Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня общество желает видеть школу не только одним из образовательных ресурсов, а, скорее, пространством развития и сотрудничества как внутри, так и по отношению к внешнему миру.
Современное образовательная среда создает неповторимое индивидуализированное и персонализированное впечатление, где у каждого есть возможность найти себя. Среда школы - это место, где встречаются и взаимодействуют не только ученики, учителя, окружающие жители и гости школы, где проводятся не только уроки, интересные встречи, праздники и концерты, но и лекции и семинары, действуют открытые лаборатории и мастерские в разных областях науки, искусства и технологий.
Отечественные и зарубежные ученые и практики трактуют образовательную среду как часть жизненного, социального среды человека, которая проявляется в совокупности всех образовательных факторов, прямо или косвенно влияющих на личность в процессе обучения, воспитания и развития; является определенным воспитательным пространством, в котором осуществляется развитие личности.
В современных быстроменяющихся условиях образовательная среда учебного заведения не является изолированным от внешних и внутренних факторов, их влияния, которые могут иметь как положительный результат, так и содержать угрозы, опасности и риски, которые могут способствовать деструктивным изменениям в нем. Для противодействия таким изменениям, необходимо, чтобы образовательная среда учебного заведения была защищенной и безопасной.
1. Сущность безопасной образовательной среды
Отсутствие единого определения понятия «безопасность образовательной среды» обусловлена существованием различных подходов к пониманию его сущности. Речь идет и о психологическом, и об экологическом, и об информационном аспектах этого понятия.
Так, исследователи, изучающие круг проблем, связанных с вопросом психологической безопасности образовательной среды, считают, что психотравмирующие ситуации прямо или косвенно влияют на физическое и психическое здоровье учащихся. В частности, к психотравмирующим ситуациям в учебном процессе образовательного учреждения можно отнести:
- конфликты в отношениях учитель - ученик, ученик-ученик, ученик - родители и тому подобное;
- проблема адаптации в образовательной среде;
- атмосфера конкуренции между сверстниками;
- чрезмерная требовательность педагогов и тому подобное.
Если учесть экологический аспект безопасности образовательной среды, то стоит обратить внимание на исследования С. Совгира, которая в экологически безопасным образовательной средой понимает «систему психолого-педагогических условий, воздействий и возможностей, которые обеспечивают защищенность личности от негативного воздействия экологических факторов, определяют оптимальность взаимодействия с миром природы» [2, с. 3].
Не менее важным является и информационная часть безопасности образовательной среды, которая, по мнению Н. Кириленко, из-за применения информационно-коммуникационных технологий в образовании осуществляет массовый, глобальное влияние на личность [1, с. 150]. Среди негативного влияния информации на современную образовательную среду автор выделяет: отсутствие надлежащих механизмов контроля качества информациӥ, доступной через современные телекоммуникационные технологии, порождает проникновения в образовательное пространство большого объема недостоверной информации; неконтролируемое проникновение информации сомнительного, агрессивного содержания, которая может способствовать возникновению насилия, буллинг, кибербуллингу и тому подобное.
Таким образом, безопасная образовательная среда - это состояние образовательной среды, в котором: имеющиеся безопасные условия обучения и труда, комфортное межличностное взаимодействие, способствуют эмоциональному благополучию учащихся, педагогов и родителей, отсутствуют какие-либо проявления насилия и достаточные ресурсы для их предотвращения, а также соблюдены права и нормы физической, психологической, информационной и социальной безопасности каждого участника учебно-воспитательного процесса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Кириленко Н.М. Проблемы информационной безопасности образовательной среды высшего учебного заведения. Информационно-телекоммуникационные технологии в современном образовании: опыт, проблемы, перспективы: третья междунар. научно-практической. конф .: [в 2 ч.]. Ч.1. / под ред. Н.Н. Козяра, Н. Ничкало. – Львов: ЛГУ, 2012. – С. 149-151.
2. Совгира С.В., Гончаренко Е. Проблемы экологической безопасности как основы жизнедеятельности личности в образовательной среде. / Черноморский государственный университет имени Петра Могилы; Николаев: ФОП, 2015 – С. 205-208.