинают формироваться первоначальные эколого-экологические представления: о значении окружающей природы для жизни, ее загрязнении, необходимости бережного к ней отношения.
Кроме того, учащимся предоставляются общие сведения об их семье, профессии, школе, родном городе, стране, а также основные сведения о гигиене. В качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и почему». Он предлагает познакомить учащихся с разнообразными явлениями окружающего мира: светом, звуком, электричеством.
Таким образом, к концу первого года обучения дети должны знать о своей стране, городе, правилах поведения в обществе, на улице, различать времена года, предметы природы и изделия, изготовленные руками человека. Они должны иметь представления о растениях и животных, проводить наблюдения в природе, чтобы получить элементарные представления о природе, окружающем мире и явлениях природы.
Учебный материал второго класса сгруппирован по следующим темам: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, насколько они близки к материалу первого года обучения. В то же время идеи здесь более конкретные. Студенты знакомятся с особенностями живой и неживой природы, Солнцем как источником тепла и света на Земле. Систематизированы знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях, даны представления о флоре и фауне различных сообществ: лугов, лесов, водоемов. Наблюдения за сезонными изменениями в природе продолжаются.
Значительно увеличена доля географического материала. Здесь формируются такие понятия, как горизонт, компас, ориентация, равнинная и гористая местность, разнообразные водоёмы. В качестве дополнительной темы предлагается природа разных уголков планеты, стран и народов мира в виде путешествия по карте и глобусу.
В третьем классе работа строится по темам «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, минералы и почву», «Сохраним чудесный мир растений и животных», «Сохраним здоровье», с помощью которых можно обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека. При этом часть материала содержит вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от негативного воздействия человека.
Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сохранение воздуха и воды, минералов и почвы», «Сохранение чудесного мира растений и животных». Элементарные знания, полученные детьми о твердых, жидких и газообразных веществах, о температуре и ее измерении, используются при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются основные биологические представления о растительных организмах, животных и грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных. Значимое значение в этих темах имеют экологические понятия: пищевые цепи, типы животных по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.
Особое внимание уделяется раскрытию различных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), а также, как уже отмечалось, между природой и человеком.
Последний изучает тему «Заботимся о здоровье», направленную на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма в целом.
В четвертом классе курс направлен на формирование географических понятий. Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, континентах и океанах. На конкретном материале дети узнают об экологических проблемах планеты и возможных путях их решения.
Тема «Сохранение природы России» знакомит детей с природными территориями нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, экологической работой. Также даются представления о природном равновесии и необходимости его учета при организации хозяйственной деятельности людей.
Далее по теме «Сохраним природу нашего края» изучаются особенности поверхности, полезные ископаемые, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы региона, где проживают студенты. При этом дети опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с внешним миром», однако в четвертом классе эти знания не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую направленность.
Интересен факультативный курс «Планета загадок», который знакомит учащихся с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые разнообразные области естественнонаучных знаний. Его содержание объединяет знания из географии, биологии и экологии. Это материалы о великих географических открытиях, об истории нашей планеты, ее флоре и фауне, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных растений и животных, разнообразии и особенностях жизни насекомых, обитателей морей и животных. океаны. Содержание курса адаптировано к потребностям детей этого возраста в познании тайн природы и представлено в форме «путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир растений и животных.
Таким образом, программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе. и социальная среда. Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под влиянием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
Показать больше