Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель научно-исследовательской работы (НИР) – закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в осуществлении научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях.
Основная часть
Тема научного исследования:
«Особенности внимания младшего школьного возраста и возможности его развития».
Планирование научно-исследовательской работы:
Исследования практических достижений в этой области исследования показали, что, несмотря на достаточное количество исследований, по изучаемой теме остается много пробелов, особенно в отношении диагностики дефицита внимания у детей младшего школьного возраста. Также существует необходимость в разработке методов коррекции дефицита внимания у этой категории детей.
Формулировка научной проблемы и актуальности темы исследования:
Степень изученности проблемы исследования. Современная наука располагает большим числом научных исследований проблемы развития внимания, его физиологических основ и механизмов функционирования.
Актуальность темы исследования определяется противоречием между:
- на социально-педагогическом уровне – необходимостью развития внимания младших школьников как условия общего развития ребенка и недостаточным уровнем развития внимания у большинства детей младшего школьного возраста;
- на научно-методическом уровне – необходимостью выбора эффективных методов, приемов и средств развития внимания у обучающихся начальной школы и недостаточным методическом сопровождение данного вопроса в условиях урочного и внеурочного времени.
Проблема исследования: каковы особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста?
Актуальность, противоречие и проблема исследования определили выбор темы исследования: «Особенности внимания младшего школьного возраста и возможности его развития».
Научная новизна проводимого исследования:
Исследования практических достижений в этой области исследования показали, что, несмотря на достаточное количество исследований, по изучаемой теме остается много пробелов, особенно в отношении диагностики дефицита внимания у детей младшего школьного возраста. Также существует необходимость в разработке методов коррекции дефицита внимания у этой категории детей.
Научно-теоретические подходы, разработанными отечественными и зарубежными учеными по изучаемой проблеме, методы анализа данных, накопленных в научной отрасли по теме исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области:
- раскрытия феномена «внимание» и выявления его компонентного состава (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Р.С, Немов и др.), позволившие выявить основные черты и характеристики внимания, определить его свойства, необходимые для проведения диагностического исследования.
- особенностях развития внимания в младшем школьном возрасте (В.Ф. Афанасьева, П.П. Блонский, И.Н. Захарова, К.П. Мальцева и др.), позволившие выявить основные психолого-педагогические особенности обучающихся младшего школьного возраста, определить особенности развития всех свойств внимания и направления будущей коррекции.
- методах и приемах коррекции развития внимания в младшем школьном возрасте (С.И. Волкова, С.С. Левитина, З.С. Мусина, И.В. Страхов), позволивших выделить методы и приемы развития внимания младших школьников, используемых нами в процессе экспериментальной методики.
Определение круга источников вторичных данных и проведение анализа теоретических источников:
Диагностика проводилась при тех же условиях, с участием тех же групп испытуемых и использованием такого же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе.
Результаты по методике «Корректурная проба» представлена в таблице 9 и на рисунке 11.
После проведения уроков с младшими школьниками, показатели обеих групп привело к отсутствию детей с очень низким уровнем и существенному уменьшению числа младших школьников с низким уровнем - таких детей не обнаружено в образовательной группе.
По данной методике можно сделать вывод, что многие младшие школьники обеих групп смогли повысить свой уровень развития устойчивости внимания (Рисунок 16). Во многом это связано, что дети, имеющие высокий и средний уровень смогли быть более подготовлены к повторному заданию и выполнили его лучше. Но также нами были выделены случаи и ошибочного выполнения задания. Например, дети, имеющие средний уровень развития устойчивости внимания на констатирующем этапе вначале предъявления методики не смогли повысить промежутки времени между таблицами. Они не поменяли свою тактику работы, а придерживались уже известной. Сначала пытались найти все слова и только потом показывали их. Соответственно, они тратили большее количество времени, и уровень устойчивости и объема своего внимания не улучшили.
Таким образом, по результатам экспериментальной работы по развития внимания у обучающихся 2 класса мы можем сделать следующие выводы:
- общий уровень развития всех компонентов внимания у обеих испытуемых нами группах обучающихся 2 класса качественно повысился. На контрольном этапе экспериментальной работы мы можем констатировать, что среди обучающихся ЭГ по всем показателям развития внимания заметно снизилось число детей с низким уровнем, а по показателям «переключаемости и распределение внимания» и «концентрация и объем внимания» дети с таким уровнем нами выявлено не было. Напротив, несмотря на положительную динамику в КГ все же присутствует заметная доля младших школьников с низким (в том числе с очень низким) уровнем развития всех компонентов внимания. Такой вывод о расхождении результатов экспериментальной работы мы можем сделать исходя из того, что с младшими школьникам с ЭГ помимо уроков проводилась также и программа внеурочных занятий по развитию внимания посредством различных форм и методов работы. Поэтому мы можем свидетельствовать, что если проводить работу по развитию внимания в урочное и внеурочное время возможно добиться более лучших результатов, если делать это только во время уроков.
Материал для подготовки выпускной квалификационной работы:
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области:
- раскрытия феномена «внимание» и выявления его компонентного состава (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Р.С, Немов и др.), позволившие выявить основные черты и характеристики внимания, определить его свойства, необходимые для проведения диагностического исследования.
- особенностях развития внимания в младшем школьном возрасте (В.Ф. Афанасьева, П.П. Блонский, И.Н. Захарова, К.П. Мальцева и др.), позволившие выявить основные психолого-педагогические особенности обучающихся младшего школьного возраста, определить особенности развития всех свойств внимания и направления будущей коррекции.
- методах и приемах коррекции развития внимания в младшем школьном возрасте (С.И. Волкова, С.С. Левитина, З.С. Мусина, И.В. Страхов), позволивших выделить методы и приемы развития внимания младших школьников, используемых нами в процессе экспериментальной методики.
Структура выпускной квалификационной работы:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, списка литературы и приложения.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы, раскрываются сущность понятия «внимание» как психического явления. Представлена классификация видов внимания и особенности их развития в младшем школьном возрасте. Выделены методы развития внимания на уроках у детей младшего школьного возраста.
Во второй главе представлены результаты диагностики уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста. Разработаны и апробированы уроки и программа развития внимания у детей младшего школьного возраста и выявлена эффективность.
В заключении представлены выводы по результатам работы.
Список используемой литературы содержит 31 наименование.
Приложение представлено на 7 страницах.
Заключение
Я проходила свою практику на базе …………………… Сроки прохождения практики: ………………
На протяжении всей практики я старалась проявлять себя исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1 Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 2000. №2. С.47-53.
2 Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось-89», 1997. 224 с. (Практическая психология)
3 Афанасьев В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Вологоград, - 2008 - 236 с.
4 Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Московский психолого-социальный институт, 2006. – 632 с.
5 Волкова С.И., Столяроаа Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 2002. – № 7. – С. 53-60.
6 Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 184-219.
7 Гиппенрейтер Ю.Б., Романович В. Я. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – 2001. – № 4. – С. 67-72.
8 Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
9 Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2003. – С. 243-259.