Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нашем современном мире, где стресс, депрессия и другие психологические проблемы становятся всё более распространёнными, методы психологической помощи становятся всё более востребованными. Один из таких методов - арт-терапия, которая основана на использовании художественных средств выражения для достижения психологического благополучия.
Арт-терапия может быть особенно эффективной в работе с определёнными контингентами, такими как дети, подростки, люди с психическими расстройствами, а также в работе с жертвами насилия или травм. Все эти группы людей могут пользоваться пользой от использования арт-терапии, поскольку она позволяет им выразить свои эмоции, мысли и переживания, которые могут быть трудно выразить словами.
Теоретический блок
Арт-терапия – это метод психотерапии, основанный на использовании творчества и художественного процесса для достижения психологической целостности и самовыражения. Основными принципами арт-терапии являются непродуктивное творчество, взаимодействие с материалами и символизм в работе.
«Арт-терапия (АТ), изначально создававшаяся как метод лечения посредством художественного творчества, сейчас успешно применяется в психологической работе, направленной на развитие личности. АТ-методики признаются хорошим инструментом исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, вербальное выражение которых затруднено (Юнг, 1998)» [3].
Цель арт-терапии заключается в помощи клиентам осознать и выразить свои эмоции, мысли и переживания через художественные формы. Этот метод позволяет человеку выразить то, что ему сложно передать словами, открыть для себя новые стороны своей личности и преодолеть психологические проблемы.
Основные задачи арт-терапии:
1. Снятие стресса и напряжения.
2. Развитие самовыражения и самовыявления.
3. Разработка способов решения проблем.
4. Улучшение самооценки и уверенности.
5. Поддержка личностного развития и саморазвития.
6. Снятие психологических блоков и травм [4].
Теоретическое обоснование метода арт-терапии заключается в том, что через художественное творчество человек может обращаться к своему бессознательному, выражать свои эмоции и переживания, находить новые способы решения проблем. Исследования показывают, что арт-терапия эффективна в работе с различными психологическими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Практический блок
Арт-терапия — это метод психотерапии, в котором используются искусственные материалы для самовыражения и самопознания. Она может помочь подросткам выразить свои переживания, эмоции и мысли через творческий процесс и раскрыть свою внутреннюю мир.
Включение игровых элементов и творчества в арт-технологический процесс позволяет педагогу-психологу подходить к проблемам подростков косвенным путем, избегая болезненных обсуждений. Гибкость и творческая свобода позволяют каждый раз применять различные приемы в зависимости от конкретной ситуации. Такой подход помогает эффективно корректировать отклоняющееся поведение, улучшать психологическое здоровье, мотивацию к учебе, работоспособность и устойчивость внимания у подростков [2].
Заключение
В современном мире метод арт-терапии становится все более актуальным в работе с различными контингентами, включая детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Этот метод позволяет людям выразить свои эмоции, мысли и чувства через творчество, что может значительно улучшить их психологическое состояние.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агарагимова Вера Казимагомедовна, Гасанова Бурлият Магомедовна Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sotsializatsii-podrostkov-sredstvami-art-terapii
2. Барчан Алина Сергеевна, Стукаленко Нина Михайловна АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // НИР/S&R. 2022. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-metod-korrektsii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov
3. Борздыко Ю. Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-art-terapii-v-treninge-lichnostnogo-rosta-dlya-podrostkov
4. Калениченко А.Б., Родермель Т.А. АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. №57-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artterapevticheskie-metody-v-rabote-s-podrostkami-imeyuschih-deviantnoe-povedenie
5. Леонтьева Т. В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии // Вестник КазГУКИ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-podrostkov-sredstvami-art-terapii