Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования социального самочувствия горожан города Тула представляет значительный научный и практический интерес в контексте стремительного развития городских агломераций и увеличения урбанизации населения России, что повлекло за собой резкие изменения в социальной структуре и повседневной жизни его жителей. В связи с этим, появляется необходимость глубокого анализа социального самочувствия горожан, позволяющего выявить ключевые проблемы и направления дальнейшего развития города в социальной сфере, для повышения уровня качества жизни населения.
Глава 1: Теоретико-методологические основы исследования социального самочувствия населения города
1.1 Социальное самочувствие населения как предмет социологического анализа
Под социальным самочувствием понимается совокупность субъективных оценок жителей города относительно их удовлетворенности жизнью, социального благополучия, чувства безопасности и вовлеченности в социальную жизнь городского сообщества.
Социальное самочувствие населения является одной из ключевых тем социологического анализа, поскольку оно охватывает широкий спектр переживаний и ощущений, связанных с жизнью индивида в социуме.
1.2 Факторы социального самочувствия горожан
Социальное самочувствие горожан определяется множеством факторов, взаимодействие которых формирует общее ощущение благополучия или неудовлетворенности жизнью в городе.
Экономические условия играют критическую роль в определении качества жизни горожан. Важность стабильного дохода, низкого уровня безработицы и качественной работы не может быть недооценена, поскольку они напрямую влияют на возможность удовлетворения базовых и высших потребностей человека (Дж. Сакс, Э. Динер, "Экономика и счастье", 2006). Экономическое благополучие также связано с ощущением финансовой безопасности и способностью планировать будущее.
Социальная инфраструктура и услуги являются еще одним ключевым элементом, определяющим социальное самочувствие. Качество и доступность образования, медицинских и социальных услуг напрямую влияют на ощущение безопасности и поддержки со стороны общества и государства. П. Бурдье в своем труде "Общественное пространство и механизмы власти" (1993) отмечает, что социальное пространство и доступные в нем ресурсы формируют структуру возможностей для индивида, влияя на его социальное положение и самочувствие.
Глава 2 Оценка состояния социального самочувствия населения современного города
2.1 Региональные факторы изменения уровня социального самочувствия г. Тулы
Социальное самочувствие населения является важным показателем качества жизни и благополучия жителей города. На него влияет множество факторов, в том числе и региональные. Региональные факторы могут создавать как благоприятные, так и неблагоприятные условия для повышения или снижения уровня социального самочувствия населения.
2.2. Направления оптимизации социального самочувствия горожан
Оценка состояния социального самочувствия населения современного города Тулы требует комплексного подхода, включающего в себя анализ различных аспектов жизни горожан. Это включает в себя экономические, социальные, экологические и другие факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на качество жизни и общее восприятие собственного благополучия жителями города.
В разработке опроса на тему социального самочувствия горожан г. Тула важно включить вопросы, позволяющие понять возрастной состав населения ,сбор информации о семейном положении ,изучения уровня образования дающее понимание о профессиональной компетентности и половую принадлежность.
Начнем с вопроса о возрастной категории.
Исходя из этих данных, можно заключить, что большая часть опрошенных жителей города Тулы относится к возрастным группам от 19 до 39 лет, что составляет почти 60% от общего числа респондентов. Это указывает на то, что молодое поколение активно участвует в социальных опросах и, возможно, играет значительную роль в общественной жизни города.
Следующим шагом будет выявление пола опрашиваемых.
Сбалансированный половой состав участников: Несмотря на то, что мужчины немного преобладают, разница между количеством мужчин и женщин не слишком велика (всего 60 респондентов). Это демонстрирует, что исследование охватило достаточно разнообразную и сбалансированную по полу аудиторию, что может быть полезным для анализа вопросов, не требующих строгого паритета по половому признаку.
Исходя из предоставленных данных в таблице мы можем сделать следующие выводы:
Потребности в социальных услугах: Разнообразие семейных статусов выделяет потребность в широком спектре социальных услуг и программ поддержки для удовлетворения различных потребностей горожан.
Далее с помощью опроса мы выявим уровень образования респондентов.
Заключение
Социальное самочувствие является эмоциональной оценкой представителями социальной группы собственного общественного положения, а также, то насколько удовлетворяются социальноэкономические и духовные потребности и интересы социальных субъектов.
Социальное самочувствие – отражение общественных настроений. Оно представляет собой, по существу, устойчивое отражение в сознании людей основных параметров объективных и субъективных условий качества жизни населения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Горшков М. К. Социология в России: становление и развитие // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Том. 5. № 2. С. 7-29.
2. Рыночная экономика и Россия : пер. с англ. / Дж. Сакс. - Москва : Экономика, 1995. - 331 с. - Библиогр.: с. 330-331..
3. Бурдье Пьер, Социология социального пространства / Пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперим.социологии : Алетейя, 2005. - 288 с
4. Гидденс Энтони Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. — М.: Едиториал , 2005. — 632 с.
5. ПУТНАМ, Р.Д. Чтобы демократия сработала : Гражд. традиции в соврем. Италии : [Пер. с англ.] / Роберт Патнэм. - Москва : Изд. фирма "Ad Marginem", Б. г. (1996). - 287 с. : ил.; 21 см. - (Библиотека Московской школы политических исследований).;
6. ФЛОРИДА, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ, — М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007.— 421 с