Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение экономической безопасности является одним из обязательных условий стабильного развития государства. Административно– территориальное деление России предполагает, что муниципальные образования являются неотъемлемой частью единого государственного пространства. В связи с этим, вопрос обеспечения экономической безопасности муниципальных образований имеет большое значение, так как, по сути, его решение связано с государственной политикой на отдельно взятой территории. В процессе своей деятельности органы местного самоуправления противодействуют факторам различной природы, оказывающим отрицательное воздействие на благополучие населения. Основой любого государственного органа является бюджетное финансирование, которое в большей степени оказывает влияние на экономическую безопасность региона. В связи с постоянными изменениями в законодательстве, переходом на цифровую экономику, ужесточении законодательства в части коррупции в государственных органах данная тема актуальна как никогда.
Степень разработанности проблемы. Данная тема подвержена постоянным исследованиям и находится под пристальным вниманием государственных контролирующих органов и центрального аппарата, на практике разработаны Инструкции, четко регламентирующие деятельность и исполнение собственных обязательств в регионах представителями органов власти. Вместе с тем методологии диагностики и анализа исполнения бюджетных обязательств муниципальными образованиями с учетом их индивидуальных особенностей не разработаны.
Целью исследования является диагностика формирования и исполнения бюджета с целью обеспечения экономической безопасности муниципального образования.
Цель предопределила решение следующих задач:
- раскрыть сущность и необходимость обеспечения экономической безопасности,
- рассмотреть особенности формирования муниципального бюджета,
- определить критерии и показатели оценки состояния бюджета как фактора экономической безопасности муниципального образования.
Объект исследования – бюджет муниципального образования.
Предмет исследования – экономическая безопасность муниципального образования.
Теоретическая значимость определена раскрытием сущности обеспечения экономической безопасности муниципальных образований.
Практическая значимость заключается в проведенном исследовании бюджетного финансирования муниципального образования и выявление мер по совершенствованию обеспечения экономической безопасности.
Научно– исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В введении определены актуальность, степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект, субъект, предмет исследования, практическая и теоретическая значимость. В первой главе раскрыта сущность и необходимость обеспечения экономической безопасности муниципальных образований, во второй главе определены особенности формирования муниципального бюджета, в третьей – представлены критерии и показатели оценки эффективности исполнения бюджетных обязательств последними. В заключении подведены итоги проведенного исследования.
1 Особенности обеспечения экономической безопасности в муниципальных образованиях
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности в муниципальных образованиях
Обеспечение экономической безопасности является одной их основных функций государства [2, c.4]. Экономическая безопасность являет собой наиболее важную составляющую часть структуры национальной безопасности государства, так как при отсутствии достаточного экономического обеспечения нельзя говорить о национальной безопасности в принципе. Без ее обеспечения не может быть решена практически ни одна из стоящих перед государством задач, как во внутригосударственном, так и в международном аспектах.
Экономическая безопасность – это основа жизнедеятельности общества, его социально–политической и национально–этнической устойчивости, сложное, многоаспектное социально–экономическое явление, которое отражает полный комплекс динамичных условий материального производства [4, c.2].
Муниципальные образования представляют собой неотъемлемую часть единого государственного пространства и в связи с этим рассматриваются как субъекты экономики [12, c.26].
Поэтому вопрос обеспечения экономической безопасности муниципальных образований имеет огромное значение с точки зрения государства, так как, по сути, его решение представляет собой реализацию государственной политики экономической безопасности на отдельно взятой территории.
К ключевым объектам в системе экономической безопасности относятся государство, регионы, муниципальные образования и хозяйствующие субъекты. При этом данные самостоятельные объекты находятся в сложном взаимодействии, которое не позволяет рассматривать экономическую безопасность каждого уровня системы как совокупность состояний объектов более низкого уровня. Кроме того, исследование разных объектов экономической безопасности требует особых методологических подходов. Из представленной схемы на рисунке 1 видно, что экономическая безопасность более высокого иерархического уровня формируется как комбинация экономических безопасностей более низкого иерархического уровня.
Рисунок 1 – Система взаимосвязи уровней и угроз экономической безопасности между федеральным, региональным и муниципальным уровнями [3, c.20]
При этом стоит отметить, что связь между уровнями экономической безопасности неоднозначна. Более низкому иерархическому уровню экономической безопасности – уровню муниципального образования – может соответствовать как низкий, так и высокий уровень экономической безопасности региона (по крайней мере, в кратко– и среднесрочной перспективе).
Необходимо подчеркнуть, что экономическая безопасность может быть реализована как на уровне общегосударственном, на уровне регионов и муниципальных образований, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования [22, c.11]. Поэтому экономическую безопасность муниципального образования следует рассматривать именно как составную часть экономической безопасности государства, так как экономические процессы в значительной степени взаимосвязаны и, как правило, не являются замкнутыми системами, функционирующими исключительно на территории муниципального образования. Поэтому одним из приоритетов при обеспечении безопасности муниципального образования или другой административно– территориальной единицы должно быть сохранение единства экономического пространства.
Достижение экономической безопасности средствами, которые могут его нарушить, недопустимо, так как, в конечном счете, такие процессы подрывают федеративную основу Российской Федерации и несут угрозу национальной безопасности. При этом экономическая безопасность муниципального образования обладает своими специфическими особенностями.
В этой связи возникает необходимость во введении понятия экономической безопасности территории муниципального уровня.
Экономической безопасностью государства можно считать такое состояние защищенности национального хозяйства от внутренних и внешних угроз, которому будут обеспечены поступательное развитие общества, его экономическая и социально– политическая стабильность, невзирая на неблагоприятные внутренние и внешние воздействия.
Под угрозой экономической безопасности в общем смысле необходимо понимать совокупность негативных воздействий во внешней и внутренней среде функционирования субъекта экономической безопасности, возможным результатом действия которых может стать нанесение ущерба данному субъекту [3,c.11].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 44-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Российская газета. – 1998. – N 153 – 154.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". СПС Консультант плюс. 2019.
3. Беловицкий К.Б. Экономическая безопасность : учебное пособие / К.Б. Беловицкий, В.Г. Николаев. - Москва : Научный консультант, 2017. - 286 с.
4. Криворотов В. В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" / Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 351 с.
5. Орлова Е. А. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Экономическая безопасность" / Суглобов А.Е., Хмелев С.А., Орлова Е.А. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 271 с.
6. Попов М.В. Экономическая безопасность : учеб. пособие / под ред. Н.В. Манохиной. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 320 с.
7. Аверченко С.Е. Сущность Проблематики формирования бюджета // Экономика. Политика. Право. – 2017. – № 4. – С. 5 – 9.
8. Будович Ю.И. Формирование российского бюджета с учетом политических и экономических рисков / Ю.И. Будович // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - №1. - С. 13-21.
9. Быкова Н.Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета / Н.Н. Быкова // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 358-362.
10. Вердиев Д.А. Доходы федерального бюджета, пути их роста / Д.А. Вердиев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - №12. - С. 14-17.
11. Галимуллина Д.А., Елейник А.Г. Проблемы формирования бюджета на местном уровне // Научное сообщество студентов: - сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). .10-15.
12. Зрелов, А.П. Увеличение доходов бюджета без повышения налоговых ставок / А.П. Зрелов // Налоговый вестник. - 2016. - №3. - С.66-74.
13. Ермакова Е.А. Зависимость региональных бюджетов от федеральных налогов //Региональная экономика: теория и практика. – 2015. - №26. – C. 26-33.
14. Лебедева А.Д., Голубева, Т.Г. Доходы и расходы федерального бюджета / А.Д. Лебедева, Т.Г Голубева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - №57. - С.197-206.
15. Лунина Е.А. Формирование налоговой части доходов регионального бюджета // Научное сообщество студентов XXI столетия. - сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). С.44-48.
16. Муслимова З.А. Формирование местного бюджета // Научное сообщество студентов XXI столетия. - сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(47). С.15-20.
17. Максимов Ю.А. Проблемы и направления развития налогообложения и администрирования налоговых доходов бюджета в России / Ю.А. Максимов // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2016. - №2. - С. 133-137.
18. Матвеев В.В., Мазур Л.В. Влияние геополитической нестабильности на налоговые доходы федерального бюджета / В.В. Матвеев, Л.В. Мазур // Территория науки. - 2016. - №4. - С.101-107.
19. Селезнев А.Н. Федеральный бюджет на 2017 г.: кризисный формат и перспектива / А.Н. Селезнев // Экономист. – 2016. - №12. - C. 3-16.
20. Сурхаев И.Д. Доходы федерального бюджета, пути их роста / И.Д. Сурхарев // Новая наука. - 2017. - № 3. - С. 242-245.
21. Свиридова А.А. правовые проблемы формирования бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(33). С.10-19.
22. Суслова М.С. Современные проблемы формирования местных бюджетов в Российской Федерации // Молодёжь и наука: Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. С.29-33.
23. Шинкарева О.В. О внешнем финансовом контроле в системе муниципального самоуправления в РФ // Финансы. - 2016. - № 6. С. 11-18.
24. Официальный сайт муниципального образования г. Краснодар //[Электронный ресурс] / https://krd.ru/departament-finansov/planirovanie-byudzheta/informatsionnye-i-analiticheskiy-materialy/(дата обращения: 15.04.2019).
25. Официальный сайт Левада-центра // [Электронный ресурс] / URL: https://www.levada.ru//yroven-mestnogo-budzheta-7322 (дата обращения: 15.04.2019).
26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2018 «Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ» // [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/ _doc_LAW_155646/ (дата обращения: 15.04.2019 г.).