Фрагмент для ознакомления
2
ОТЧЁТ ПО ПРАКТИКЕ
Характеристика организации
Полномочия по вневедомственной охране осуществляют войска национальной гвардии (п. 21 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Оказание охранных услуг регулируется общими нормами договора возмездного оказания услуг, хотя, как будет показано ниже, такие услуги имеют целый ряд специфических особенностей. Таким образом, по своему предназначению и содержанию договор возмездного оказания платных охранных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, который регулируется общими положениями гл. 39 ГК (хотя прямо он в ней не указан).
Договор оказания охранных услуг необходимо отличать от договора хранения (гл. 47 ГК РФ), они, несомненно, похожи. Эти договоры направлены на достижение одной цели - обеспечение сохранности имущества, но способы ее достижения различны. Следовательно, эта цель достигается разными способами: при хранении имущество передается во владение хранителя; при охране оно не выходит из сферы контроля собственника (иного титульного владельца) и не поступает во владение лица, осуществляющего охрану, саму охрану производит специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 15945/12 по делу N А51-10366/2011 было отмечено, что «при хранении имущество переходит во владение хранителя, а при передаче под охрану оно остается под контролем собственника (иного титульного владельца) и не поступает во владение лица, осуществляющего охрану. Таким образом, оно, как и прежде, остается в охраняемых помещениях: на базах, складах, в магазинах, организациях и на предприятиях, которые тоже не передаются во владение охраны, т.е. не выходят из хозяйственной сферы услугополучателя». Отличительной чертой договора оказания охранных услуг является также возмездный характер оказываемых услуг: согласно этому договору одна сторона (охрана) обязуется организовать и обеспечить надлежащую охрану имущества другой стороны за вознаграждение, тогда как хранение может быть и безвозмездным. Наконец, отношения между собственником имущества и охранной организацией регулируются положениями гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, а не нормами о договоре хранения.
Отношения охранной деятельности осуществляются в рамках договора возмездного оказания услуг. Закон не устанавливает специальных правил, касающихся формы данного договора, поэтому при ее определении стороны должны руководствоваться требованиями главы 9 ГК РФ, а также нормативных актов, регулирующих порядок оказания конкретного вида услуг. Поскольку в качестве услугодателей в данном случае всегда выступают юридические лица, то договоры возмездного оказания охранных услуг должны заключаться в письменной форме.
Предметом данного договора является оказание услуг особого рода. Согласно п. 1 ст. 779 ГК под услугой понимается совершение определенных действий или определенной деятельности (именно поэтому мы говорим об оказании услуг). Таким образом, применительно к услугам правильнее говорить не о материальном результате, а об эффекте оказанной услуги, который в данном случае заключается в обеспечении сохранности имущества либо жизни и здоровья физического лица. Этот эффект при предоставлении охранных услуг может и отсутствовать (например, вследствие бандитского нападения охрана материальных ценностей не смогла быть обеспечена).
Договор возмездного оказания услуг по охране имущества граждан, использующих охраняемое имущество для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по своему содержанию носит потребительский характер и имеет признаки публичного договора. Данный договор можно рассматривать как договор присоединения, когда присоединившаяся сторона принимает заранее сформулированные условия и не может их менять. При этом согласно ч. 2 ст. 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Если условия, ущемляющие права потребителя, будут включены в договор, то у потребителя имеется право на предъявление иска о признании договора или его части недействительными либо об изменении или расторжении такого договора.
Отказ охранной организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается. Это означает, что исполнитель не может отказаться от договора на основании п. 2 ст. 782 ГК РФ при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги. Договорный характер такой деятельности означает, что охранная деятельность подпадает под регламентацию Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». Однако следует учитывать, что речь идет только о тех случаях, когда потребителем услуги является физическое лицо и цель получения услуги не связана с предпринимательской деятельностью.
Законом предусмотрены случаи, когда о самом факте оказания охранных услуг окружающие должны быть надлежащим образом проинформированы.
Особым субъектом договоров об оказании охранных услуг является Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана Росгвардии». Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ранее именовавшееся - федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации, было создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» и на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». В соответствии с вышеупомянутыми правовыми актами оно было передано в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Оно является правопреемником по договорам, ранее заключенным подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на военизированную, сторожевую охрану и на проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт.
Согласно п. 14.1 Устава ГУП «Охрана Росгвардии» одной из ее важнейших функций является охрана имущества физических и юридических лиц в соответствии с заключенными договорами, в том числе при его транспортировке. Таким образом, она выполняет те же функции, что и любое частное охранное предприятие. В то же время в п. 14.2 Устава сказано, что она осуществляет охрану на договорной основе в установленном порядке объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Возникает вопрос о том, можно ли его рассматривать в качестве особых частных охранных организаций или же надо прийти к выводу, что в данном случае выполняются публичные охранные функции. Представляется, что ГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации выполняет одновременно и частные, и публичные охранные функции, что делает его особым субъектом охранных отношений.
Жизнь и здоровье относятся к нематериальным благам, предусмотренным ст. 150 ГК. Легального (нормативного) определения нематериальных благ как объектов гражданских прав нет. Можно выделить
Показать больше