Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика ориентирована на формирование профессиональных компетенций будущего психолога, а также направлена на закрепление знаний и навыков студентов, полученных в ходе их теоретической подготовки. Производственная практика решает ряд важных профессиональных целей и задач, поэтому осуществляется в условиях деятельности реальных организаций.
1. Общие сведения об организации
ГБОУ «Школа № 2097№ - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2097», которое было основано в 2012 году.
Директор учреждения: Г.В. Пискарева.
Юридический адрес: г. Москва, ул. Аэродромная, д. 9.
Детско-взрослый коллектив Школы успешно участвует в городских образовательных проектах:
- «Математическая вертикаль»;
- «Инженерный класс в московской школе»;
- «Медицинский класс в московской школе»;
- «ИТ-класс»;
- «Кадетский класс в московской школе»;
- «Эффективная начальная школа»;
- «Урок в музее»;
- «Учебный день в Технопарке»;
- «Гостеприимная школа» и др.
В учреждении организована образовательная деятельность по включению в проекты ДОНМ: «Академический (научно-технологический) класс в московской школе», «Новый педагогический класс в московской школе».
Образовательная организация является школой - консультантом проекта ДОНМ «Школа старшеклассников».
2. Специфика деятельности психолога организации
Школьная психологическая служба является специализированным подразделением государственной системы образования. Ее главная задача - обеспечить условия, способствующие всестороннему психологическому и личностному развитию каждого ребенка. Нарушение этих условий препятствует своевременной реализации личностных и возрастных способностей учащихся и приводит к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Цели и задачи психологических служб могут быть определены в соответствии с «Положением о систематических практических психологических службах Министерства образования Российской Федерации».
Целью службы является:
- оказывать содействие административным и преподавательским коллективам образовательных учреждений в создании развивающей социальной ситуации, соответствующей личности учащихся, и обеспечивать психологические условия для охраны здоровья и развития личности;
- помогать учащимся образовательных учреждений приобретать психологические знания, навыки и умений, необходимые для получения профессии, развития карьеры и достижения успеха в жизни;
- помогать учащимся определять свои способности на основе их способностей, склонностей, интересов и состояния здоровья;
- оказывать содействие педагогам, родителям несовершеннолетних (законным представителям) в воспитании учащихся, а также в формировании принципов взаимопомощи, терпимости, сострадания, ответственности и уверенности в себе, а также умения активно социализироваться без ущерба для прав и свобод других лиц.
Задачи:
- психологический анализ социальной ситуации развития образовательных учреждений, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и методов их решения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся в каждом возрасте личностного развития;
- воспитание у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- психологическая поддержка образовательных программ с целью адаптации их содержания и методов развития к интеллекту и личностным способностям и характеристикам учащихся;
- предотвращение и преодоление отклонений в социальном и психическом здоровье;
- содействие распространению и внедрению достижений в области психологии в стране и за рубежом в практику образовательных учреждений.
3. Перечень отчетной документации психолога и особенности психологической диагностики
Психологическая диагностика включает методики диагностики мотивации (диагностика эмоционального выгорания Бойко и диагностика мотивов выбора профессии Овчаровой).
«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)
Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации.
Обработка данных:
Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.
Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.
Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
Инструкция: Читайте по одному суждению и ставьте в бланке ответов «+», если Вы согласны с данным утверждением и «-», если нет.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Обработка данных:
"НАПРЯЖЕНИЕ"
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
1 (2), 13 (3), 25 (2), -37 (3), 49 (10), 61 (5), -73 (5)
2. Неудовлетворенность собой:
-2 (3), 14 (2), 26 (2), -38 (10), -50 (5), 62 (5), 74 (3)
3. " Загнанность в клетку":
3 (10), 15 (5), 27 (2), 39 (2), 51 (5), 63 (1), -75 (5)
4. Тревога и депрессия:
4 (2). 16 (3), 28 (5), 40 (5), 52 (10), 64 (2), 76 (3)
"РЕЗИСТЕНЦИЯ"
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
5 (5), -17 (3), 29 (10). 41 (2), 53 (2), 65 (3), 77 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
6 (10), -18 (3), 30 (3), ' 42 (5), 54 (2), 66 (2), -78 (5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
7 (2), 19 (10), -31 (2), 43 (5), 55 (3), 67 (3), -79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
8 (5), 20 (5), 32 (2), -44 (2), 56 (3), 68 (3), 80 (10)
"ИСТОЩЕНИЕ"
1. Эмоциональный дефицит:
9 (3), 21 (2), 33 (5), -45 (5), 57 (3), -69 (10), 81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность:
10 (2), 22 (3), -34 (2), 46 (3), 58 (5), 70 (5), 82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
11 (5), 23 (3). 35 (3), 47 (5), 59 (5), 72 (2), 83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
12 (3), 24 (2), 36 (5), 48 (3), 60 (2), 72 (10), 84 (5)
Интерпретация результатов.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся.
20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Программа тренинга по профилактике эмоционального выгорания.
Тренинг рассчитан на 2-3 часа для группы из 10-15 человек.
Команда была отобрана из учащихся, у которых проявлялись симптомы стресса или эмоционального истощения к обучению.
Форма проведение тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.
Помещение, оборудование и расходные материалы:
- аудитория вместимостью 15 человек, оснащенная компьютерами, проекторами и громкоговорителями;
- столы, сгруппированные по количеству участников;
- ручки, фломастеры;
- бумажные карточки формата А5;
- фотоаппарат.
Цели тренинга:
- профилактика психического здоровья;
- знакомство сотрудников с навыками борьбы со стрессом;
- сбор информации для создания условий благоприятной рабочей среды для обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика) была раскрыта.
По завершении следует отметить, что школьная психологическая служба является специализированным подразделением государственной системы образования. Ее главная задача - обеспечить условия, способствующие всестороннему психологическому и личностному развитию каждого ребенка. Нарушение этих условий препятствует своевременной реализации личностных и возрастных способностей учащихся и приводит к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андронникова, О. О. Основы психологического консультирования : учебное пособие / О.О. Андронникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 424 с. — (Высшее образование: Магистратура). — DOI 10.12737/1078378. - ISBN 978-5-16-016032-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1903073
2. Васильева, И. В. Организационно-психологическая диагностика : учебное пособие / И. В. Васильева. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 136 с. — ISBN 978-5-9765-1712-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119321
3. Векилова, С. А. Методологические основы психологии : учебно-методическое пособие / С. А. Векилова, О. В. Рудыхина. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 124 с. — ISBN 978-5-8064-3064-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/252602
4. Гуревич, П. С. Введение в профессию (психология) : учебник / П.С. Гуревич. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 415 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/6051. - ISBN 978-5-16-009783-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1846429
5. Ежова, О. Н. Профессиональная этика и служебный этикет : практикум / О. Н. Ежова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2020. - 80 с. - ISBN 978-5-91612-303-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1319738
6. Захарова Л. Н. Основы психологического консультирования организаций : учебное пособие / Л.Н. Захарова. - М. : Логос, 2012. - 431 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-584-8 ;[Электронный ресурс]. - Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119424
7. Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для вузов / Н. В. Антонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Антоновой, Н. Л. Ивановой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 370 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8176-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536058
8. Лебедева, Л. В. Организационное консультирование : учебное пособие для вузов / Л. В. Лебедева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16583-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539091
9. Мальцева, Т. В. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации : учебное пособие / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая, В.Е. Петров. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2022. — (Высшее образование). — 136 с. — DOI: https://doi.org/10.29039/01836-1. - ISBN 978-5-369-01836-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1845097
10. Чиркова, Т. И. Методологические основы психологии : учебное пособие к практическим и семинарским занятиям для студентов психологических факультетов / Т. И. Чиркова. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. - 416 с. - ISBN 978-5-9558-0276-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1408095