Фрагмент для ознакомления
2
При определении концептуальных основ высшего учебного заведения руководствуются следующими характеристиками и критериями:
- на какой вид деятельности в первую очередь ориентирован вуз;
- как вуз воспринимается (и идентифицируется) государством и широкой общественностью (обществом); и каким образом это отражается на его финансировании государством и частными структурами.
Система основных функций высшего учебного заведения, позволяет объективно отразить базовые функциональные направления деятельности вуза. Эта классификация включает в себя следующие виды функций: учебную (образовательную); экономическую; научно-квалификационную; научно-исследовательскую; интеллектуальную; дополнительного и непрерывного образования; культурную; «ресурсно-стратегическую».
Под учебной функцией понимается организация учебного процесса и подготовка студентов по соответствующим программам и направлениям.
Экономическая функция заключается в подготовке специалистов для конкретных областей национальной и региональной экономики.
В рамках научно-квалификационной функции осуществляется профессиональный рост профессорско-преподавательского состава, ведется подготовка аспирантов (докторантов), издаются научные работы и публикации.
Научно-исследовательская функция подразумевает осуществление научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ и актуальных для всего научного и образовательного сообщества, имеющих значение для национальной и мировой науки как таковой. В некоторых случаях разделение научно-исследовательской и научной функций является достаточно условным, но в основном это разделение содержательно обосновано.
Суть интеллектуальной функции состоит в повышении интеллектуального уровня общества (местного сообщества). Эта функция отчасти связана с характеризуемой ниже функцией дополнительного и непрерывного образования, но подразумевает более широкую область охвата.
Функция дополнительного и непрерывного образования реализуется путем организации систематических программ повышения квалификации региональных специалистов; проблемных и практических семинаров в тех или иных областях; специальных учебных курсов, направленных на постоянное приближение новейших теоретических и практических разработок к заинтересованным специалистам, работающим в регионе.
Культурная функция заключается в повышении уровня общей культуры как конкретных выпускников вуза, так и всего общества (местного сообщества) в целом.
Под так называемой «ресурсно-стратегической» функцией следует понимать роль вуза в формировании «стратегического национального запаса» первоклассных специалистов, т. е. в формировании национальной (региональной) научной и интеллектуальной элиты.
4 Система работы преподавателя вуза
На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее образование, а также в зависимости от должности необходимый научно-педагогический стаж, ученую степень и ученое звание. Назначение на должность преподавателя вуза и освобождение от нее производится приказом ректора.
Деятельность преподавателя кафедры осуществляется в рамках работы кафедры, сотрудником которой он является. Так, если кафедра является выпускающей, то преподаватель осуществляет учебно-методическую работу по дисциплинам профессионального цикла (профиля, специализации), руководство курсовыми и дипломными работами, организацию производственной и преддипломной практики, участвует в проведении итоговой аттестации.
По учебной и методической работе преподаватели кафедры ведут учебные занятия по дисциплинам кафедры, участвуют в разработке рабочих учебных планов по специальностям и направлениям, вносят предложения по внесению изменений в учебные планы реализуемых специальностей и направлений, разрабатывают на основе ФГОС (ГОС) рабочие программы учебных курсов, фонды оценочных средств, методические пособия, указания и рекомендации, материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, проводят регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современными достижениями производства, науки и технологий.
По научно-исследовательской работе преподаватели кафедры проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по профилю кафедры или по тематическим планам НИР Министерства образования и науки РФ, рецензируют научные работы, руководят научно-исследовательской работой студентов по профилю кафедры, организуют работу научных семинаров, участвуют в организации и проведении научных конференций, готовят к изданию научную и учебную литературу и др.
По воспитательной работе преподаватели кафедры реализуют воспитательную функцию в процессе обучения, организуют и проводят с обучающимися внеучебные мероприятия, проводят воспитательную работу, осуществляют функции кураторов студенческих групп.
Преподаватели не реже одного раза в 3 года проходят повышение квалификации, участвуют в методологических и учебно-методических семинарах и мастер-классах с обсуждением теоретических и методических вопросов по актуальной тематике, обобщают и распространяют педагогический опыт лучших преподавателей кафедры.
Преподаватели ведут следующую учебную и отчетную документацию:
1. Документы по теоретическому обучению (тематический план, рабочая учебная программа по предмету);
2.Учебная документация (журнал учета теоретического обучения, журнал (ведомость) учета посещаемости, ведомость учета успеваемости группы).
3. Отчетная документация (отчет преподавателя вуза)
Посещение и анализ учебных занятий и внеучебных мероприятий.
5 этика делового общения в ВУЗе
Прикладная этика конституируется как необходимый элемент современной нравственной культуры и, вместе с тем, весьма перспективная составляющая этического знания, так как последовательно реализует «практически философский» характер этики, осуществляет рефлексию над острыми, специфическими моральными коллизиями современности, наиболее динамично развивается. В связи с этим предмет, структура, специфика прикладной этики, ее виды нуждаются в дальнейшем исследовании, 34 осмыслении, более точном определении.
Этика делового общения в структуре прикладной этики вызывает как научно-исследовательский, так и собственно практический интерес. Этика делового общения несомненно актуальна в современных условиях трансформации социально-профессиональной структуры общества (расширение сферы действия предпринимательства и менеджмента, появление новых профессий, распространение высшего образования, др.); интенсификации деловых контактов; утверждения в обществе карьерно-прагматических, индивидуалистических, а также потребительских ориентаций.
Очевидна популярность этики делового общения: издается многочисленная разнообразная литература (прежде всего, популярная), рекламируются различные учебные курсы и тренинги. Тем более необходимой является теоретическая разработка предмета, проблематики, статуса этики делового общения в становящейся системе прикладного этического знания, важно обоснование кодексов различных видов деловых отношений, в том числе этики делового общения в вузе. (Следует отличать использование термина «деловая этика» в узком смысле, как обозначение профессиональной этики предпринимательства и менеджмента.)
Объектом исследования и нормативного воздействия этики делового общения в наиболее полном смысле слова являются функциональные
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белоконь А.В., Пушкаренко А.А. К вопросу о региональной миссии университета. // Университеты как центры образования, науки и культуры в регионе. — М.: Изд-во Московского университета, 2005.
2. Белоусов В. И., Востроилов А. В., Шевченко В. Е. Инновационный университет: опыт развития // Университетское управление. 2006. № 5(45).
3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. — М.: Банки и биржи. М.: ЮНИТИ, 2005.
4. Воробьева Л. П. Анализ изменений плана счетов бюджетного учета и порядок его применения // Университетское управление. 2006. № 5(45).
5. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. — М.: Дело, 2005.
6. Инновации в управлении вузом: новые решения для корпоративной информационной системы // Университетское управление. 2006. № 6(46).
7. Кэхилл Д. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 1.
8. Королев В. Б. Кулагин В. А. . Управление вузом с точки зрения принципов корпоративного управления // Университетское управление. 2006. № 6(46).
9. Красильников И. О., Миклушевский В. В., Прокошкин А. С., Туманов В. Е.. Мазалецкая А. Л., Маслов Д. В., Стид, Кэрол. Применение моделей совершенствования для повышения качества управления в российском университете // Университетское управление. 2006. № 5(45).
11. Прокопенко С. А. Рыночный подход к реформированию университета // Университетское управление. 2006. № 5(45).
12. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под. ред. Е.А. Князева. — Казань: Унипресс, 2001.
13. Скотт П. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ, 1998.
14. Титова Н. Л., Балаева О. Н., Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 4.
15. Юкаева В. С. Управленческие решения. М., 1999.