Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
2. Организация и результаты исследования тактико-технических
показателей выполнения подачи сверху волейболистками 5
2.1. Характеристика выборки исследования 5
2.2. Диагностика техники нападающего удара и силовых способностей у
юных волейболисток 7
1.3. Методика обучения тактики и технологии передачи в волейболе 11
2.4. Контрольная диагностика тактико-технических характеристик подачи
сверху у волейболисток 17
Заключение 22
Список литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что в современном спорте
существует огромное количество различных игровых видов. При этом
некоторые из них очень популярны, такие как футбол или баскетбол, а
некоторые известны лишь узкому кругу болельщиков. В этом случае
волейбол представляет собой игровой вид спорта, который относится к
первой категории.
Все дело в том, что эта игра популярна во всем мире, ее знают на всех
континентах. Это обусловлено некоторыми факторами. В первую очередь,
это простота правил, кроме этого, в волейбол игроку не нужно вкладывать
значительные средства.
2
Еще одним положительным фактором является пониженный риск
получения травмы по сравнению с теми же футболом или хоккеем.
2. Организация и результаты исследования тактико-технических
показателей выполнения подачи сверху волейболистками
2.1. Характеристика выборки исследования
Для проведения исследования была собрана группа юных волейболисток –
воспитанниц ПСК «Сахалин» в возрасте 10–13 лет.
Всего в исследовании приняло участие 20 воспитанниц ПСК «Сахалин».
Они были собраны из двух возрастных групп: 18–19 и 20–21 лет.
В серии таблиц (Таблица 2.1–2.2) представлена характеристика выборки по
критериям возраста и опыта игры в волейбол.
В Таблице 2.1 представлен возрастной состав выборки
экспериментального исследования.
2.2. Диагностика техники нападающего удара и силовых способностей у
юных волейболисток
В данном разделе приведем результаты диагностики тактико-технических
характеристик у волейболисток в ходе первичной диагностики.
В Таблице 2.3 представлены результаты первичной диагностики тактикотехнических характеристик у волейболисток, которые были
диагностированы до апробации программы совершенствования.
Из Таблицы 2.3 видно, что все показатели развития тактико-технических
характеристик у волейболисток, которые были выявлены в ходе первичной
диагностики, развиты на очень низком уровне.
Максимальный балл, который удалось набрать спортсменкам по всем
показателям физической формы (точность и подвижная сил мышц),
составил 3. Он был зафиксирован в трех случаях. Минимальный балл (0
баллов) зафиксирован в 17 случаях.
3
Как видно из Таблицы 2.3, хуже всего у волейболисток развита
тактическая грамотность (0,8 балла), а также тактическая подготовка (0,9
балла).
Как видно из результатов, среднегрупповое значение по данным шкалам не
достигло даже 1.
2.3. Методика обучения тактики и технологии передачи в волейболе
Передача в волейболе – это бросок, применяемый для определения
нужного направления мячу с целью нападающего броска через сетку.
Передавать мяч можно одной рукой либо двумя, в зависимости от
ситуации и обстановки на момент волейбольного матча.
Этот прием играет основоположную роль в системе правил данного вида
спорта. Всегда необходимо следить за тем, чтобы мяч был задействован в
игре и не соприкасался с землей. Его передача должна быть четкой,
отработанной до автоматизма.
Способы передачи мяча в волейболе
На первых этапах важно понимать теорию этого приема. Существует 2
способа передачи:
верхняя передача мяча в волейболе;
нижняя передача мяча в волейболе.
Успех ждет того игрока, который одинаково умело освоит оба способа и
будет применять один из них в нужный момент, исходя из общей
обстановки игры.
Подавать мяч с конца поля можно как снизу, так и сверху, все зависит от
того, насколько далеко и сильно вы хотите послать передачу. Что касается
передачи мяча между игроками, то здесь необходимо оценить скорость
летящего объекта. Если мяч летит быстро низко, принимайте его снизу, а
если медленно высоко – сверху.
Как начинающие, так и опытные профессионалы должны подстраиваться
под обстановку и подавать мяч нужным способом, одной рукой или двумя.
4
Передача мяча двумя руками в волейболе помогает направить его более
четко, точно и правильно, поэтому зачастую используется именно этот
метод.
Техника передачи мяча в волейболе
Об искусности игрока свидетельствует то, в какой степени он владеет
мячом. Именно от техники игроков зависит исход волейбольного матча и
успех подготовленной команды.
Когда игрок принимает мяч сверху, то важно вовремя приблизиться к
нему, отследив его траекторию полета, и принять устойчивую позицию для
приема броска. Слегка согните ноги и удобно расставьте их, при этом
выставив одну немного в сторону или вперед. Зафиксируйте тело
вертикально, а руки согните и выставьте их вперед и вверх.
2.4. Контрольная диагностика тактико-технических характеристик подачи
сверху у волейболисток
В данном разделе приведем результаты контрольной диагностики тактикотехнических характеристик подачи сверху у волейболисток.
В Таблице 2.5 представлены результаты контрольной диагностики
тактико-технических характеристик подачи сверху у волейболисток,
которые были диагностированы после апробации программы
совершенствования.
Из Таблицы 2.5 видно, что все показатели развития тактико-технических
характеристик подачи сверху у волейболисток, которые были выявлены в
ходе контрольной диагностики, развиты на достаточно высоком уровне.
Максимальный балл, который удалось набрать спортсменкам по всем
показателям силовых способностей, составил 5. Он был зафиксирован
примерно в половине случаев.
Минимальный балл, который был получен участницами исследования,
составил 3 и был зафиксирован только в 2-х случаях.
5
Как видно из Таблицы 2.5, лучше всего у волейболисток развита такие
способности как подвижная сила мышц (4,7 балла), точность подачи (4,6
балла) а также тактическая подготовка (4,5 балла).
При этом чуть более низкими (среднегрупповое значение составило 4,2
балла) оказались показатели развития тактической грамотности.
Заключение
Большинство волейболисток, которые приняли участие в исследовании,
занимаются волейболом 4 года (10 человек). 5 участниц исследования
освоили технику волейбольной игры 3 года. 3 девочки являются уже
опытными волейболистками и занимаются 5–6 лет. Лишь 2 спортсменки
имеют опыт игры в волейбол всего 1–2 года.
Все волейболистки, которые участвуют в исследовании, каждый год
проходят медицинскую комиссию для допуска к занятиям по волейболу,
поэтому их можно характеризовать как молодых-спортсменов, не
имеющих выраженных проблем со здоровьем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова А.В., Китова Н.С. Методология формирования силовых
качеств: история и современность. – Красноярск: Дело, 2015. – 390 с.
2. Алексеева С.М., Финогентова А.В. Система тренировочных занятий
волейболистов. Принципы, проблемы организации, виды. – Челябинск:
Оферта, 2016. – 450 с.
3. Арбузова С.Т. Развитие скоростно-силовых качеств у современных
спортсменов // Сборник статей Кубанского федерального университета.
Вып. 3. – Краснодар: Издательство КубФУ, 2016. – С. 102–114
4. Банникова В.А., Смыслов А.П. Развитие научных представлений о
природе и составе силы человека: проблемы и перспективы //
Современные спортивные технологии. – 2018. – № 1. – С. 30–42
6
5. Бородина В.А., Власова А.О. Юношеский волейбол. – Екатеринбург:
Прованс, 2013. – 343 с.
6. Гордиенко М.А., Озерцковская Н.Р., Туровская М.С. Физическая и
психологическая подготовка спортсмена как объект социальнокультурного исследования: проблемы и перспективы изучения
психологической составляющей деятельности спортсмена в современных
российских условиях // Материалы научно-практической конференции
«Евразийский научный форум». Секция «Психологические науки». – СПб.:
Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 80–94
7. Губина А.П., Холодилова А.О. Принципы обучения волейболу. –
Иркутск: Антракт, 2014. – 410 с.
8. Демидов А.В. Особенности организации тренировки волейбольной
команды // Спортивная подготовка. – 2016. – № 3. – С. 30–40
9. Дубкова С.И. Теория и история волейбола. – М.: Белый город, 2015.
– 480 c.
10. Елисеева С.М., Харитонова В.А., Головченко Д.М. Проблема
нарушений силовых качеств спортсмена: причины и пути решения //
Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3.
Физическая культура. – Владивосток: Издательство ДФУ, 2018. – С. 103–
115
11. Еременко А.М., Богданова А.С. Развитие физических качеств и
способностей человека. – Ярославль: Альянс, 2016. – 395 с.
12. Жданов Л.В Волейбол. – М.: Планета, 2016. – 120 c.
13. Игра в волейбол. – Волгоград: Медицинское издательство, 2013. –
284 с.
14. Колобродова Г.В., Сметанин А.А. Подготовка юных волейболистов к
соревнованиям. – Н. Новгород: Смена, 2015. – 98 с.
15. Константинова М.А. Силовые качества спортсменов: классификация
и принципы развития // Физическая культура и спорт. – 2015. – № 3. – С.
88–103
7
16. Корнеева Е.В., Фадеева В.М. Принципы развития силы как
важнейшего физического качества человека. – Владивосток: Олимп
Проект, 2014. – 340 с.
17. Костомарова И.А., Леонтьева И.М., Красовская Т.А. Организация
соревнований по волейболу в Российской Федерации: социальные,
правовые и экономические аспекты // Материалы научно-практической
конференции «Актуальные проблемы организации спортивных состязаний
в Российской Федерации». – Хабаровск: Хабаровский государственный
университет, 2016. – С. 64–72
18. Краснова А.А. Физические качества подростков // Вопросы
валеологии. – 2014. – № 7. – С. 30–40
19. Логинова О.В., Андреева В.О. Основы волейбола. – Нижний
Новгород: Лабиринт, 2015. – 384 с.
20. Мартынова А.С., Климов П.В. Стратегии регулирования силы и
скорости в профессиональной деятельности спортсмена // Вестник
Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
Вып. 3. – Казань: КазГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 99–111
21. Нагибин В.В., Гурьева Е.В., Пятницкий В.А. Тренировочный процесс
волейболистов и его структурные элементы. – Воронеж: Мысль, 2016. –
250 с.
22. Наринская А.Л. Современные методы развития силовых и
тактичечких качеств спортсменов. – М.: Мистецтво, 2016. – 220 c.
23. Носова Д.П. Требования к подготовке волейболистов. –
Новороссийск: Право, 2013 – 317 с.
24. Павлов Э.М. Основные элементы волейбола. – Владивосток:
Справедливость, 2016. – 291 с.
25. Полунина А.В., Кречетова С.И., Архангельская О.В. Современные
проблемы профессиональной деятельности спортсмена: феномены и
психологические состояния // Материалы научно-практической
8
конференции «Актуальные вопросы организации рынка труда в России». –
Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2018. – С. 62–75
26. Романова С.И. Развитие физических качеств волейболистов. –
Владивосток: Фемида, 2013. – 308 с.
27. Севастьянов Б.А. Основы спортивной подготовки волейболистов. –
Иркутск: След, 2015. – 420 с.
28. Симонян А.Я., Передбогова А.А., Кириченко Н.Э. Роль физической
силы в процессе развития личности человека. // Материалы научнопрактической конференции «Актуальные проблемы организации
психологического исследования». – Мурманск: Мурманский
педагогический институт, 2016. – С. 42–56
29. Султанова В.И. Работа по коррекции нарушений скоростно-силовых
качествах на занятиях по волейболу // Современные педагогические
технологии. – 2018. – № 3. – С. 33–45
30. Сыроедникова О.В., Краснова А.А., Зарецкая Л.А. Основные
проблемы развития тактического мышления в жизни человека. Социальнопсихологическое исследование // Материалы международной научнопрактической конференции «Проблемы и тенденции развития
психологической науки в России и за рубежом». – Самара: Самарский
государственный университет, 2018. – С. 152–167
31. Тимофеев В.М. Современные технологии обучения молодежи
техникам волейбола. – Челябинск: Правовед, 2016. – 578 с.
32. Тихонова А.В., Пилецкая С.М. Волейбол: теория и практика. –
Тверь: Зеркало, 2015. – 490 с.
33. Устинова А.В. Командные игры в спорте. – Тюмень: Зарница, 2013. –
220 с.
34. Фомин К.Б. Принципы обучения волейболу спортсменов. – Воронеж:
Процесс, 2014. – 323 с.
35. Цой И.И. Волейбол. – Челябинск: Спорткнига, 2016. – 396 с.
9
36. Щербаков А.А. Особенности волейбольной тренировки. – М.:
Медицина, 2014. – 530 с.
37. Яковлева А.А. Система тренировочных занятий для развития
силовых и тактических способностей спортсменов: проблемы,
перспективы, риски и тенденции развития // Материалы научнопрактической конференции «Актуальные проблемы организации
спортивной деятельности в Российской Федерации». – Хабаровск:
Хабаровский государственный университет, 2014. – С. 16–30
38. Яровская И.И., Куницына Е.К., Ситникова А.В. Развитие волейбола
как спортивной игры: история и современность // Материалы научнопрактической конференции «Актуальные проблемы современных
спортивных организаций: причины и последствия реструктуризации
современного спорта». – Мурманск: Мурманский педагогический
институт, 2018. – С. 50–62