Фрагмент для ознакомления
2
4. Конспект посещенного занятия
Дата проведения занятия: Преподаватель: Уровень владения языком группы: В.1 Этап обучения: 1 курс Направление и профиль обучения: Тема занятия: Повторение темы антонимы Цели занятия: Повторить и обобщить изученный материал на тему «Антонимы»; развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы, Задачи занятия: Укрепить знания на тему «Антонимы»
Выводы: Оснащение урока: ТСО, дидактические материалы (аудитивные, визуальные материалы), в том числе компоненты учебно-методического комплекса. Данный урок продолжает учебную тему. Урок ориентирован на формирование навыков и умений иноязычной речевой деятельности: говорения (монологической, диалогической речи), Урок ориентирован на формирование коммуникативной компетентности учащихся. Цели урока (общеобразовательные, развивающие, воспитательные, коммуникативные). 3. Мобилизующий момент удачно «переключает» учащихся на предмет «иностранный язык» (да); мотивирует к учебной деятельности (служит самоопределению) (да). Учитель в ходе речевой разминки использует материалы по учебной теме урока и ориентирует речевую разминку на достижение целей урока (нет). 4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Домашнее задание было проверено на уроке (нет). Учитель ведет учет трудностей при выполнении домашнего задания, обобщает типичные ошибки, указывает их причину, эффективный способ их преодоления (нет).
2
5. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: учитель вводит новый учебный материал в коммуникативной форме (да). Для ведения учебного материала использовались доска, ТСО. Введение нового материала осуществлялось с помощью, истолкования, комментария, Способ объяснения соответствовал ступени обучения, трудности вводимого материала, целей его усвоения (активное, пассивное). Учитель обеспечивал усвоение нового языкового материала в различных видах речевой деятельности, соблюдая рациональное соотношение разных типов упражнений (языковых, условно-речевых и речевых), устных и письменных (да ). Аудиоматериал использовался на уроке В обучении аудированию учитель достиг поставленной цели. Работа с аудиотекстом осуществлялась в соответствии с методически обоснованными этапами (да). Учитель грамотно организовал подготовку и восприятие текста: снял языковые трудности (да), учил языковой догадке (да), поставил целевое задание, стимулирующее интерес к восприятию (да). Удачно использовалась наглядность и языковые опоры (да). Учащиеся (в основном) поняли текст (да). В обучении говорению был умело подобран речевой материал (да): речевые ситуации, диалог-образец, текст (устный, письменный). Учитель умело организовал помощь учащимся в построении диалогических / монологических высказываний, используя различные виды опор (план, логикосинтаксическую схему, ключевые слова, зачин и концовку и др.) (да). В обучении чтению рационально решались две задачи: формирование навыков техники чтения и умений понимать читаемое (нет). Использовались разнообразные приемы задания и упражнения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах (да ). Методически правильно решены задачи каждого этапа работы над текстом (да). Контроль понимания был осуществлен с помощью рациональных методических приемов (да). Удачно использован текст как база для развития устной речи, что целесообразно на данной ступени обучения (да). В обучении письму используются разнообразные приемы и задания (нет). 6. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КЛАССНОЙ РАБОТЫ: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, их соотношение методически целесообразно (да). Все учащиеся заняты разнообразными формами заданий (да). В течение урока учитель использует разнообразные средства учета, контроля и оценки овладения учащимися иноязычным материалом, навыками и умениями иноязычной речи (вопросно-ответная работа, выполнение упражнений и заданий, тестирование и т.д.) (нет). 7. ЗАДАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ: дано заблаговременно (да), мотивировано (да), учитель контролирует понимание задания (нет), дает рекомендации к его выполнению (нет). В задание включены разные виды речевой деятельности (да). 8. Общую атмосферу занятия можно назвать доброжелательной Речь учителя стилистически корректна: да В речи учителя отсутствуют языковые ошибки: да Учитель говорит преимущественно на иностранном языке: да Распределение времени урока представляется целесообразным, соответствующим плану урюка: да Структура урока соответствует требованиям ФГОС: да На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии: нет
3
На уроке были продемонстрированы принципы системно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку: да На уроке были продемонстрированы принципы личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку: да ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Анализ условий обучения показал, что созданы все условия для учебной и деятельности, направленной на изучение иностранного языка. 5. Конспект проведенного занятия Уровень владения языком группы: В1 Этап обучения: 1 курс Направление и профиль обучения: Тема занятия: обучение речевой деятельности Оборудования, материалы для подготовки конспекта занятия Шибко Н. Л. Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие для иностранных студентов филол. спец. Вузов. Тема 1. Обучение аудированию Упражнения по обучению аудированию: подготовительные и речевые. Цель подготовительных упражнений развитие фонетического и интонационного слуха, формирование механизмов аудирования. Цель речевых упражнений развитие умений аудирования на основе преодоления аудитивных трудностей. А. Тема занятия: Пальма (аудирование) Цель занятия: … Ход занятия Упражнение 1. Прочитайте слова и словосочетания. Объясните их значения Оранжерея, пальма, травка, рамы, решётки; выйти на свободу Удар раздался; стёкла зазвенели, рассыпались; пальма высилась
Упражнение 2. Прослушайте слова и словосочетания. Объясните их значения. Скажите, от каких слов они образованы. Приведите примеры однокоренных слов. А. Ботанический, северный, огромный, прочный, железный, стеклянный. Б. Тесно, упрямо, больно, гордо; выше, шире, красивее
Упражнение 3. Прочитайте глаголы, которые Вы услышите в тексте. К глаголам несовершенного вида (НСВ) подберите глаголы совершенного вида (СВ). Скажите, с какими вопросами дополнения употребляются данные глаголы. Приведите примеры. Расти, выдерживать рассыпáться, возражать, выходить, ломать, умирать, освобождаться
Упражнение 4. Прочитайте утверждения. 1. В оранжерее южным растениям было тесно. 2. Пальма хотела выйти на свободу. 3. Деревья поддержали пальму. 4. Через месяц пальма выросла до железной решётки. 5. Железные решётки были прочные, и пальма не смогла их сломать. 6. Пальма вырвалась на свободу.
Слушайте текст. Согласитесь с данными выше утверждениями или опровергните их. Пальма В одном северном городе был ботанический сад, а в этом саду − огромная оранжерея. Сквозь толстые стекла видны были южные растения. Им было тесно. Среди этих растений одна пальма была выше и красивее всех. Однажды пальма обратилась к деревьям, которые были в этой оранжерее.
4
− Послушайте меня, растите выше и шире, наша оранжерея не выдержит, рассыплется, и мы выйдем на свободу. Деревья возражали: «Рамы прочны, и мы никогда не сломаем их». −Ну, как хотите! − отвечала пальма − Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти стекла. И я увижу! Прошёл месяц. Пальма все подымалась. Наконец она уперлась в рамы. Расти дальше было некуда. Дерево было упрямо, давило на железные решетки. Маленькая травка спросила пальму: − Неужели вам не больно? Пальма ответила: «Больно! Но что значит больно, если я хочу выйти на свободу. Я умру или освобожусь». И в эту минуту раздался звонкий удар. Лопнула толстая железная полоса. Посыпались и зазвенели стёкла. Над стеклянной крышей гордо высилась зеленая пальма (По В.М. Гаршину). Упражнение 5. Прослушайте текст. Дополните данные утверждения. 1. В одном северном городе был _______________ _____, а в этом саду − огромная __________________ . 2. Сквозь толстые стёкла видны были южные ___________________. Им было _______________ . Среди этих растений одна пальма была ____________ и ______________ всех. 3. Однажды пальма обратилась к деревьям: «Послушайте меня, растите _________________ и __________________, наша оранжерея не выдержит и мы _____________________________ . 4. Я хочу видеть ________________ и _______________ не сквозь эти стёкла. И я ___________________! 5. Маленькая травка спросила пальму: «Неужели вам __ _________ ? Пальма ответила: «Больно! Но что значит больно, если я хочу ________________________. Я умру или ____________________ ». 6. Над стеклянной крышей ________________ высилась зелёная пальма.
Упражнение 6. Что Вы можете сказать о пальме и других деревьях в оранжерее? Дайте краткую характеристику персонажей сказки. Как вы думаете, какие события могли следовать за событиями текста? Упражнение 7. Как вы понимаете выражение «Сказка ложь, да в ней намёк…». Обсудите, какую идею хотел донести до слушателей автор. Сформулируйте идею письменно.
На занятии по русскому языку иностранным учащимся было предложено подготовить рассказ по теме «Летние каникулы».. 1. Обсуждение интересных событий летних каникул (работа в группах). 2. Повторение названий предметов и видов деятельности, связанных с летним отдыхом (работа с картинками). 3. Упражнения на автоматизацию речевых единиц по теме «Летний отдых» (работа в парах с картинками). 4. Инсценирование лучших рассказов. 5. Составление плана будущего рассказа. 6. Рассказ о летних каникулах по плану. 7. Слушание рассказа преподавателя о том, как он провёл летний отпуск. 8. Выполнение упражнений с целью актуализации и закрепления лексикограмматических навыков. – развитие умений диалогического общения.
5
1. Дайте полный ответ на вопрос по образцу. Образец: Куда вы идёте? (библиотека) – Я иду в библиотеку.
2. Согласитесь или не согласитесь с высказыванием. Образец: Саша идёт в библиотеку? – Да, Саша идёт в библиотеку. (Нет, Саша не идёт в библиотеку, он идёт в кино.) 3. Составьте диалоги по образцу. Образец: – Я иду в библиотеку. А ты? – Я тоже иду в библиотеку. 4. Дайте краткие ответы на вопросы по образцу: Образец: Куда вы идёте? – В библиотеку.
5. Скажите, куда идут участники диалога. Образец: – Вы идёте в библиотеку? – Да, мне нужно сдать книги. – Очень хорошо. Мне тоже. Упражнение . Подберите: а) синонимы к выделенным словам. Великий учёный, очень хорошо учиться, создать первый университет, думать о создании университета, основатель университета; б) антонимы к выделенным словам. Бедная семья, начать изучать грамматику, часто голодать, учиться очень хорошо, нельзя получить образование. Упражнение . Прочитайте глаголы, подберите к ним однокоренные существительные. Основать, работать, голодать, открыть, создать, учиться. Упражнение . Прочитайте слова. Определите, от каких существительных образованы данные прилагательные. Северный, научный, государственный, московский.
Упражнение . Подберите однокоренные прилагательные к данным наречиям. Трудно, отлично, хорошо, прекрасно, важно.
6. Текст анализа учебного пособия по русскому языку как иностранному. / Аннотация научной статьи по методике обучения русскому языку как иностранному 1. Автор:Эсмантова, Т.Л. «Русский язык: 5 элементов : уровень А1 (элементарный). – СПб, 2008 2. Анализ содержания учебного пособия: а) Пособие содержит в себе достаточное количество упражнений по грамматике, чтению, аудированию, письму и чтению, которые помогают укрепить знания студента. б) В пособии достаточно материала и различных упражнений, которые способствуют развитии языковой, речевой и коммуникативной компетенции иностранных студентов. в) Упражнения расположены от легкого к трудному. г) содержание упражнений соответствует целям воспитания обучающихся. д) Нет е) Да, содержание учебного материала излагается доступным для студентов языком. ж) Иллюстрации, нарисованные талантливым художником карикатуристом Антоном Багровым,являются дополнительным коммуникативным ресурсом. Рисунки можно использовать как для пояснения описанных в текстах и заданиях ситуаций, так и для предтекстовой работы или перехода к дискуссии на тему текста. з) Да, в учебном пособи реализовано принципы уровневого изучения языка. и) В начале книги есть вводно-фонетический курс, а дальше книга разделена на 4 части, в каждой из них по 5 урока.
6
к) Каждую часть учебника заканчивает контрольная работа, а каждую книгу заканчивают поурочный словарь, что помогает укрепить знания студентов
3. Ваше мнение об учебном пособии. В современной методике разработано достаточное количество требований к учебникам иностранного языка, и их список может быть продолжен. Учебное пособие Шибко Н. Л. Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие для иностранных студентов филол. спец. Вузов. Учебник предназначен для взрослых учащихся, овладевающих русским языком с преподавателем и самостоятельно на начальном этапе обучения, и широко применяется в обучении русскому языку иностранных студентов. Речевые действия представлены в начале каждого урока в таблице, содержащей коммуникативный и языковой (грамматический и лексико-фразеологический) минимумы урока. Презентация в начале урока учебника как ранее усвоенных коммуникативных задач, так и новых обращает внимание учащихся на связь изученного с новым материалом, способствует структурированию знаний.
7. Самоанализ результатов своей деятельности в период прохождения производственной практики Я, ФИО, проходила практику в период с по на базе ………….Прохождение практики для меня стало новым этапом на пути к овладению профессией педагога. Практическая деятельность показала значимость теоретической базы, так как для подготовки занятий приходилось обращаться к литературным источникам, за неимением широкой методической базы разработок. В процессе прохождения практики определила важность для себя соответствия уровню профессиональной компетенции педагога. Также были определены основные функции и должностные обязанности, которые необходимо точно знать. 8. Характеристика деятельности обучающегося в период прохождения производственной практики
ХАРАКТЕРИСТИКА деятельности обучающегося ______________ (фамилия, имя) в период прохождения Производственной практики
В процессе работы учитель стремился создать благоприятную атмосферу на уроке, что способствовало осуществлению дидактической цели урока, однако большую часть времени учитель уделил собственному объяснению. Тем не менее речь учителя соответствует уровню обучаемых, четкая и структурированная. При опросе учеников преобладал педагогический такт, что соответствует этике взаимоотношений на уроке. Среди отрицательных моментов можно выделить отсутствие этапа целеполагания и организационного момента, как следствие можно порекомендовать дополнить последующие уроки данными элементами, а также усилить развивающий и воспитательные аспекты уроков. Анализ условий обучения показал, что созданы все условия для учебной и деятельности, направленной на изучение обучение. Обучающиеся находятся на различных уровнях сформированных компетенций. На уроках последовательно реализуются поставленные цели и задачи.
Показать больше