Фрагмент для ознакомления
2
Развитие читательского интереса младших школьников готовит будущих учителей начальной школы к проведению уроков литературного чтения и к руководству самостоятельным чтением младших школьников на основе научных знаний по предметам «Детская литература», «Методика обучения русскому языку и литературе в начальном образовании».
Целью практики является формирование компетенций по решению профессиональных задач, соответствующих направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и направленности (профилю) основной профессиональной образовательной программы Начальное образование и видам профессиональной деятельности.
Практика ориентирована на педагогический вид профессиональной деятельности.
Задачи практики:
Получить практический опыт выполнения профессиональных действий:
- анализа рабочей программы и учебника по литературному чтению и методики обучения по данному предмету;
- систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- применения инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня развития читательского интереса у ребенка;
- анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
- реализации воспитательных возможностей учебной деятельности ребенка
- проектирования ситуаций, связанных с чтением, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (ценностные ориентации ребенка);
- формирования умения использовать возможности урочной и внеурочной деятельности в развитии у обучающихся интереса к чтению и учебному предмету «Литературное чтение».
Для выявления уровня сформированности интереса к чтению у младших школьников была составлена и проведена среди учащихся 3 класса диагностика. В диагностике участвовали 20 учащихся.
Цель исследования – выявить уровень сформированности интереса к чтению у обучающихся 3 класса.
Структура диагностики.
Для определения уровня сформированности интереса к чтению у обучающихся 3 класса нами были выделены следующие критерии:
положительное отношение к книге и чтению;
читательский кругозор;
читательская активность.
Описание критериев и показателей диагностики сформированности
интереса к чтению у младших школьников представлено в таблице 1.
На основании предложенных критериев и содержания заданий диагностики определены уровни сформированности интереса к чтению у младших школьников: низкий, средний, высокий.
Высокий уровень (8-9 баллов) – устойчивый интерес к чтению: чтение – одно из любимых занятий ребенка и его семьи, которое мотивировано интересом к данной деятельности; время, затраченное на чтение, составляет не менее часа ежедневно; литература, выходящая за рамки школьной программы, которую по собственному желанию подбирает ребенок; широкий читательский кругозор, выражающийся в разнообразии выбираемых тем, жанров и авторов.
Средний уровень (5-7 баллов) – неустойчивый, ситуативный интерес к чтению: чтение без сформированного отношения к нему, мотив ребенка – учеба или будущая жизнь; время, затраченное на чтение, – не более получаса в день; литература только из рекомендованного учителем списка; ограниченный читательский кругозор с определенной жанрово- тематической направленностью.
Низкий уровень (4 и ниже) – отсутствие интереса к чтению: чтение без мотива, без радости, без интереса; время, затраченное на чтение, – около получаса по выходным; литература из учебных книг, нужная лишь для выполнения домашнего задания; узкий читательский кругозор, ограниченный обязательными программными произведениями.
Описание диагностики.
Для определения уровня сформированности интереса к чтению у обучающихся 3 класса мы использовали следующие методики:
опросник на выявление мотивации младших школьников к чтению (по методике Н.Г. Лусканова);
отношение младших школьников к чтению (анкетирование «Я – читатель») [9].
Не менее эффективным способом диагностики результатов является анализ библиотечных формуляров, читательских дневников обучающихся (цель – проследить процесс формирования и углубления интересов детей к литературе различных видов и жанров, изменениями в читательском восприятии, а также позволяет выявить наиболее читаемую литературу, мотивы чтения, отношение к прочитанному), а также наблюдение за реализацией читательской деятельности на уроках литературного чтения (цель – выяснить, как воздействует книга на ребенка: каких героев и какие события выделяет, какие настроения и чувства вызывают у ученика при чтении произведений) и в свободной деятельности младших школьников (помогает проследить за участием школьников (активном или пассивном) в мероприятиях, культурой речи, начитанностью, регулярностью чтения, широтой и устойчивостью читательских интересов).
С целью определения уровня сформированности читательского интереса у детей младшего школьного возраста нами было организовано опытно-экспериментальное исследование.
На констатирующем этапе была проведена диагностика на выявление уровня развития читательского интереса младших школьников.
На формирующем этапе была разработана и апробирована система уроков внеклассного чтения, направленная на формирование и развитие читательского интереса младших школьников посредством нестандартных форм уроков.
Анкета "Какой я читатель?".
Итак, какой я читатель?
1. Читаю быстро, "проглатываю" книги.
2. Читаю медленно, вчитываюсь в каждое слово.
3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются под руки.
4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.
6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
9. Книгам не очень доверяю, ведь это вымысел.
10. Верю во все, что в книге происходит.
11. Нет ничего скучнее чтения.
12. Чтение для меня - самое интересное занятие.
13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.
14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.
15. Кто написал книгу - для меня не имеет никакого значения.
16. Выбирая книгу и читая, всегда интересуюсь автором.
17. Я рассуждаю так: книга - книгой, а жизнь - жизнью.
18. Для меня хорошая книга - та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней открываю себя.
19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта- читай все.
20. Быть хорошим читателем - это способность, которую надо развивать.
В ходе исследования психолого-педагогической литературы были выделены критерии читательского интереса младших школьников и уровни его развития.
Таблица 2
Результаты проведения диагностики по методикам: опросник на выявление мотивации младших школьников к чтению (по методике Н.Г. Лусканова); отношение младших школьников к чтению (анкетирование «Я – читатель») показали следующее.
По критерию «положительное отношение к книге и чтению» мы выделили 30 процентов учащихся, которые действительно в ходе опроса продемонстрировали заинтересованность в чтении, желание читать новые книги, интерес к урокам литературного чтения в целом. 40 процентов – средний уровень положительного отношения к книге и чтению. 30 процентов – низкий уровень положительного отношения к чтению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова О.И., Мороз Е.Ю. Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных методических приемов на уроках литературного чтения // Вестник научных конференций, 2017. №4. С. 8-9.
2. Бородина В.А. Читательская социализация в контексте стандарта общего образования // Школьная библиотека.2004. №3. С.26-28.
3. Волченкова Н.П. Основы развития читательских интересов младших школьников // Педагогика искусства: Межвузовский сборник научных статей студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием; под ред. Н.А. Асташовой. Брянск, 2013 [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=29027432
4. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная Литература, 1997. С. 40-85.
5. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2014. 177-190 с.
6. Джежелей О.В. Учимся любить книгу / О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская. М.: Просвещение, 1982. 112 с.
7. Евтюшкин С.В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2006. 164 с.
8. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
9. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. 2007. № 8. С. 35-43.