Фрагмент для ознакомления
2
Анализ занятия, проведенного однокурсником
Урок по психологии личности
Количество учащихся: 28 человек.
Количество присутствующих: 27 человек
Время проведения: 09.00 – 09.45
Тема урока: Самодиагностика, обучение навыкам самоконтроля.
Анализ урока.
Цели урока:
Образовательная:
Изучить основные методы самодиагностики, методы выявления стресса, напряжения. Обучение методам контроля своего состояния.
Развивающие:
Развивать у учащихся творческие и диагностические способности, познавательный интерес, умение выделять существенное в изученном материале; рационально использовать время при решении определенных задач.
Воспитательные:
Содействовать в ходе урока формированию умения работать в команде; умения высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других. Воспитывать чувство ответственности и дисциплинированность.
Поставленных целей удалось достичь, все задачи были решены в полном объеме.
Вид занятия: традиционное занятие с применением развивающих образовательных технологий, игровых технологий.
Форма занятия: групповая.
Этапы занятия, их связь.
План урока в минутах:
Организационный момент – 2 минуты.
Проверка, присутствующих на уроке, приветствие, объявление темы урока. Проверка домашнего задания – 8-10 минут.
Учитель проверил знания пройденного материала, при помощи раздаточного материала в виде теста, а также с применением игровых технологий, таких как «Экспертная оценка», игра «верю - не верю».
Объяснение нового материала – 10-15 минут.
Закрепление пройденного материала – 10-13 минут.
Ученики выполняют практическое задание (прохождение теста, заполнение дневника самоконтроля).
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Сокурсник предлагает ученикам задать вопросы, по предоставленному материалу. Дает домашнее задание.
Соответствие целям занятия. Занятие полностью соответствует поставленным целям. Содержание урока соответствует ФГОС, заданной теме, а так же материалам программы. Сокурсник использовал современные методики (интерактивную доску, ПК, презентацию Power Point).
Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В ходе урока сокурсник учитывал индивидуальные и возрастные особенности учащихся, проявлял дифференцированный подход к каждому учащемуся. Материал урока усвоен в основном всеми детьми с опорой на прошлые знания. Подростки учились применять свои умения и навыки в различных учебных и жизненных ситуациях.
Способность учитывать эмоциональное состояние детей. В ходе занятия сокурсник учитывал эмоциональное состояние детей. В начале занятия применялись приемы, позволяющие включиться в работу, настроиться на занятие. При появлении первых признаков утомления, снижения концентрации внимания, применялась приемы активизации внимания.
Реакции на проявления детей, на нарушение дисциплины, на высказывания, на юмор. Сокурсник адекватно реагировал на различные ситуации, быстро находил, что ответить, не терялся. Нарушение дисциплины было только один раз, учащиеся были заинтересованы.
Методы и приемы, применяемые при организации различных видов деятельности. На уроке были выстроены развивающие учебные ситуации, способствующие развитию личности и способностей ребенка. Применялись творческие задания, поощрялась инициатива. Применялись приемы, направленные на активацию и поддержание активного внимания. Была создана проблемная ситуация, для решения которой применялись различные развивающие ситуации. Решались ситуативные задачи. Для создания развивающих ситуаций применялась такие приемы, как синквейн, метод кластеров, составление кроссвордов, мозговой штурм, и другие приемы. Также использовались нестандартные методы проверки домашнего задания. На уроке были соблюдены техника безопасности и санитарно – гигиенические нормы работы учащихся. Все средства необходимые для проведения урока были подготовлены на перемене. Материал, предоставленный на уроке, соответствовал заданной теме.
Весь ход урока дисциплинировал ребят. Предложенные виды работ носили воспитательный характер: взаимопроверка, работа в парах, коллективная работа, игра. Развивающая составляющая задач урока решалась на текстовом материале статьи из молодежного журнала, в котором описывались основные признаки стресса и давались рекомендации по его устранению. Велась дискуссия относительно правильности и корректности написанного, велось обсуждение статьи.
Для создания стабильной учебно-познавательной атмосферы урока были использованы сочетания различных видов учебной работы, игровые формы деятельности и ИКТ с учётом возрастных особенностей подростков.
Вывод: урок производит положительное впечатление. Тема урока соответствует рабочей программе, возрасту участников, уровню их умственного развития. Предметные знания, цели и задачи четко обозначены. Целеполагание зафиксировано, цели занятия достигнуты. Этапы урока структурированы, обозначены. Урок оценен на «отлично»
Диагностическое исследование эмоционально-волевой сферы в учебной группе на примере изучения особенностей самоопределения, ценностных ориентаций и социальной картины мира подростков
Базой проведения эмпирического исследования был техникум. В исследовании принимало участие 30 человек: в возрасте 16 лет, студенты 1 курса. Выборка по половому признаку представлена одинаковым количеством человек – 15 мальчиков, 15 девочек.
Целью было изучение связи между ценностными ориентациями и социальной картиной мира подростков и психологическими факторами, определяющими особенности формирования этих установок.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в основе социальной картины мира и ценностных ориентаций подростка лежат различные психологические факторы, оказывает влияние уровень эмоционального интеллекта человека, который принимает решение, а также уровень тревожности, и ряд других факторов.
Исследование проходило поэтапно. Было выделено 4 основных этапа [2-4]:
1 этап – исследовали проблему на теоретическом уровне, проанализировав литературные данные, научные публикации, результаты подобных исследований. Затем нами был составлен план проведения исследования, подобрана выборка;
2 этап – проведение исследования с использованием следующих методов: опросник "Эмоциональный интеллект", автор Д. Гоулман, тест на EQ Холла, тест на тревожность Спилберга – Ханина, сочинения «Я в профессии через 10 лет».
3 этап - анализ уровня эмоциональной устойчивости, тревожности и эффективности принятия решений подростками. Результаты были сопоставлены, занесены в сводные таблицы.
4 этап – формулирование практических рекомендаций по развитию ценностных ориентаций и формированию социальной картины мира.
Рассмотрим полученные результаты по представленным выше методикам. По данным исследования, проводимого по методике Д. Гоулмана, результаты были суммированы, занесены в таблицу и распределены по четырем шкалам развития эмоционального интеллекта: общего эмоционального интеллекта (EQ), внутреннего эмоционального интеллекта, социального эмоционального интеллекта и экзистенциального эмоционального интеллекта (табл. 1).
Показать больше