Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практика в школе является одним из этапов профессиональной подготовки педагогов-психологов. Этот вид практики позволяет студентам непосредственно включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога-психолога, непосредственно познакомится с их спецификой. Практика дает возможность проверить степень своей готовности к самостоятельной психолого-педагогической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.
Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. Однако выпускники общеобразовательной школ страдают от неопределенности своей будущей карьеры.
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является актуальной как для педагогики, так и психологии образования. Поскольку оттого, как пройдет адаптация к школе и успешно пройдет первый год в образовательной организации, зависит успешность обучения ребенка, взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ведущий вид деятельности ребенка – игра сменяется на учебную деятельность. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (учителя), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни ребенка, вызывающий необходимость активизации адаптационных резервов учащихся начальной школы.
У большинства детей, в те или иные периоды развития, под влиянием ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников к школе не был травматичным, а осуществлялся эффективно и гармонично, важно на должном научном уровне организовывать их психолого-педагогическое сопровождение.
Цель практики – развитие психолого-педагогической самостоятельности выпускника, а также опытно-экспериментальных умений и навыков, необходимых для написания практической части ВКР.
Задачи практики:
эффективное использование имеющихся психолого-педагогических и теоретико-методологических знаний для проведения психолого-педагогического эксперимента;
приобретение навыков самостоятельной (под наблюдением руководителя практики) психолого-педагогической работы с детьми;
формирование психологической готовности будущего выпускника к психолого-педагогической деятельности.
Место прохождения практики: ГБОУ школа № 1694 «Ясенево».
Структура работы состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы и приложения.
Дневник практики
Дата Содержание выполненной работы Подпись психолога
Знакомство с образовательным учреждением, его историей, структурой, изучение системы работы и учебного плана. Знакомство с педагогическим коллективом и руководящим составом школы, составление индивидуального плана работы по реализации задач педагогической практики. Поиск и анализ литературы, необходимой для успешной реализации заданий.
Ознакомление с организацией деятельности педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы и их непосредственным осуществлением в практической психолого-педагогической работе, с документацией психолога данного учреждения;
Ознакомление с планом работы педагога-психолога. Анализ плана. Составление индивидуального плана работы на время прохождения педагогической практики.
Разработка программы, направленной на снижение уровня школьной тревожности у первоклассников (диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, психолого-просветительский компонент).
Выбор учебного класса для изучения уровня предэкзаменационной тревожности первоклассников, знакомство с классом, подготовительная работа.
Диагностическая работа по выявлению уровня тревожности у первоклассников.
Обработка результатов и разработка коррекционной программы по полученным результатам.
Осуществление коррекционно-развивающего компонента программы, направленного на снижение уровня тревожности в учащихся.
Повторная диагностика с целью оценки эффективности проведенных коррекционно-развивающих мероприятий.
Разработка рекомендаций для родителей и учителей по итогам коррекционно-развивающей работы.
Выступление на педсовете по теме «Снижение тревожности у первоклассников».
Выступление на родительском собрании.
Анализ результатов педагогической практики, подведение итогов, подготовка отчетной документации.
1. Основные сведения ГБОУ школа № 1694 «Ясенево»
Учебно-производственная практика проходила на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения № 1694 «Ясенево».
Управление ГБОУ школа № 1694 «Ясенево» осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Разграничение полномочий между Учредителем, Ведомством, Директором и органами Учреждения определяются Уставом.
Единоличным исполнительным органом ГБОУ школа № 1694 «Ясенево» является директор, которая осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения.
Коллегиальными органами управления ГБОУ школа № 1694 «Ясенево» являются общее собрание работников учреждения, педагогический совет, управляющий совет.
ГБОУ школа № 1694 «Ясенево» имеет в своём составе следующие структурные подразделения (отделения):
индивидуального развития для детей с задержкой психического развития;
«гимназии»;
«лицей искусств»;
общеобразовательное, которые входят в структуру учреждения и не являются юридическими лицами.
В ГБОУ школа № 1694 «Ясенево» обучаются 2727 обучающихся (данные на начало 2018-2019 учебного года).
Место нахождения структурных подразделений:
Цели, предмет и виды деятельности Учреждения.
1. Учреждение осуществляет свою уставную деятельность в соответствии с целями и задачами, определенными законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом, путем выполнения работ и оказания услуг в сфере образования в соответствии с муниципальным заданием Учредителя.
2. Основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии со способностями, интересами, запросами и состоянием здоровья обучающихся в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Предметом деятельности Учреждения является обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.
Образовательная деятельность
В Учреждении реализуются следующие основные общеобразовательные
программы:
образовательная программа начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года);
образовательная программа начального общего образования по специальным коррекционным программам VII вида (нормативный срок освоения 4 года);
образовательная программа основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет);
образовательная программа основного общего образования по специальным коррекционным программам VII вида (нормативный срок освоения 5 лет);
образовательная программа среднего общего образования (нормативный срок освоения 2 года).
Содержание образования в Учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, утверждаемой и реализуемой им самостоятельно, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В ГБОУ школа № 1694 «Ясенево» осуществляет свою работу служба комплексного содействия развитию личности обучающегося (далее служба сопровождения). Деятельность службы осуществляется педагогами-психологами (3 специалиста), социальными педагогами (2 специалиста), медицинскими работниками (3 специалиста) и учителями- логопедами (3 специалиста).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
2. Варавченко, Е. В. Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии / Е.В. Варавченко, Е.А. Кавтя // Образование и воспитание. – 2017. – №3.1. – С. 9-13.
3. ГБОУ школа № 1694 «Ясенево» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sch1694uz.mskobr.ru/#/
4. Микаэлян, Д. А. Влияние факторов социальной среды на выбор будущей профессии старшеклассником / Д.А. Микаэлян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1206–1210
5. Минава, С.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуального потенциала первоклассников в учебной деятельности / С.С. Минаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 28–32. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770218.htm.
6. Осипян, И. Ю. Педагогическое общение и его стили / И. Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – С. 26–30.
7. Сарбалаева, А. Д., Белянкина О. А. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / А.Д. Сарбалаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 92-95.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник. Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 509 c.
9. Ткаченко, Ю.Н. Модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе / Ю.Н. Ткаченко // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity /34(64).pdf