Фрагмент для ознакомления
2
1. Аналитический обзор научных публикаций по работе с молодежью и молодежной политике РФ
Среди объектов социальной политики государства, в частности социальных слоев, особое место занимает молодежь. Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной и политической нестабильности. Именно поэтому государственная молодежная политика – главный элемент молодежной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над ее формированием и осуществлением ведется конкурентная борьба партий и заинтересованных общественно-политических объединений.
Сегодня в сфере молодежной политике сложилось положение, когда почти все теоретические разработки по данной проблематике основываются, так или иначе, на четырех школах советской поры: новосибирской (основатель В.Н. Шубкин), свердловской (основатели Ф.Р. Филиппов и М.Н. Руткевич, в дальнейшем продолженная Л.Я. Рубиной), ленинградской (основатели В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, И.С. Кон) и эстонской (основатель М. Титма). Основываясь на этих теоретических основаниях эстонской школы в начале восьмидесятых была проведенная последняя в СССР (и в Российской Федерации) крупномасштабное комплексное общесоюзное исследование возрастной когорты 1965-1967 годов рождения. Уже тогда были обнаружены значительные региональные различия, которые не позволяли принять какой-то усредненный образец, который бы определялся как основной для исследования молодежной проблематики. Дальнейшие социальные, политические и экономические изменения в нашей стране не позволили молодежную политику поставить в разряд приоритетных.
Научное осмысление феномена молодежной политики в Российской Федерации с течением времени не только не теряет своей актуальности, но и все более приобретает ее. Затянувшийся процесс институционализации молодежной политики в условиях трансформации факторов и агентов социализации молодежи в современном мире ставит изучение сущности молодежной политики как вопрос, имеющий стратегическое значение для нашего государства. Анализ наличной практики реализации молодежной политики на уровне регионов позволяет говорить о ней сегодня как о «политике в сфере свободного времени и образования молодежи» (В.Т. Лисовской) [8, с. 47].
Массовые мероприятия, привлекающие молодых людей, позволяющие установить контакт власти (местной, региональной, федеральной) и молодежи, вытесняют системную межинституциональную работу по созданию комфортных условий социализации молодежи.
Молодежная политика представляет собой социальное пространство, локализованное во времени и обладающее всеми качествами открытой системы, включенной в систему более высокого порядка – социум в целом. Многомерность социально-политических процессов, входящих в молодежную политику, социальных отношений, практик и социальных позиций, функционально связанных между собой и не сводимых к своей совокупности, предопределяет необходимость многомерного, мультинаучного подхода и инструментария к ее пониманию и изучению. Конструирование молодежной политики тесно связано с проблемами вызовов и угроз данного общества и его внешней среды, с проблемой устойчивости самого общества. Сегодня необходимо актуализировать понимание молодежной политики как «особого направления деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющей целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это – на будущее состояние общества» [4, 264] (Вал. А. Луков). Или словами В.Т. Лисовского молодежной политики как «широкой, многофункциональной политики, включающей большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение … (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т.д.)» [8, 38].
Именно такой подход максимально соответствует международной нормативно-правовой базе. Согласно «Всемирной программе действий, касающихся молодежи» под молодежной политикой понимается система действий на международном и национальном уровне, направленная на улучшение положения молодых людей, формирование механизмов и мер, содействующих повышению благосостояния молодежи, формирование национальной и гражданской идентичности, условий эффективного и конструктивного участия молодежи в общественных и политических процессах [1]. И.М. Ильинский и его научная школа дает понятие «молодежной политики» весьма близкое международному правовому. Молодежная политика – деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, «направленная на создание в обществе условий и стимулов для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса» [6, с. 267].
В статье К.А. Хрипкова и И.Н. Шевченко «Молодежная политика в системе социальной политики России» рассматриваются цели и принципы государственной социальной политики, в рамках которой исследуются проблемы реализации государственной молодежной политики [14, с. 101].
По мнению авторов, в полномочиях субъектов на сегодняшний момент находится большинство направлений молодежной политики России. Использование в рамках региональных молодежных происходит посредством осуществления социально-политических технологий. Региональный аспект при этом особенно значим, так как применение социальных технологий на региональном уровне позволяет зримо воплотить, реализовать поставленные цели, зафиксированные в конкретных программах и проектах социальной поддержки молодежи, призванных непосредственно взаимодействовать с молодежной группой.
По мнению Д.В. Шикунова и С.В. Баринова, в соответствии с поставленными целями и избранными приоритетами формируются основные задачи государственной молодежной политики. Главными из них являются: содействие социальному, духовному, культурному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу; создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи [15, с. 75].
Характерной чертой целей молодежной политики в системе социальной политики России считается концентрация не только на разрешении трудностей молодого поколения в области получения образования, устройства на работу, уровня жизни, однако и на формировании интереса духовного развития молодого поколения.
Таким образом – молодежная политика рассматривается как комплекс специальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической и личной жизнедеятельности. Главной целью молодежной политики считается создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации» [3].
За минувшие года почти все политики заявляют об осуществлении образования молодежи. Реализация актуальных проектов молодежи и предоставляемых ей способностей в важной степени взаимосвязана с материальными ресурсами родителей вследствие чего появляются противоречия «отцов и детей». В молодежном сознании наиболее необычным способом сочетаются противоречащие особенности: желание идентификации и выделения, беспринципность и расстройство, копирование и отвержение общепринятых понятий, желание общения и безразличие к обществу. Но прослеживается неудачная картина социального положения определенной доли молодого поколения, правительство не предоставляет достаточных гарантий по осуществлению молодежью своих конституционных прав и законных интересов. Это видно исходя из свидетельства снижения рождаемости, значительного показателя смертности молодого поколения, сложного состояния в области здравоохранения, трудностей в получении образования, недостаток бытовых условий для осуществления полноценной роли семьи [11, с. 45-48].
Для достижения целей реализации молодежной политики требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность. Это позволяет сделать вывод, что в условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования социальной политики России. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Как отдельную отрасль государственной политики молодежную политику характеризуют и собственные принципы реализации. Основными принципами осуществления государственной молодежной политики являются следующие: принцип участия – привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом; принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса; принцип гарантий – предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; принцип приоритета при финансировании мероприятий в области молодежной политики: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений; принцип равенства прав, обязанностей и социальной перспективы молодежи наряду с другими социальными группами трудящихся, классами общества; принцип социальной защищенности молодежи, повсеместное разрешение ее разнообразных социально-политических, экономических проблем, а также создание для юношей и девушек необходимых стартовых возможностей для устройства своей жизни, адаптации к ней; принцип поддержки и стимулирования основных общественно-полезных инициатив самой молодежи, ее организаций [1, 269].
На сегодняшний день в нашей стране накоплен большой арсенал средств и инструментов работы с молодежью. До недавнего времени многие из них успешно решали отдельные локальные задачи, ориентируясь на определенные группы молодежи, однако в массовой практике их применение осуществлялось как набор не связанных между собой мероприятий, реализуемых разными ведомствами, что не обеспечивало необходимого системного эффекта.
Показать больше