Фрагмент для ознакомления
2
1. Правовой статус и нормативно правовая база деятельности Прокуратуры Челябинской области
В период с 18.03.2019по 14.04.2019 я проходил практику в Прокуратуре Челябинской области.
Прокуратура Ленинского района города Самары расположена по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Елькина, 11.
Руководитель: Лопин Виталий Анатольевич.
Прокуратура работает с заявлениями граждан, чьи права так или иначе были нарушены. Прежде всего, это касается жалоб на действия государственных (полиция, приставы, местная администрация) и частных структур, организаций социальной сферы (трудовое, жилищное право, бюджетные выплаты).
Прокуратура представляет собой самостоятельную от иных систему государственных органов, не входящую ни в систему органов судебной власти, ни в систему органов исполнительной власти, ни тем более законодательной, являясь, по существу, самостоятельной – можно сказать, надзорной – ветвью государственной власти.
К нормативным правовым актам, регулирующим деятельность прокуратуры относятся:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
3. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации
4. Уголовный кодекс Российской Федерации
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
6. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
7. Приказ Генпрокуратуры России от 21.06.2013 № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями»
8. Иные нормативные правовые акты.
Так, из нормы ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вытекает, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, потому что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура выполняет надзор за соблюдением Основного закона страны, исполнением законодательных актов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
9. Следует отметить, что в структуре органов государственной власти России прокуратура занимает свое особенное место, выполняя при этом роль одного из элементов системы сдержек и противовесов института разделения властей, способствуя при этом гармоничному функционированию всех ветвей власти. Со временем менялись место и роль прокуратуры, ее деятельность наполнялась новым содержанием, менялись полномочия в сфере прокурорского надзора. Реформирование и развитие прокуратуры сегодня должны быть осуществлены согласно принципам нынешнего государственного устройства, политической и международно-правовой ориентации. Это, в свою очередь, требует от органов прокуратуры отказа от изживших себя форм работы, поиска и применения результативных методов прокурорского надзора.
2. Содержание деятельности Прокуратуры Челябинской области
В статье 1 основного на сегодняшний день закона для прокуратуры, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), в п. 2 определено, что целями прокуратуры является деятельность по:
– обеспечению верховенства закона,
– обеспечению единства и укреплению законности;
– обеспечению защиты прав и свободы человека и гражданина,
– обеспечения защиты охраняемых прокуратурой и законодательно интересов со стороны общества и государства.
Кроме этого, Конституцией РФ прямо предопределяется основная цель прокуратуры, заключенная в регулировании процессов обеспечения и укрепления законности на всей территории России.
Функция прокуратуры – это процесс, повседневной реализации в регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральными законами.
Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.
Прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день – основная функция прокуратуры в досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, по той причине, что уголовное преследование и другие дополнительные функции прокуратуры должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного судопроизводства только при соблюдении условия их законности.
Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации, руководители, должностные лица и собственники.
Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.
В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.
На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части:
– досудебная часть расследования и уголовного преследования;
– уголовное преследование непосредственно в суде.
Необходимо учитывать, что первая часть уголовного преследования должна быть осуществлена в форме расследования преступления, а вторая – в форме поддержания в суде государственного обвинения.
В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.
Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве.
По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.
Законодательно, к числу правоохранительных органов относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков и таможенные органы.
На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства.
Поддержание государственного обвинения – отдельная функция прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.
Содержание формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.
Субъектами, которые имеют исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:
– прокурор;
– заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований действующего законодательства РФ.
Административное преследование. Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.
Порядок подачи протеста регламентируется ст. 23 Закона о прокуратуре. По закону прокурор либо его помощник подает заявление на возражающий
Показать больше