Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе практики обеспечивается формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основных видов профессиональной деятельности: ПМ.03. Классное руководство. Цель практики - подготовка к целостному выполнению функций учителя начальных классов в первые дни ребёнка в школе, знающего нормативные документы, закономерности и принципы образовательного процесса в этот период и умеющего использовать их в своей профессиональной деятельности.
Задание 1. Анализ планирования учебно-воспитательного процесса в первую учебную неделю
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1ч в неделю. Курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели). На изучение математики в начальной школе отводится 540 ч. В 1 классе — 132 ч (4 часа в неделю, 33 учебные недели). 1четв. - 33ч., 2четв.-31ч,. 3четв., -36ч .4 четв..-32ч. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для
2
углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Задание 2. Анализ особенностей учебно-воспитательного процесса в первую учебную неделю 1. Учебные занятия в первом классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. 2. В обучении первоклассников используется «ступенчатый» режим, который предполагает следующее расписание: - в первой четверти (в сентябре, октябре) дети учатся по 3 урока в день по 35 минут каждый, - во второй четверти (ноябре-декабре) – по 4 урока по 35 минут каждый, - а в 3 и 4 четвертях (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый. 3. В расписание уроков первого класса в середине учебного дня рекомендуется включение динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут. 4. Расписание уроков первого класса должно включать не более 4 уроков в день и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. 5. В первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. С учетом этих требований расписание уроков в первом классе может выглядит так: Расписание звонков первых классов (первое полугодие) 1. 8.00 – 8.35 перемена 20 минут (посещение столовой) 2. 8.55 - 9.30 9.30 - 10.10 динамическая пауза 3. 10.10 - 10.45 перемена 10 минут 4. 10.55 - 11.30 перемена 10 минут 5. 11.40 - 12.15 Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Как правило, большинство учителей начальных классов придерживается мнения о том, что домашнее задание в разумных количествах ученикам не только невредно, но даже необходимо для того, чтобы постепенно привыкать к школьной нагрузке и успешно осваивать школьный материал. Поэтому будьте готовы к тому, что домашние задания в первом классе все-таки выполнять придется.
Задание 3. Проектирование и организация игровой деятельности детей на переменах
3
Во время прохождения практики был составлен комплекс игр на перемену и игр на динамическую паузу. Игры на перемену 1. Глухой телефон Дети делятся на две команды. Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное. 2. Ручеек Принимает участие нечеткое количество учеников. Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор. Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий. 3. Третий лишний Один ребенок — ловец, остальные дети делятся на пары. Встают в круг: один из пары впереди, второй — сзади. Надо выбрать того, кто будет убегать от водящего первым. Этот игрок во время бега может встать впереди любой пары. Из образовавшейся тройки участник, стоящий последним, срывается со своего места и убегает по кругу от ловца. Убегающий имеет право встать впереди любой пары. Если его успели догнать до этого, он сам становится водящим. 4. Смена номеров Играющие дети становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим. 5. Тише едешь - дальше будешь В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. Водящий произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.
Задание 4. Проектирование и проведение диагностики уровня адаптации ребенка к школе (наблюдение, беседа с учителем)
Заключение по результатам индивидуального психодиагностического обследования Индивидуальное психодиагностическое заключение. 1. Сведения об обследованном ребенке: – Валерия У. – 8 лет 1 месяц – (ГБОУ) Средняя общеобразовательная школа, первый «а» класс – полная многодетная семья (состав семьи: мама, папа, старшая сестра, старший брат, бабушка) – инвалидность и хронические заболевания отсутствуют, I группа здоровья, леворукость. 2. Цель исследования: диагностика тревожности ребенка. 3. Перечень использованных методик: – психологическое формализованное наблюдение;
4
– психодиагностическая беседа; – тест «Дом, дерево, человек» Дж. Бокуума; – «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена; – методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова. Условия проведения обследования. Психодиагностическое исследование проводилось в дневное время в специальном помещении (учебном классе), оборудования для индивидуальной работы, в привычной для ребенка обстановке. Психодиагностическое исследование проводилось индивидуально в присутствии педагога-психолога данного учреждения. В ходе исследования за испытуемым велось наблюдение.
Задание 5. Проектирование и проведение консультации с родителями ребенка (по результатам диагностики)
Тревожность – это реакция организма на внешние раздражители, связанные с повышенным беспокойством в специфических ситуациях. Состояние тревоги можно ещё назвать защитной реакцией организма на внешние раздражители – страх неудачи, страх не оправдать ожидания близких и учителей, боязнь быть отвергнутым. Школьная тревожность – реакция организма на негативные социальные ситуации, которые могут сопровождать ребёнка в школе. Каждый школьник имеет свой набор проблем, вызывающих тревогу. Что может беспокоить первоклассника прежде всего? – Боязнь не оправдать ожидания учителя. Для младшего школьника учитель является воплощением мудрости и справедливости. Часто, не получая одобрения со стороны учителя, ребёнок становится неуверенным в себе. У него формируется заниженная самооценка. – Боязнь не оправдать ожидания родителей. Родители всегда являются для детей гарантами безопасности. Поэтому, для снижения тревожности, первокласснику крайне важно не сомневаться в родительской любви. Требовательность и контроль должны сочетаться с доброжелательностью и лаской.
Задание 6. Изучение правового пространства профессиональной деятельности
Начнем обзор с ресурсов, содержащих большой банк учебной и методической литературы, где можно скачать материалы для работы (презентации, видеоролики, музыку, литературу) и многое другое. http://zubrila.net , http://www.alleng.ru Одним из официальных сайтов в системе образования РФ является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru . На нем можно узнать самые последние новости в сфере образования; Завуч.инфо - www.zavuch.info/ – (онлайн семинары, видеоконференции для педагогов). Сегодня на портале Завуч.инфо появилась возможность трансляции мастер–классов, дискуссий, конференций и семинаров для преподавателей в прямом эфире, а также все новости образования, поступающие непосредственно от участников портала. http://new.pedsovet.org/ (Всероссийский Интернет–педсовет). На этом сайте вы найдете бесплатные вебинары, видеоконференции, интернет-олимпиады, сможете принять участие в различных Всероссийских конкурсах, разместить материалы. Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru Открытый класс – www.openclass.ru/. Это сайт сетевых образовательных сообществ педагогов РФ. Ресурсы сайта: планы-конспекты, мастер-классы, дистанционное обучение. Многим хорошо знаком портал Дневник.ру https://dnevnik.ru/. Но его возможности не ограничиваются ведением электронного журнала. На страницах сайта в предложениях можно найти интересные конкурсы для учителей и учеников с бесплатным участием.
5
Особый интерес представляет приложение «Веб-ландия» (Центр приложений), в котором можно найти ссылки на сайты, полезные в работе педагога. Обмен опытом. На сайтах http://ped-kopilka.ru и http://www.prodlenka.org возможно бесплатное получение сертификата на размещенные разработки. Неплохой сайт с большой базой методматериалов, высылающий сертификаты за небольшую плату http://videouroki.net
Задание 7. Подготовка отчета о деятельности на практике
Прохождение практики «Первые дни ребёнка в школе» в учреждении общего среднего образования обеспечивает единство теоретической и практической подготовки студента как будущего специалиста начального образования. Практика проводилась в течении двух недель. Целью практики являлось ознакомление с основными направлениями работы учителя начальных классов с учащимися 1 класса и их родителями; изучение уровня готовности ребёнка к обучению в школе. Передо мной стояли следующие задачи: - ознакомление с особенностями учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребёнка в школе, наблюдение за деятельностью учителя и учащихся; - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в университете, умение применять их на практике в воспитательной работе с детьми в процессе их изучения; - выделение условий, факторов, методов и приемов педагогического взаимодействия, способствующих адаптации ребенка к школе; совершенствование и развитие педагогической направленности и профессиональных качеств будущего учителя. Практика была полезна, опытный учитель показал нам, как необходимо строить урок, работать с детьми, помогать им адаптироваться к школе. Дети в 1А классе хорошо развиты и настроены на обучение, так как многие из них ходили на подготовку в школу (с октября по апрель). Ребята хорошо контактировали между собой, доверяли учителю. В конце практики учитель дала нам советы по работе с детьми.
Показать больше