Фрагмент для ознакомления
2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Результаты диагностики внимания учащегося
Для диагностики внимания учащегося нами было использовано две методики: «Корректурная проба» и «Красно-чёрные таблицы».
Корректурная проба (Тест Бурдона)
Шкалы: концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.
Тип теста: Невербальный
Назначение теста: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция к тесту
Стандартная инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Нами использовался детский вариант теста. Инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) - “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.
Тестовый материал
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С - число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А - темп выполнения,
S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t - время выполнения.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So - количество ошибочно проработанных строк,
S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Результаты исследования внимания испытуемого
Нами была рассчитана концентрация внимания:
К = С2 / П = 72 /3 = 16,3 = 163%
Далее нами была изучена устойчивость внимания:
A = S / t = 56 /60 = 0,93 = 93%
Показатель переключаемости внимания учащегося:
С = (So / S) * 100 = (2/7) × 100 = 0, 29 = 29%
Таким образом, у учащегося на высоком уровне находится концентрация внимания, которая составила 163%. Также довольно высокий уровень устойчивости внимания (93%). Однако при этом низкой остается переключаемость внимания (29%). Это означает, что учащийся довольно внимателен, легко концентрируется на выполнении определенного задания. Однако при этом ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, практически невозможно выполнять несколько заданий одновременно. В целом, полученные результаты указывают на готовность учащегося к обучению в школе.
Методика «Красно-черные таблицы»
Шкалы: переключение внимания
Назначение теста: оценка переключения и распределения внимания.
Описание теста
Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.
Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.
Инструкция к тесту
«На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и так далее».
Время выполнения задания фиксируется.
Обработка и интерпретация результатов теста
Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.
Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.
Результаты исследования внимания испытуемого
Время выполнения первой серии составило 2 минуты 3 секунды. При этом была допущена одна ошибка – пропуск числа.
Показать больше