Фрагмент для ознакомления
2
Построение экономико-математической модели требует соблюдения определенных этапов. Сначала ставится цель исследования, далее определяются свойства модели и набор факторов, не оказывающих влияния на ее поведение. Выявляются основные параметры, изменения которых будут влиять на поведение системы в целом. Далее определяется область допустимых решений, выявляются неявные факторы. В итоге выводится функция зависимости параметров друг от друга.
На основе стратегического планирования выстраиваются модели бизнес-процессов компании. Детальное описание каждого события в рамках предприятия позволяет повысить его эффективность, снизить временные и денежные затраты, создать единое поле взаимодействия для всех подразделений предприятия. Воздействие большого количества факторов на работу предприятия может быть оценено при помощи инструментов математики. Среди них наиболее часто используются:
Статистические методы расчетов для принятия управленческих решений. Чаще всего он основывается на наблюдении результатов воздействия факторов или работы определенного процесса. Для выработки решения собираются данные о схожих событиях в системе, и на их основе проводится анализ, выявляющий наиболее часто повторяющийся сценарий.
Применение теории вероятности дает возможность просчитывать возможность наступления того или иного результата при равных условиях. Особенностью данной модели можно назвать поиск оптимального варианта с учетом непостоянства экономической среды и факторного воздействия.
Наиболее часто используются статистическо-вероятностные модели. Они аккумулируют особенности вышеперечисленных подходов. На основе собранных данных статистики делается вероятностный анализ наступления того или иного события. При этом возникает возможность работать не со всем массивом данных, а лишь с выборкой, которая дает максимально точные результаты.
Таким образом, вероятностная модель показывает общий исход деятельности объекта, вероятность наступления того или иного результата. Статистическо-вероятностная модель описывает отдельные свойства и характеристики процесса или явления, давая понимание о динамике их функционирования.
1.2. Моделирование финансовых показателей организации
Основные показатели деятельности ООО «Хозтовары» представлены в таблице 1. По данным таблицы 1 можно отметить следующее. Прирост суммы выручки от продажи выше прироста суммы прибыли от продаж (соответственно 230,9%>130,9%), что свидетельствует о большом приросте суммы затрат. Это привело к снижению показателя рентабельности продаж ООО «Хозтовары» на 10,69%, она составила 13,99%.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности ООО «Хозтовары»
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение 2018/2016, (+,-) Динамика за 2018-2016 гг., %
1 2 3 4 5 6
1. Выручка от продажи, тыс. руб. 49715,0 105978,0 114772,0 65058,0 230,9
2. Прибыль от продаж, тыс. руб. 12270,0 24181,0 16055,0 3785,0 130,9
3. Численность работников (среднегодовая), чел. 34 35 36 2 105,3
4. Стоимость основных средств (среднегодовая), тыс. руб. 17526,0 29545,0 39501,0 21975,0 225,4
5. Стоимость оборотных средств (среднегодовая), тыс. руб. 17249,0 29534,0 38463,0 21214,0 223,0
6. Рентабельность продаж, % (стр.2/стр.1*100)
24,68
22,82
13,99 -10,69 -
7. Средняя выработка работника, тыс. руб./чел. (стр.1/стр.3)
1462,2
3020,1
3204,3 1742,1 219,1
8. Фондоотдача, руб. (стр.1/стр.4)
2,84
3,59
2,91
0,07
102,5
9. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов (стр.1/стр.5)
2,88
3,58
2,98 0,1 103,5
То есть каждые 100 рублей выручки от продажи меньше приносят эффекта в виде сниженной прибыли от продаж. Это демонстрирует ухудшение результативности основной деятельности организации.
Средняя выработка работника ООО «Хозтовары» повысилась за 2016-2018 годы на 1742,1 тыс. руб. (в процентах - на 119,1%), сравнявшись 3204,3 тыс. руб. Следовательно, более эффективным образом использовались трудовые ресурсы организации.
Фондоотдача как показатель эффективности использования основных фондов стала выше за 2016-2018 гг. на 0,07 руб. (в процентах - на 2,5%), составив 2,91 руб. Следовательно, в 2018 году каждый рубль, вложенный в основные фонды, стал приносить больше выручки от продажи. Это характеризует эффективность использования основных фондов, однако по сравнению с предыдущим периодом было снижение фондоотдачи на 0,68 руб. (2,91-3,59), то есть большие вложения в основные фонды пока не принесли должного эффекта.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств повысился на 0,1 оборота, или на 3,5%, составив 2,98 об. Однако по сравнению с 2017 годом было снижение показателя на 0,6 об (2,98-3,58). Следовательно, за три года эффективность оборотных средств возрастает, но за последний год снижается по причине больших вложений в оборотные активы.
В целом, можно отметить, что организация является прибыльной, перспективной.
С целью общей оценки финансовой деятельности проводят оценку имущества. Источников его формирования и финансовых результатов предприятия. По ООО «Хозтовары» будет проведен анализ показателей актива бухгалтерского баланса.
Данные таблицы 2 демонстрируют горизонтальный (посредством показателей динамики) и вертикальный (посредством показателей структуры) анализ показателей актива бухгалтерского баланса ООО «Хозтовары». Сведения табл. 2 предоставляют возможность сделать такие выводы. Показатель общей стоимости имущества ООО «Хозтовары» за 2016-2018 гг. стал выше на 31454,0 тыс. руб. (в процентах - на 54,7%), а в 2017 г. в сравнении с аналогичным показателем 2016 г. было видно его увеличение на 19424,0 тыс. руб. (76886,0-57462,0)).
Таблица 2 – Данные для анализа актива бухгалтерского баланса
ООО «Хозтовары» за 2016 – 2018 гг.
Разделы, группы статей бухгалтерского баланса 2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение за 2018-2016 гг., (±)
тыс. руб. в % к итогу баланса тыс. руб. в % к итогу баланса тыс. руб. в % к итогу баланса тыс. руб. в % к 2016 г.
Внеоборотные активы: 35369,0 61,5 39911,0, 51,9 48965,0 55,1 13596,0 38,4
-нематери-альные активы 23,0 0,04 270 0,03 24,0 0,03 1,0 2,3
- основные средства 23159,0 40,3 35931,0 46,7 43071,0 48,4 19912,0 86
- прочие внеоборотные активы 12187,0 2 3954,0 6,0 5870,0 3,0 -6316,0 -51,8
Оборотные активы: 22093,0 38,5 36975,0 48,1 39950,0 44,9 17857,0 80,8
- запасы 14544,0 25,3 26011,0 33,8 17360,0 19,5 2816,0 19,4
- НДС 706,0 1,2 6,0 0,01 8,0 0,01 -698,0 -98,8
- дебито-рская задол-женность 6202,0 10,8 7938,0 10,3 20618,0 23,2 14416,0 232,4
- финансовые вложения 0,0 0,0 1273,0 1,7 136,0 0,1 136,0 -
- денежные средства и денежные эквивале-нты 641,0 1,1 1746,0 2,3 1824,0 2,1 1183,0 184,4
- прочие оборотные активы 0,0 0,0 0,0 0,0 4,0 0,0 4,0 -
Валюта баланса 57462,0 100,0 76886,0 100,0 88916,0 100,0 31454,0 54,7
Стоимость внеоборотных активов за 2016-2018 гг. возросла на 113596,0 тыс. руб., став равной 48965, тыс. руб., при всем этом в 2017 г. в сравнении с 2016 г. стоимость внеоборотных активов стала выше на 12,8% (39911/35369*100-100)) в основе своей по причине повышения основных средств в 2018 году на 19912 тыс. руб.
Можно отметить, что вложения капитала в нематериальные активы стали выше за 2016-2018 гг. на 1, тыс. руб. (в процентах - на 2,3%), но значительным образом это на увеличение имущества не повлияло.
Все выше изложенное позволяет отметить, что основное воздействие на повышение стоимости внеоборотных активов оказало увеличение стоимости основных средств.
При этом наблюдается за рассматриваемый период прирост стоимости оборотных активов ООО «Хозтовары» - она стала выше за 2016-2018 гг. на 80,8%, что составляет 17857,0 тыс. руб., при этом в 2017 г. в сравнении с 2016 г. – было увеличение на 67,4% (36975/22093*100-100).
Данное повышение произошло в том числе за счет увеличения сумм абсолютно ликвидных активов за три года - финансовых вложений и денежных средств – соответственно в размере 136,0 тыс. руб. и в размере
Показать больше