Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Место прохождения практики – ПАО «Сбербанк» (Региональное Управление Санкт-Петербург).
Основным акционером Банка является Центральный банк Российской Федерации («Банк России»), которому по состоянию на 31 марта 2017 года принадлежит 52,3% обыкновенных акций Банка.
Банк работает на основании генеральной банковской лицензии, выданной Банком России с 1991 года. Банк также имеет лицензии, необходимые для хранения и осуществления торговых операций с ценными бумагами, а также проведения прочих операций с ценными бумагами, включая брокерскую, дилерскую деятельность, функции депозитария.
Целью производственной практики является оценить место ПАО «Сбербанк» в финансово-кредитной системе России.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- представить характеристику деятельности банка,
- изучить конкурентоспособность продуктов и услуг банка,
- изучить литературу и аналитические данные по оценке конкурентоспособности товара.
1.Общие сведения о ПАО «Сбербанк»
Банк зарегистрирован и имеет юридический адрес на территории Российской Федерации. Сбербанк имеет 12 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Основные моменты
Фактическая численность сотрудников по состоянию на 31 марта 2019 года составила 314 158 человек.
На долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам.Банк осуществляет свою деятельность «идя в ногу» со временем, в банке существует система удаленных каналов, представленная на рисунке 2.
Рисунок 2. Система удаленных каналов банка
Среди клиентов Сбербанка — более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Краткая история развития ПАО «Сбербанк» представлена в таблице 2.2 (информация для составления таблицы взята с официального сайта ПАО «Сбербанк» - http://www.sberbank.ru/).
Общая организационная структура банка представлена на рисунке 3.
Рисунок 3.Организационная структура банка
Группа осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и еще 15 странах мира. Наибольшая часть операций Группы осуществляется на территории Российской Федерации.
Информация по кредитам и авансам клиентов на 31 марта 2017 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Информация по кредитам и авансам клиентов на 31 декабря 2017 года
Из отчета о финансовом положении видно, что совокупные активы банка снизились на 2,8%. Коэффициент достаточности основного капитала Группы вырос на 90 базисных пунктов до 13,2% по сравнению с 12,3% на 31.12.2016 г.
Основные итоги деятельности за 1 кв. 2017 года представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Основные итоги деятельности за 1 кв. 2017 года
Агентство Standard&Poor’s в марте 2017 года изменило прогноз со «стабильного» на «позитивный», сохранив рейтинг на уровне BB+. Агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинг на уровне BBB‐ и «стабильный» прогноз.
По Банку международное рейтинговое агентство Moody’s в феврале 2018 года изменило прогноз долгосрочного рейтинга депозитов в иностранной валюте с «негативного» на «стабильный», сохранив рейтинг на уровне Ba2.
2.Рыночные факторы конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»
К рыночным факторам конкурентоспособности современных банков и в том числе ПАО «Сбербанк» можно отнести:
- уровень доходов и уровень жизни населения, которые определяют объемы инвестиций во вклады, интенсивность переводов денежных средств и оплат через банковские сервисы, формируют спрос на банковские продукты и услуги,
- наличие различных государственных программ поддержки населения с привлечением ресурсов банковских организаций, например, ипотечное кредитование и «материнский капитал»,
- конкуренция в банковском секторе, концентрация банков, экспансия зарубежных банков на российский рынок и, наоборот, уход с рынка определенных «игроков». Например, на современном этапе уровень концентрации конкурентов в банковском секторе значительно снизился за счет усиления требований к банкам со стороны государства и ухода с рынка известных международных банков. Это позволило ПАО «Сбербанк» привлечь внимание их клиентов в свою сторону, предложив аналогичные условия и продукты,
- развитость инфраструктуры продвижения банковских продуктов и услуг (коммуникационные компании, рекламные агентства и т.п.).
Главной задачей на сегодняшний день для Сбербанка является сохранение своего лидерства и постепенное развитие, которое поможет избежать стагнации. Для этого у Сбербанка есть всё необходимое, и дальнейший успех зависит именно от правильности выбранного курса развития.
Особенно важно при поддержании спроса на банковские продукты обеспечить их имиджевое продвижение, активно участвуя в рейтинговых конкурсах, на которые опираются потребители при принятии решений о
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблеев, Р.А. Анализ конкуренции в банковском секторе России в условиях нестабильности / Р.А. Аблеев // Научная перспектива. – 2016. - №10. – С.30-32.
2. Агеева, Н.А. Основы банковского дела: учеб. пособие / Н.А. Агеева. – М.: Инфра-М, 2014. – 498с.
3. Базаева, А.Р. Банковская конкуренция в Российской экономике / А.Р. Базаева // Научный журнал. – 2016. - №1. – С.31-33.
4. Банковское дело / под ред. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П. - СПб.: Питер, 2012. - 157 с.
5. Богомолова, М.Ю. Анализ проблем оценки конкурентоспособности банка в современных условиях / М.Ю. Богомолова // Молодой ученый. – 2016. - №22. – С.145-149.
6. Бровкина, Н.Я. Закономерности и перспективы развития кредитного рынка в России / Н.Я. Бровкина. – М.: КноРус, 2013. – 248с.
7. Бурдина, А.А. Банковское дело / А.А. Бурдина. – М.: МАИ, 2014. – 96с.
8. Ветошко, Г.В. Методические основы оценки конкурентоспособности банка / Г.В. Ветошко // Запад-Россия-Восток. – 2016. - №10. – С.22-26.
9. Волошина, Е.С. Конкуренция на рынке розничных банковских услуг в условиях концентрации банковской деятельности на примере Приволжского федерального округа / Е.С. Волошина, И.А. Волошин // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. – 2016. - №2. – С.67-72.
10. Глушкова, Н.Б. Банковское дело / Н.Б. Глушкова. М.: Академический Проект, 2012. - 99с.
11. Голодова, Ж.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Ж.Г. Голодова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 448.
12. Горелая, Н.В. Основы банковского дела / Н.В. Горелова, Карминский А.М. – М.: Форум, 2013. – 272с.
13. Гусарова, А.В. Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения / А.В. Гусарова, А.В. Захарян // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. - №4-1. – С.67-70.
14. Декина, И.А. Современные банковские операции, продукты и услуги / И.А. Декина // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - №6. – С.298-301.
15. Дурнева, Э.С. Теоретические основы исследования банковской конкуренции и конкурентно банковской среды / Э.С. Дурнева // Экономика и предпринимательство. – 2016. - №5. – С.803-806.
16. Иващук, А.С. Рынок банковских продуктов / А.С. Иващук, К.Н. Дегтеренко // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. – 2016. - №2. – С.82-86.
17. Кильдюшова, Г.И. Банковская конкуренция и специфика ее развития в России / Г.И. Кильдюшова // Прорывные инновационные исследования. – 2016. - №1. – С.63-68.
18. Киселева, К.П. Факторы конкурентоспособности коммерческого банка / К.П. Киселева // Наука, техника и образование. – 2016. - №7. – С.98-101.
19. Колесникова, О.В. Использование Mobile Banking в продвижении банковских продуктов / О.В. Колесникова // Муниципальная академия. – 2016. - №4. – С.152-158.
20. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2016. – 752с.
21. Лаврушин, О.И. Банковское дело / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2014. - 381с.
22. Майкотова, Г.Т. Развитие новых банковских продуктов / Г.Т. Майкотова // Инновации в науке. – 2016. - №12-2. – С.114-118.
23. Максимов, Н.А. Анализ банковской отрасли: конкуренция, проблемы и перспективы развития / Н.А. Максимов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. - №11. – С.3171-3175.
24. Марковина, В.Н. Конкуренция в банковской сфере Российской Федерации / В.Н. Марковина // Наука и образование сегодня. – 2016. - №10. – С.37-38.
25. Матевосян, М.Г. Использование рейтинговых систем оценок в межбанковской конкуренции / М.Г. Матевосян, А.И. Хамидуллина // Научно-методический журнал Концепт. – 2016. - №35. – С.55-60.
26. Митчелл, Д. Обнимите своих клиентов / Д. Митчелл. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 288с.
27. Паньков, В.А. Конкуренция на банковском секторе на примере вкладов для физических лиц в Свердловской области / В.А. Паньков // Современные научные исследования и разработки. – 2016. - №7. – С.186-188.
28. Панькова, М.К. Банковская конкуренция в российской экономике / М.К. Панькова, А.С. Шипулина // Научный альманах. – 2016. - №5-1. – С.180-182.
29. Пищалина, Н.М. Новые банковские продукты и услуги / Н.М. Пищалина // Территория науки. – 2016. - №3. – С.188-192.
30. Савельева, Н.К. Оценка эффективности управления ценовой и неценовой конкуренцией на рынке банковских услуг / Н.К. Савельева // Экономика и управление: проблемы. решения. – 2016. - №8. – С.403-407.
31. Склярова, А.А. Основы банковской конкуренции в России / А.А. Склярова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2016. - №2-2. – С.162-165.
32. Соколов, Ю.А. Банковское дело / Ю.А. Соколов, Е.Ф. Жуков. – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. – 591с.
33. Стародубцева, Е.Б. Банковское дело / Е.Б. Стародубцева. – М.: Форум, 2014. – 392с.
34. Столбовская, Н.Н. Современной состояние банковской конкуренции / Н.Н. Столбовская, Р.А. Сиванков // Вестник научных конференций. – 2016. - №4-4. – С. 93-94.
35. Тавасиев, А.М. Банковское дело. Том 1 / А.М. Тавасиев. – М.: Юрайт, 2016. – 188с.
36. Темнова, Ю.А. Маркетинг банковских услуг как фактор повышения конкурентоспособности / Ю.А. Темнова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2016. - №39-1. – С.46-50.
37. Толстых, Е.И. Факторы. влияющие на уровень банковской конкуренции в современных условиях / Е.И. Толстых // Бизнес и общество. – 2016. - №1. – С.6.
38. Усоскин, В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции / В.М. Усоскин. – СПб.: Ленанд, 2014. – 328с.
39. Файзуллаева, М.А. Банковская конкуренция и специфика ее развития в России / М.А. Файзуллаева // Экономист года 2016: сборник статей Международного научно-практического конкурса. – Пенза, 2016. – С.74-80.
Электронные ресурсы
40. Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2, 3 и 4 по состоянию на 01 сентября 2015 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
41. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 13 июля 2015 г. №484-ФЗ). [Электронный ресурс] – режим доступа: http://base.garant.ru/12127405/.
42. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. от 13 июля 2015 г. №484-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/
43. Бучкова, А.А. Конкуренция в банковской сфере / А.А. Бучкова // [Электронный ресурс] – режим доступа: Nauka-Rastudent.ru. – 2016. - №3. – С.4.
44. Портал «Банки.ру». Рейтинг кредитных карт [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.banki.ru/products/creditcards/catalogue/kreditnyie_kartyi_s_nizkim_protsentom/.
45. Официальный сайт ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.sberbank.ru/.
46. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gks.ru/.