Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики: совершенствование опыта профессионально-педагогической деятельности воспитателя, в том числе и в процессе осуществления исследовательской работы.
Задачи практики:
1. Развивать способности применять полученные знания в области педагогики и методики дошкольного образования в собственной профессиональной деятельности.
2. Совершенствовать у студентов систему научно-методических знаний и понятийного аппарата в области педагогических дисциплин и методик.
3. Развивать профессиональные качества: педагогическое мышление, педагогическое предвидение и прогнозирование, педагогическую рефлексию.
4. Актуализировать ценностные ориентации в области педагогической науки и практики;
Планируемые результаты:
Данная практика способствует формированию и развитию у студента следующих компетенций:
способность использовать основы философских и социогуманитарых знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3).
……………………
Задание 1. Составить глоссарий по проблеме исследования.
Таблица 1
Глоссарий по проблеме ВКР на тему «Литературная сказка как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
Задание 2. Обобщение материала по каждому параграфу главы 1 ВКР
Именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и впервые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.
Для условия полноценного развития речи детей необходимо обогащение, закрепление и активизация словаря. Хорошо развитая речь способствует успешному обучению в дальнейшем.
Слова, усваиваемые ребенком, делятся на 2 группы: активный словарь (фразы, которые ребенок не только осознает, но и использует в речи) и пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными понятиями, но никак не употребляет).
Необходимо, чтобы новое слово поступало в активный словарь дошкольника, для этого нужно создавать такие условия, чтобы новое слово было освоено и воспроизведено ребенком в речи. В работе с дошкольниками необходимо учитывать , что дети не только должны слышать речь педагога, но и воссоздавать ее большое количество раз.
Задание 3. Описание результатов констатирующего эксперимента.
В процессе проведения диагностики уровня сформированности словарно запаса существенный интерес уделяется численному и качественному составу словаря, восприятие смысла слова, уровень его обобщенности, способность использовать выразительные средства языка и применять их в связной речи.
Критерии и показатели развития словаря детей старшего дошкольного возраста
В основе выделенных критериев и характеристик сформулированы уровни развития словаря детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень. Лексикон детей характеризуется совершенным объемом словаря (равно как активного, таким образом, и пассивного), в словаре содержатся все без исключения образующие речи, нелитературный лексический запас никак не наблюдается. Фразы используются согласно смыслу, при надобности дошкольник использует синонимическую замену, способен сочетать фразы, противоположного значения. Осмысливает слова с переносным смыслом и способен применять их в речи.
Средний уровень. Объем словаря сходен к дозволительному, в действующем словаре доминируют глаголы и существительные. В единичных моментах попадаются жаргонизмы. Подбор слов не регулярно подойдет четкому обозначению свойств (частей тела животного), затрудняется в выборе слов схожих либо обратных по значению.
Низкий уровень. Объем активного словаря ниже уровня возможной нормы, недостатки словаря демонстрируются в ошибочных названиях и в смене существительных и прилагательных местоимениями. Отмечаются существенные проблемы в выборе слов похожего или противоположного значения.
……………………………
Таблица 2
Содержание констатирующего эксперимента
Рисунок 1. Уровень развития словаря старших дошкольников (констатирующий этап)
При диагностическом обследовании детей было выявлено, то что у дошкольников имеются отклонения по уровню сформированности словарного запаса.
В процессе работы по первой методике практически все дети затруднялись в установлении аналогичных определений, таких как: сердце, работа, свобода, движение, смерть, удовлетворение, любовь, голод.
То есть у них выявились трудности в формулировании абстрактных существительных.
При работе в соответствии со второй методикой, наибольшую проблему вызвало первое (классификация определений) и второе (подбор синонимов) задания.
…..
Задание 4. Описание организации формирующего эксперимента.
Таблица 3
Содержание формирующего эксперимента
Конспект НОД
Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»
Цель: познакомить детей с творчеством писателя, с его сказкой, помочь давать правильную оценку главному персонажу, обогащать словарь, развивать речь, упражнять в правильном употреблении сложноподчиненных предложений, закреплять знания об особенностях жанра сказки, упражнять в подборе синонимов (при объяснении фразеологизмов, учить замечать средства художественной выразительности, развивать интерес к худ/литературе.
Материал: портрет писателя, сборник «Аленушкины сказки».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, рассматривание иллюстраций в книге про храброго зайца, словарная работа: «забавно», «кубарем прокатился»; объяснить, почему зайца называют «косой»
Ход занятия
1. Вступительная беседа:
-Отгадайте загадку:
Прыг-скок, трусишка,
Хвост коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глазки с косинкой,
Одежда в два цвета –
На зиму и лето.
(заяц)
-Кто может назвать сказки, одним из персонажей которых является заяц? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста», «У страха глаза велики» и др)
-Каким показан заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать? (Слабый, маленький, трусливый, пугливый)
-Про кого мы сегодня будем читать? (про зайца) Как вы догадались? (По илл-ии)
-Послушайте сказку, в которой заяц является главным героем. Она называется «Сказка про храброго зайца…». А написал ее Дмитрий Наркисович Мамин –Сибиряк (показ портрета). Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому что сказки он сочинял для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один, без матери и сочинял для нее сказки.
-Давайте вместе повторим название сказки, чтобы нам лучше запомнилось описание храброго зайца.
Чтение сказки
Беседа
-Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?
-Каким был зайчишка, когда был маленьким? (трусливым, пугливым) Помогите мне прочесть фразу о том, как бедный зайчик всего боится (читаю начало, дети дополняют слова)
-Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос.
-А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?
-Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он? (в этом выражена главная мысль) Если трусливый, почему? Если храбрый, почему? (разбирать все слова, предложенные детьми: хитрый, спрятался и т д)
-А действительно ли заяц был храбрым? (на самом деле он так и остался трусишкой)……….
Задание 5. Описание результатов контрольного эксперимента
Таблица 4
Содержание контрольного эксперимента
Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете необходимыми закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).
Таким образом, чтобы занятия, проводимые с детьми, давали положительные результаты, воспитателю нужно владеть необходимыми знаниями и практическими умениями, которые используются на занятиях.
Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Воспитательно-образовательное значение каждого занятия в дошкольном возрасте, определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.
Показать больше