Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы практики. Одной из проблем текущего развития современного рынка является обеспечение его эффективного функционирования и защиты. С этой целью страна использует различные защитные инструменты для поддержки отечественных производителей. Механизм защиты внутреннего рынка очень важен для национальных интересов Российской Федерации, поскольку выбранная стратегия импортозамещения предполагает обеспечение соответствующих стимулов для собственных производителей. Россия является полноправным членом Всемирной торговой организации, поэтому набор инструментов, используемых для защиты внутреннего рынка и рынка ЕАЭС, должен соответствовать утвержденным организацией нормативным актам.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НОВОРОССИЙСКОЙ ТАМОЖНИ
1.1. Организационная характеристика Новороссийской таможни
Новороссийская таможня находится по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Мысхакское шоссе, д. 61.
17 июля 2015 года Главный таможенный орган Новороссийска зарегистрировал первую заявку на отгрузку, поданную в электронной форме в рамках деятельности. 1 февраля 2017 года начались попытки электронного декларирования товаров, перевозимых таможенными органами Российской Федерации, Республики Беларусь и Кыргызской Республики. В активную зону действия входит перечень объектов в пилотном районе и некоторых других объектах, включая блокпосты на северо-востоке, в центре и юго-востоке Новороссийска.
С 1 июля 2019 года Ростовский и Новороссийский таможенные пункты участвуют в пилотном проекте Главного таможенного управления Российской Федерации по внедрению технологии обязательной предварительной регистрации товаров, ввозимых морским транспортом. Нововведение работает нормально и позволяет перейти к полному электронному взаимодействию, сокращая время, затрачиваемое на таможенные операции и таможенный контроль.
В 2019 году в рамках реализации Комплексного плана развития Главного таможенного управления Российской Федерации до 2020 года, в частности, для решения проблемы комплексных реформ по созданию единой сети центров электронной таможни и электронной регистрации в России, были созданы три географически распределенных ЦЭД: Астраханский, Ростовский и Новороссийский.
1.2. Меры защиты внутреннего рынка в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации
В Евразийском экономическом союзе принимаются единые меры по регулированию внешней торговли, среди которых особую роль играют меры по защите внутреннего рынка Союза. Меры по защите внутреннего рынка называются комплексом временных мер регулирования торговли, и их применение позволяет устранить негативное влияние поставок товаров из третьих стран на производителей в ЕАЭС.
Меры по защите внутреннего рынка (или меры по защите торговли) включают меры по борьбе с демпингом импорта (антидемпинговые), меры по субсидированию импорта (компенсационные меры) и меры по резкому увеличению импорта в связи с непредвиденными обстоятельствами (специальные защитные меры).
Правила, применимые к мерам защиты торговли в ЕАЭС, основаны на нормах Всемирной торговой организации (ВТО) и содержатся в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Прежде чем применять антидемпинговые или компенсационные меры в отношении товаров, импортируемых из третьей страны, необходимо провести расследование с целью выявления демпинга или субсидий в отношении иностранных товаров, импортируемых из определенных стран в Европейское экономическое сообщество, и выяснить, что импорт этих товаров нанес существенный ущерб производителям аналогичных товаров в Европейском экономическом сообществе.
Применение специальных защитных мер связано с расследованиями, направленными на определение того, увеличилось ли количество товаров, поступающих в ЕАЭС (независимо от страны происхождения), внезапно, нежданно-негаданно и значительно из-за непредвиденных обстоятельств, и серьезно ли пострадали производители в ЕАЭС. Кроме того, применение специальных защитных мер связано с переговорами с торговыми партнерами в ВТО.
Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные расследования проводятся департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК в соответствии с заявлением производителя в Европейском экономическом сообществе. Заявка подается производителем ЕАЭС или отраслевой ассоциацией в департамент, который защищает внутренний рынок, и должна соответствовать стандартам, установленным законом ЕАЭС. Период антидемпингового или компенсационного расследования составляет от 12 до 18 месяцев, а расследование по специальной защите - от 9 до 12 месяцев.
Экономические отношения между странами характеризуются постоянным движением и изменениями. Государства преследуют цели улучшения благосостояния, защиты отечественных потребителей и производителей с помощью ряда мер и инструментов. Эти меры и инструменты включают тарифные и нетарифные методы.
Тарифные методы оказывают прямое влияние на цену товаров, являющихся предметом торговли, и косвенное влияние на объем международной торговли. Тарифные методы сводятся к применению таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых за перевозку товаров через границу. Целью тарифов является ограничение импорта и снижение конкуренции со стороны иностранных производителей. Экспортные пошлины используются гораздо реже, чем импортные. В соответствии с методикой расчета, сборы делятся на дополнительные и специальные (взимаются в виде фиксированной суммы).
1.3. Место правового отдела в системе Новороссийской Таможни
Работа этого отдела осуществляется на основе плана работы таможни, унификации руководства и его решений в отношении служебной деятельности, коллегиальности при обсуждении ситуации в конкретных местах и эффективности работы каждого должностного лица
План работы утверждается заместителем директора таможни. Правовой отдел непосредственно выполняет свои обязанности и сотрудничает с другими структурными подразделениями таможни и таможенных пунктов при Таможне.
Меры по обеспечению делопроизводства и работы отдела принимаются в соответствии с установленными процедурами. При осуществлении деятельности отдел соблюдает нормативные акты Российской Федерации и Таможни.
Перед отделом стоят следующие задачи:
правовое обеспечение деятельности Новороссийской таможни;
путем организации, координации правовой деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
проведение аналитической работы для обеспечения контроля деятельности таможни;
после выпуска товаров в форме проверки документов и информации, установленных законодательством;
координация и применение систем управления рисками для контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
соблюдать таможенное законодательство ЕАЭС и/или законы Российской Федерации о тарифах, постановления, декларации, проверки и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие таможенную стоимость товаров.
2. АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.1. Анализ политики государства части защиты внутреннего рынка в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации
Экономические отношения между странами характеризуются постоянным движением и изменениями. Государства преследуют цели улучшения благосостояния, защиты отечественных потребителей и производителей с помощью ряда мер и инструментов. Эти меры и инструменты включают тарифные и нетарифные методы.
Тарифные методы оказывают прямое влияние на цену товаров, являющихся предметом торговли, и косвенное влияние на объем международной торговли. Тарифные методы сводятся к применению таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых за перевозку товаров через границу. Целью тарифов является ограничение импорта и снижение конкуренции со стороны иностранных производителей. Экспортные пошлины используются гораздо реже, чем импортные. В соответствии с методикой расчета, сборы делятся на дополнительные и специальные (взимаются в виде фиксированной суммы) .
Нетарифные методы регулирования внешней торговли понимаются как применение инструментов регулирования внешней торговли, отличных от таможенных. К ним относятся: распределение квот, лицензирование, экспортные ограничения, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и т. д. Поэтому указанные меры могут использоваться государствами в качестве мер защиты внутреннего рынка, но чаще всего применяются антидемпинговые компенсационные и специальные защитные меры. Они применяются в виде дополнительных повышенных тарифов сверх установленной импортной пошлины, ценовых и количественных ограничений.
Реализация идеи глобального экономического пространства основана на принципах свободной торговли, устранения нетарифных барьеров и снижения тарифов. Например, ключевой нормой ВТО является положение о том, что технические, гигиенические меры не должны быть прямым регулятором внешней торговли сырьевыми товарами. Такие меры должны быть мерами неторгового характера, то есть они должны применяться в равной степени к идентичным иностранным и национальным товарам.
Комплекс мер нетарифного регулирования включает: запрет на импорт и/или экспорт товаров; количественные ограничения; исключительное право; автоматическое лицензирование (мониторинг) импорта и/или экспорта товаров; процедуры выдачи разрешений на экспорт или импорт. Нетарифные меры регулирования могут использоваться государствами, как в экономических, так и в политических и военных целях .
2.2 Проблемы защиты внутреннего рынка в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации
Затрудненный сбор статистики по странам ЕАЭС из-за недостаточной организации системы сбора данных считается одной из проблем при осуществлении защиты внутреннего рынка. Также можно выделить сложность в отсутствии достаточных знаний нормативно-правовой базы на этапах подготовки материалов для их предварительного рассмотрения. Немаловажным остается факт существования проблемы отсутствия конфиденциальности собираемой информации в соответствии с требованиями ВТО. Международная торговля является старейшей формой международных экономических отношений. С точки зрения его масштаба и важности в общем комплексе мира по экономическим причинам, он продолжает оставаться важным объектом. Углубление международного разделения труда, специализации и кооперации приводят к более высокой степени «открытости» национальных экономик, их вниманию к внешним рынкам и, следовательно, расширению международной торговли. Это повышает интерес к международному обмену.
2.3 Направления совершенствования защиты внутреннего рынка в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации
Основные мероприятия, направленные на совершенствование государственного контроля таможенными органами в пропускных пунктах через таможенную границу представлены на рисунке 2.1.
Направления решения выявленных проблем:
1. Если участник закупки устанавливает цену контракта в процентах на 25% и более ниже среднего предложения других участников процесса закупок на момент заключения контракта, если 4 или более заявок на участие в торгах или аукционах считаются обоснованными, поданная заявка считается демпинговой. Станет возможным устранить зависимость от антидемпинговых мер, которые часто определяются неправильно, включая использование методов аргументации, отличных от методов анализа рынка.
2. При оценке уместно, чтобы неценовой критерий значительно превосходил ценовой, и для завоевания доверия в качестве основы также следует принять более жесткие антидемпинговые меры. Понимая, что выполнение контракта может быть сочтено нечестным, поставщик не будет существенно занижать стоимость в процессе закупок, чтобы выиграть. Вероятность несоблюдения тенденции контракта будет снижена из-за небольшого числа победителей демпинга, из-за большего веса неценовых стандартов. Необходимо мотивировать клиентов, обращая внимание на демпинг заявок, публикуя информацию в единой информационной системе и принимая соответствующие меры. Таким образом, безынициативность клиента в виде неприменения антидемпинговых мер будет исключена. Это потенциально усилит влияние на стимулирование клиентов к использованию этих мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право ВТО образует сложный международно-правовой институт, который находится в середине страницы, посвященной праву международной торговли. Основным объектом права ВТО являются внутренние правовые режимы в государствах-членах, касающиеся торговли. В результате происходит унификация внутренней правовой системы, которая ставится под международный контроль органов ВТО (в ходе переговоров и Механизма пересмотра торговой политики). Например, нормы поведения, административное право, регламент антидемпингового процесса и т.д. они должны быть одним целым. Параллельно происходит сужение сферы, на которую государство имеет право по решению суда в области импорта-экспорта, внутренней торговли, часть полномочий государства передается «сверху» - международной организации. Насколько законодательство ВТО превосходит внутреннее законодательство. Если внутреннее законодательство противоречит какой-либо существенной компетенции ВТО, то будет применяться законодательство ВТО, и норма внутреннего законодательства может быть изменена.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)
2. ИНКОТЕРМС 2020. Правила ICC для использования национальных и международных торговых терминов. Публикация ICC № 723 ER.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе // Официальный сайт Евразийского экономического союза. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс]/Компания «Консультант плюс».
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
7. Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность: Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 // Таможенные ведомости. 2016. № 6
8. Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности: Приказ ФТС России от 25.03.2011 № 626 (ред. от 10.04.2013). Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФТС России от 19.03.2014 № 493 // Таможенные ведомости. 2014. № 5.
9. Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.04.2016 № 32
10. Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» // Российская газета. № 142. 03.07.2013.
11. Авдеева И. А., Юнева Е. А. Фактор доверия в формировании институционального климата российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. – № 5 (69). – С. 9–13.
12. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Проспект, 2021. – 565 с.
13. Алексеев, Д.Б. Система государственной контрольной деятельности / Д.Б. Алексеев // Административное и муниципальное право, 2015. – №11. – С. 1131-1137.
14. Афонин, П.Н. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров / П.Н. Афонин, Р.А. Кузьмичева // Бюллетень инновационных технологий, 2020. – № 3. – С. 54-60
15. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
16. Воробьев, Н.Ф. Понятие и сущность государственного контроля / Н.Ф. Воробьев // Правовое государство: теория и практика, 2018. – №4. – С. 29-34.
17. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
18. Иванова В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности // Вестник Сибирского федерального университета. 2018. № 3. С. 11-13.
19. Игнатьева Г. В. Курмакаева Е. Ш. Анализ современной практики применения мер защиты внутреннего рынка // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2018. – № 4 (73). – С.86–90.
20. Игнатьева Г. В. Таможенный аспект стимулирования импортозамещения// Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. науч. тр. / под ред. канд. юрид. Наук В. В. Бехер, канд. юрид. Наук Н. Н. Лайченковой, Саратов, 2019.- С. 359–362.
21. Канцевая, А. А. Инструменты защиты внутреннего рынка Российской Федерации и ЕАЭС / А. А. Канцевая. // Молодой ученый. – 2023. – № 20 (467). – С. 255-257.
22. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
23. Коробов А.А. Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России // Молодой ученый. 2016. – №10.1. – С. 31-36.
24. Непарко М.В. Таможенно-тарифное регулирование в россии: современные тенденции и перспективы В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки». – 2017. С. 283-287.
25. Петрушина О.М., Тарадеева А.В., Мытарева Т.С. Порядок расчета и уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет российской федерации. Форум молодых ученых. 2019. – № 1 -2 (29). – С. 1231-1238.