Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебная практика обучающихся – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, педагогических, творческих заданий в учреждениях, организациях или на предприятиях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности. Учебная практика входит в состав практики образовательной программы высшего образования и учебного.
Практика обеспечивает закрепление у студентов теоретических знаний и способствует приобретению практического опыта планирования и проведения исследований процессов обучения дисциплин по профилю подготовки в сфере будущей профессиональной деятельности. Позволяет ознакомиться с различными учреждениями, где осуществляется психологическая помощь, с передовыми педагогическими и психологическими достижениями. В процессе практики планируется посещение открытых занятий наиболее опытных педагогов и психологов.
Целью учебной практики является первоначальное ознакомление с профессиональной деятельностью педагога-психолога и начальной адаптации к ней.
Задачи практики:
Основной задачей учебной практики бакалавров является начальное развитие трудовых функций и конкретных трудовых действий педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом.
Теоретическую и практическую основу рабочей программы составили: идеи социально-педагогического подхода в профессиональной деятельности учреждений образования (В.Г. Бочарова, А.Б. Мудрик, М.А. Галагузова,); межличностные отношения в вузах (А.А. Бодалев, Т.А. Верѐвкина, Н.В. Тимофеева); социально-педагогические методы и технологии (В.Г. Бочарова, А.Б. Мудрик, В.С. Торохтий); инновационное образование (Е.Д. Чернов, В.Е. Шукшунов).
В результате прохождения учебной практики осваиваются следующие профессиональные компетенции:
– способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.
– способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей.
– способность формировать психологическую готовность
1.Знакомство с организацией
Практика была мной пройдена в Ленинградской области, Всеволожском районе д. Новое - Девяткино ул. Лесная д.8 МДОБУ «Ново - Девяткинский ДСКВ №1».
МДОБУ «Ново - Девяткинский ДСКВ №1» реализует концепцию развития личности ребенка на основе идей развивающего обучения.
Цель:
Создание единой образовательной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Задачи:
1. Создание модели эффективного партнерства на этапах дошкольного и начального общего образования на основе организации разновозрастного сотрудничества
2. Преемственность дошкольного и начального общего образования с ориентировкой на развивающее обучение
3. Построение школьной системы оценки качества начального общего образования.
Приоритеты:
Сохранение психического и физического здоровья детей
Формирование у школьников основ теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия)
Создание условий комфортного обучения
2.Знакомство с основной рабочей документацией и профессиональными инструментами психолога\социального педагога
План работы педагога- психолога
План работы педагога-основной документ педагога-психолога помогает структурировать работу, обозначить приоритетные направления деятельности. Документ составляется с учетом регулирующих бумаг и распоряжений методического кабинета. Работа психологической службы в учебных заведениях основана на определенных принципах, задачах и целях.
Форма плана работы педагога психолога по ФГОС имеет четкую структуру и соответствует распоряжениям руководства.
В соответствие с этим документом, план работы оформляется в виде таблицы, где указываются задания и направления деятельности, форма работы, период выполнения и с кем будет проводиться работа.
Назначение деятельности педагога- психолога
Рисунок 1.-Направления деятельности педагога-психолога
Целью деятельности психолога является организация психологического сопровождения детей в ДОУ.
К основным заданиям можно отнести:
• проведение психологической оценки социального развития детей в ДОУ,
• определение основных трудностей и причины их появления,
• рассмотрение основных методов и способов решения проблем; помощь в преодоление кризисных периодов, решение вопросов по адаптации;
• содействие в духовном и личностном развитии детей в ДОУ в каждом возрастном периоде;
• профилактика отклонений социального поведения детей в ДОУ;
• проведение социально-просветительской деятельности среди персонала учебного заведения;
• оказание помощи в личностном развитие творчески-одаренным детям, развитие индивидуальных качеств.
Комплект диагностических методик, которые могут использовать в своей работе воспитатели и психологи ДОУ.
Реестр утверждается на педагогическом совете.
Эмоционально-личностная сфера
Графическая методика «Кактус» автор М. А. Панфилова (возраст с 3 лет)
Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» А. И. Захаров (для педагогов и родителей)
Тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка (для педагогов и родителей)
Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное» с 5 лет.
Статус в группе «Два дома» Агаева Е. Л., Брофман В. В. и др. с 4 лет. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998.
Тест на определение уровня самооценки детей 4-10 лет (В. Щур «Лесенка»)
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Тест "Я в детском саду" с 5 лет
Тест – опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). Для родителей
Проективный тест тревожности (тест М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммл). Детям 4-7 лет
Методы выявления межличностных отношений дошкольников
(Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова)
Половозрастная идентификация, самосознание Белопольская Н. Л.
Методика исследования детского самосознания Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. М., 1995
Методика «Кинетический рисунок семьи». Автор Р. Бернс, С. Кауфман
Познавательная сфера
Диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста (разработана К. Л. Печерой, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой). Возраст 1,5 – 3 года.
Экспресс-диагностика познавательного развития (автор П. Мясоед). возраст от 3 до 7 лет.
Память
Тест «Запоминание картинок». Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию» – М. : Новая школа, 1998
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Н. В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребёнка в игре [Текст] : учебник/ В.К. Кормилина. - М. : Дошкольное воспитание №3, 1996. - 32 с.
2. Абульханова, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] : учебник/ Н. Л. Безрукова. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
3. Аванесова, В. Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. [Текст] : - В кН. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. - 169 с.
4. Баранов, С. П. Педагогика [Текст] : учебное пособие для педагогических училищ/ Л.Р.Болотина, В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1987. - 367 с.
5. Богуславская, Н. Г. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). [Текст] : учебник Н. А. Купина, - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с.
6. Бодалев, А. А. Личность и общение: [Текст] : Избр. Тр. - М. : Педагогика, 1983. – 271 с.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: [Текст] : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Т.С.Комарова, С.П. Баранов. - М. : Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.
8. Венгер, Л. А. Психология: [Текст] : учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ Мухина B. C - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.
9. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников. [Текст] : -М. : 1981.- 54 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] : - М. : 1967 – 263 с.
11. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
12. Выготский, Л. С. Собр. Соч.: [Текст] : В 6 т. Т. 3 - М. : Просвещение, 1983.-192 с.
13. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] : учебник Е.О.Смирнова /- М. : Просвещение, 1992. - 143 с.
14. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объекта зарубежных методических исследований [Текст] :- / Иностр. яз. в шк. – 1985.- 69 с.
15. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. [Текст] : Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1987. – 169 с.
16. Дубрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: [Текст] : книга для учителя и родителей. - М. : Просвещение, 1987. – 158 с.
17. Ермолаева, М. Е. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] : // Дошкольное воспитание. 1995. – 129 с.
18. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формированиядоброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] : М., 1986. – 263 с.
19. Игра дошкольника [Текст] : учебник/ Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. Под ред. С.Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. – 198 с.
20. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат., 1988. – 69 с.
21. Каган, М. С. Общение и деятельность [Текст] : Философ, науки. - 1975. - № 5.
22. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] : Популярное пособие для педагогов и родителей/ Ю.В.Касаткина.- Ярославль: Академия развития, 1996. – 429 с.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: [Текст] : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Куликовва Т.А. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 253 с.
24. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. [Текст] : Общение и возрастные особенности. - Минск: БГУ, 2001. – 234 с.
25. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед.училищ и колледжей / Н.Н.Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
26. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учебн. завед. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский цент «Академия», 2004;
27. Шишковец Т.А Справочник социального педагога. – М.: ВАКО (Педагогика. Психология. Управление.), 2005. – 335 с.