Фрагмент для ознакомления
2
Задание 3. Анализ проблемы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
1. Что из технологии развивающего обучения вы могли бы использовать для развития у себя качеств, которые вы считаете важными? Как?
Развивающее обучение представляет собой часть образовательного процесса, направленную на развитие наиболее важных и значимых для субъекта сторон. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, не принятия их в готовом виде, а формировании механизмов мышления, то есть содержание обучения опирается на закономерности развития ребенка.
Для развития мыслительных операций я считаю целесообразным использование анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности. Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, которые могут быть предложены всеми участниками образовательного процесса.
Контроль и анализ результатов обучения должен включать методы и технологии творческой деятельности, анализ доступности и перспективности обучения, результативность при данном подходе. Осуществление данного направления возможно при внедрении логических методов работы на уроках, построение логических цепочек, внедрение проектных заданий, использование творческого потенциала учащихся.
2. Каковы компоненты педагогической культуры препода¬вателя? Дайте их краткую характеристику. Если вам по оконча¬нии вуза или через некоторое время сделают предложение пойти работать преподавателем или учителем, то какие компоненты и их слагаемые вы считаете важным развить у себя? На что надо будет обратить внимание, чтобы успешно войти в педагогический коллектив?
- устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, то есть, преподаватель четко знает, чего хочет, как он будет этого добиваться, на каких условиях и какими методами;
- гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие, совокупность данных факторов и определяет педагогическую культуру преподавателя, поскольку если сам участник образовательного процесса не обладает данными компонентами, то сложно говорить об его успешности в целом;
- педагогическое мастерство является наиболее важным компонентом, поскольку составляет компетентность педагога, без него невозможно говорить о какой-либо деятельности;
- установка на постоянное самосовершенствование также является важным направлением развития, так как без постоянного роста трудно судить о квалификации педагога, а постоянное развитие говорит о его реализации в профессии;
- культура поведения и общения, педагогический такт также важные составляющие данного направления, поскольку без этого нет возможности о привитии данных качеств у учеников;
- личностная самостоятельность учителя – это гармонизация личности учителя, ее развитие и совершенствование и привитие ученикам этой же тенденции;
-общая педагогическая эрудиция и компетентность – общепедагогические навыки, особенно важные при установлении контакта с детьми и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе;
-доброжелательность, общительность и увлечённость работой также являются важными составляющими компетенции учителя, поскольку сказываются на общем фоне педагогической деятельности и являются залогом успешности деятельности.
3. Что имеют в виду, когда говорят: «Студент (ученик) — субъект образовательного процесса»?
Это значит, что он активный его участник, при помощи учителя он осваивает определенные знания, умения, навыки и формирует свое мировоззрение через призму направленности на изменения себя в данном процессе. Его становление как субъекта образовательной деятельности предполагает формирование индивидуальных особенностей личности, самосознания, самоопределения, самореализации.
4. В чем, на ваш взгляд, проявляется личностно-ориентированный подход в образовании?
Последний предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие учеников с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, возможностей, склонностей в свете неповторимости и уникальности каждого ребенка.
5. Почему диалог является столь важным для гуманизации педагогического процесса?
Его роль столь важна в силу следующих обстоятельств:
- он способствует развитию внутренней культуры личности за счёт опыта предыдущих поколений;
- способствует раскрытию индивидуальности;
-является основополагающим в развитии коммуникативных умений и навыков;
-позволяет объективно оценивать, понимать и строить отношения в коллективе за счет отслеживания уровня развития межличностных отношений.
Роль диалога велика не только в связи с развитием коммуникативных навыков и умений, но и в оценке гармоничного развития личности в целом.
Задача 1
Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое.
На уроке учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.
— Почему у тебя спичка сломана? — спросила учительница.
— Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил мальчик.
Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.
Вопросы и задания
1. Что дальше должна сделать учительница?
Учительница должна поговорить с учеником, объясняя, почему он неправильно поступает, акцентируя внимание на том, что от его поведения страдает целый класс, при неэффективности разговора необходима беседа с психологом и работа с родителями.
2. Почему такое решение задачи оказалось возможным?
Потому что у детей младшего школьного возраста хорошо развито воображение в целом, в особенности, продуктивное или творческое, под которое можно подвести данное решение задачи.
Задача 2
В начале второй четверти учитель предлагает ученикам первого класса: «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя переса¬живаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Эта игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома».
Вопросы и задания
1. Проанализируйте предложение учителя (определите его достоинства и недостатки).
2. Можно ли перенести этот прием на подростков?
3. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?
Предложение учителя конструктивно только для начинающих школьников, куда можно отнести учеников первого класса, в более старшем возрасте ученики могут настороженно отнестись к такой игре, путая ее с реальным трудом на уроках. Даже в первом классе не всем ученикам подойдет такой подход, необходимо тщательное исследование и учет индивидуальных особенностей учеников.
Данный прием не принесет эффекта при работе с подростками, потому что психологические особенности подросткового возраста существенно отличаются от младших школьников, у них уже сформирована учебная деятельность и подходы к ее организации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Психологический практикум, 2016. — 340 с.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
3. Баева И. А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: ПИТЕР, 2019. — 288 с.
4. Баева И. А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12. C. 7-19.
5. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. – СПб.: ПИТЕР, 2020. – 265 с.
6. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2021. — 105 с.
7. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Психология образования. 2019. №5. С. 312-319.
8. Корытова Г.С., Закотнова Е.Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестник ТГПУ. 2015. №9 (162). С. 96 – 102.
9. Михеева А.В. Психическая травма в определениях и понятиях современных ученых // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2020. №2. С. 164 – 173.
10. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Педкампус, 2022. - 143 с.
11. Ярычев Н.У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. №2 (7). С. 35 – 38.