Фрагмент для ознакомления
2
Производственная практика проходила в АНО ДПО «Институт современной гештальт- терапии» (г. Москва).
Цель практики: закреплении профессиональных умений в сфере психологического консультирования, овладение необходимыми профессиональными компетенциями, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы, разработке и апробации на практике актуальных предложений и идей в сфере психологического консультирования, используемых при подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР), овладении современными инструментами и методами психологических теорий для поиска и интерпретации информации с целью ее использования в процессе написания ВКР.
Были реализованы следующие виды деятельности: проведение психодиагностического исследования по проблеме эмоционального благополучия в детско-родительских отношениях как фактора психологической адаптации детей 6-7 лет к обучению в школе; разработка технологии коррекционно-развивающей работы по оптимизации детско-родительских отношений для дальнейшей психологической адаптации детей 6-7 лет к обучению в школе.
Основная часть
База практики: АНО ДПО «Институт современной гештальт- терапии» (г. Москва)
Было обследовано 30 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет и их родители (50 человек).
Было выделено два этапа исследования, в контексте которых оно проводилось.
1.Задачей первого этапа стало выявление уровня эмоционального благополучия в детско-родительских отношениях. Диагностика здесь была реализована с помощью методики «Опросник родительских отношений» А.Я. Варга, В.В. Столин (ОРО).
2. Задачей второго этапа стало выявление уровня потенциальной адаптации ребёнка 6-7 лет к обучению в школе по параметрам, которые были названы в теоретической части исследования: эмоциональной компонент, социализированность, мотивированность, самооценка, коммуникативные качества, принятие своей социальной роли и др.
Выявление адаптации детей 6-7 лет проводилось в группах, с разными детско-родительскими отношениями (ДРО).
Были выделены критерии психологической адаптации детей 6-7 лет к обучению в школе: социальный, мотивационный, оценочный, эмоциональный. Для диагностики адаптации к школе также были подобраны методики:
1) Определение мотивов учебной деятельности (М.Р. Гинзбург).
2) Диагностика оценки социализированности личности учащегося (М.И.Рожков).
3) Методика «Лесенка» В.Г. Щур для определения самоощущения своего социального положения для ребенка 6-7 лет.
В диагностике приняли участие и взрослые и дети. Помимо тестирования применялось: наблюдение, беседы, обсуждения и др.
Рассмотрим полученные результаты по исследованию.
1)Опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столин (ОРО).
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: I-отвержение; II — социальная желательность; III — симбиоз; IV — гиперсоциализация; V — инфантилизация (инвалидизация).
Рассмотрим полученные результаты по методике ОРО.
По результатам по отношению родителей к ребёнку можно условно выделить две группы детей 6-7 лет: 1 группа – дети, которые находятся в условно эмоционально благополучных детско-родительских отношениях и 2 группа – дети, которые находятся в условно эмоционально неблагополучных детско-родительских отношениях.
В первом варианте мы видим высокий уровень принятия, склонность к сотрудничеству, наличие но не минимальный уровень межличностной дистанции (чтобы не произошло слияния, это положительно), низкий уровень авторитарности и гиперсоциализации.
Во втором варианте, во вторую группу были отнесены дети в детско-родительских отношениях которых менее выражен уровень эмоционального благополучия. Здесь отмечается склонность к отвержению, высокая межличностная дистанция, завышенная авторитарность и гиперсоциализация. Именно эта группа была выделена как экспериментальная, а группа детей с условно высоким эмоциональным благополучием – как контрольная.
Мы видим, что в экспериментальной группе с низким эмоциональным благополучием в детско-родительских отношениях отмечается перегиб в сторону отвержения (16 баллов из 32). Родители очень строги, они даже достижения детей склонны обесценивать и несколько занижать. То же самое относится и к объективным способностям и склонностям детей. Родители склонны обесценивать значимые для детей факторы. Родители оценивают ребенка как неуспешного, неудачливого, недостаточно умного и развитого. Обязательно транслируют это вслух, оценивают его как слабого или неудобного, некомфортного. Родители стремятся переделать, перевоспитать ребёнка посредством замечаний, недовольны его какими-то жизненными правилами и установками, выборами, склонностями, поведением, могут проявлять неуважение, бестактность.
Во второй группе (контрольной) мы наблюдаем условно высокое эмоциональное благополучие. Родители в большей степени склонны к принятию, одобряют планы ребёнка, принимают его поведение, доверяют ему, проявляют уважение, передают ему определённую долю ответственности, видят его склонности, вне зависимости от того, нравятся они им или нет, вне зависимости от своих желаний, видят его особенности и дают ему право быть самим собой, симпатизируют ребёнку. Говорят о том, что им нравится проводить с ним время, он им интересен и т.д. Родители здесь также могут делать замечания, испытывают определённое недовольство. Общее количество баллов по группе по данному параметру по группе равно 9.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. – Москва : Эксмо, 2019. – 144 с.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь
3. Арт-терапия. Диалог: Россия – Великобритания: сборник статей / ред. Н.Ю. Жвитиашвили. – СПб.: Островитянин, 2018. – 292 с.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук. -М., 1986. - 189 с.
6. Григорьева М.В., Вагапова А.Р. и др. (ред.) Адаптация личности в современном мире. Выпуск 5 // Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Научная книга, 2012. — 320 с
7. Арт-тераапия с маленькими детьми и их родителями// Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия - новые горизонты. – М.:Когито-Центр, 2006. – 336 с.
8. Арт-терапия. Диалог: Россия – Великобритания: сборник статей / ред. Н.Ю. Жвитиашвили. – СПб.: Островитянин, 2018. – 292 с.
9. Кисилева Т.Ю. Педагогическая арт-терапия как средство социокультурного становления личности / Т.Ю. Кисилева //: Социокультурные проблемы современного человека: сборник материалов III международной научно-практической конференции, 22-26 апреля 2018 / ред. О.А. Шамшикова, Н.Я. Большунова. – Новосибирск: Новосибирский ГПУ, 2019. – Ч. 3. – С. 47–52.
10. Смолина М. Н. О внедрении арт-терапевтической программы психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников / М. Н. Смолина // Концепт. – 2015. – №51. – С. 111-115.
11. Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями// Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия - новые горизонты. – М.:Когито-Центр, 2006. – 336 с.